Методика развития речи детей с зпр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:30, реферат

Описание

Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Содержание

Введение
1.Задачи и содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
2.Развития словаря у детей.
1.особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
2.Особенности развития словаря у детей ЗПР
3.Методика развития словаря
3. Формирование у детей грамматического строя речи.
3.1 Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
3.2 Особенности формирования грамматического стоя у детей ЗПР.
3.4 Методика формирования у детей грамматического строя речи
4. Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.
4.1 Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
4.2 Особенности звуковой культуры речи детей с ЗПР
4.3 Методика усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
5. Развитие связной речи в дошкольном возрасте.
5.1 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
5.2 Особенности развития связной речи у детей ЗПР.
5.3 Методика развития связной речи дошкольников.
6.Методика работы с художественной литературой в детском саду
7. Подготовка детей с ЗПР к обучению грамот
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мрр.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

   Введение

  1. Задачи и содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
  2. Развития словаря у детей.
    1. особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
    2. Особенности развития словаря у детей ЗПР
    3. Методика развития словаря

   3. Формирование у детей грамматического строя речи.

   3.1 Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

   3.2 Особенности формирования грамматического стоя у детей ЗПР.

   3.4 Методика формирования у детей  грамматического строя речи.

   4. Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.

   4.1 Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

   4.2 Особенности звуковой культуры  речи детей с ЗПР.

   4.3 Методика усвоения звуковой стороны  речи дошкольниками.

   5. Развитие связной речи в дошкольном возрасте.

   5.1 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

   5.2 Особенности развития связной  речи у детей ЗПР.

   5.3 Методика  развития связной речи дошкольников.

   6.Методика  работы с художественной  литературой в  детском саду

   7. Подготовка детей  с ЗПР к обучению  грамоте

   Заключение

   Список  литературы

 

 

Задачи  и содержание работы по развитию речи детей  дошкольного возраста.

   Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

   Задачи  развития речи:

    1. развитие словаря детей. Она предполагает обогащение, уточнение, активизацию словаря.
    2. воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает развитие речевого слуха, обучение правильного звукопроизношению, воспитание орфоэпической правильной речи, четкой дикции. Большое внимание уделяется воспитанию культуры речевого общения.
    3. формирование грамматического строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам), освоение способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов предложений).
    4. развитие связной речи. Включает развитие диалогической и монологической речи. Диалог является основной формой общения. Детей учат вести диалог, т.е. слушать и понимать обращенную речь; вступать в разговор и поддерживать его; развивать умения речевого этикета. Работа по развитию связной монологической речи осуществляется через обучение рассказыванию. Детей учат рассказывать тексты, строить грамматические высказывания, повествования, составлять рассказы по игрушке и т.д.
    5. формирование элементарного осознания языка и речи. Эта задача обеспечивает подготовку к обучению грамоте (чтению и письму). Цель этой работы в детском саду привлечь внимание детей к слоговому составу слова, анализу состава предложений.
    6. ознакомление с художественной литературой. Не является чисто речевой задачей, а рассматривается как средство осуществления всех задач развития речи. В содержание этой задач входит знакомство с произведениями русской, зарубежной, современной, классической литературы различных жанров; воспитание интереса любви к родному языку.
 

         Средства развития речи дошкольников:

    • общение взрослых и детей;
    • создание оптимальной речевой среды, речь воспитателя;
    • обучение родному языку на занятиях;
    • ознакомление с художественной литературой.
 

   Методы развития речи делятся на 3 группы.

  1. Наглядные методы – используются для закрепления знаний словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи.
  • непосредственные – направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двухсигнальных систем (экскурсия, осмотры помещения, наблюдение);
  • опосредованные – основаны на применение изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин и т.д.).
  1. Словесные методы. Используются при использовании наглядных методов (объяснения, разъяснения и т.д.).
  1. Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т.д.).
 
 
 

         Развитие словаря у детей.

         Особенности развития словаря  детей дошкольного  возраста.

   В развитии словаря выделяют  две стороны: количественную и качественную.

   Количественный  рост. В дошкольном возрасте наблюдается  скачкообразное неравномерное развитие. Его рост зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу 1 году жизни (10-15слов). Развитие понимание речи опережает активный словарь (30-40 слов) . К концу 2 года словарь составляет 300-400 слов. К 3 годам около 1500 слов. Огромный скачек происходит за счет овладения ребенком способами образования слов. В последующих годах темп замедляется . К 4 годам около 1900 слов, в 5 лет около 2000-2500. В 6 лет около 3500-4000 слов.

   Качественное  развитие. Развитие значений слов. Выгодский  показал, что на разных этапах развития ребенка за значением слова стоят различные формы обобщения. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова . Она выделила степени обобщающих функций слов:

  1. степень. Слово заменяет образ конкретного предмета (слово кукла обозначает ту куклу, которую ему показывают). Это характерно для детей 1-2начало года жизни.
  2. Степень. Слово замещает ряд однородных предметов. Ребенок овладевает видовыми понятиями (слово кукла относится к любой кукле). Характерно для детей конца 2 года жизни.
  3. Степень. Слово замещают любую группу однородных предметов (слово игрушка обозначает и куклу, и мячик и т.д.). Ребенок овладевает родовыми понятиями  к 3-3,5 годам.
      1. Степень. Дети способны усвоить любую степень обобщения (слово вещь обобщает в себе слова посуда, игрушки и т.д.). Такая степень обобщения формируется к 5 годам.

   Таким образом, слова изменяются для детей на протяжении дошкольного возраста по мере развития мышления познавательных возможностей ребенка. 

   Особенности развития словаря у детей с ЗПР.

   Развитие  речи детей с ЗПР проходит так же как в норме,  но имеет ряд особенностей.

   Особенности развития словаря:

  • ограниченность и бедность словарного запаса, т.е. он ниже возрастной нормы;
  • более значительное, чем в норме расхождение объема активного и пассивного словаря. Объем пассивного словаря близок к норме, затруднен перевод слов из пассивного словаря в активный, происходит крайне медленно;
  • характерна неточность употребления слов. Поиск нужного слова происходит медленно;
  • семантическая нагрузка слов у этих детей меньше, чем в норме. Поэтому частые семантические замены (ребенок часто не знает значения слов).
 

   Методика  развития словаря.

   Задачи  словарной работы:

  1. обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  2. закрепление и уточнение словаря, т.е. работа над усвоением смысла слов, правильным их употреблением, расширением запасов синонимов, антонимов, работа над многозначными словами.
  3. активизация словаря, т.е. научить ребенка свободно пользоваться лексикой для выражения своих мыслей.
  4. устранение нелитературных слов.

       Методы  словарной работы

  1. Методы накопления содержания детьми лексики.

         1.методы  непосредственного ознакомления  с окружающим миром:

      • Рассматривание картин;
      • Наблюдение за животными, растениями, за деятельностью человека;
      • Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки;
      • Экскурсии (социальное окружение, природа).

         2. Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром:

    • Показ картин с незнакомым словом;
    • Чтение и рассматривание литературных произведений.
  1. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, равитие его смысловой стороны:
      • Рассматривание игрушек, картин;
      • Дидактические игры;
      • Лексические упражнения;
      • Работа с загадками.

   Приемы  словарной работы:

    • Речевой образец;
    • Привлечение внимания к слову по наименованию;
    • Проговаривание слова детьми хором и индивидуально;
    • Включение слова в предложении.
 

 

       Формирование у детей грамматического строя речи.

   Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

   Грамматический  строй языка – это система  единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

   Морфология  изучает грамматическое слово и  его фонемы.

   Синтаксис изучает словообразование и предложение.

   Словообразование  изучает образование слова на базе других.

   Дошкольник  грамматику постигает практическим путем процессе использования языка и восприятия речи окружающих. Основой для усвоения грамматического строя языка является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

   Впервые проблемы формирования грамматического  строя стала предметом изучения в 50 годы после выхода книги А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического  строя языка русского ребенка». Он выделил 3 периода в освоении грамматического строя:

  1. 1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев – период предложений, состоящих из без форменных слов (бах, ди). Речь его в это период аграмматична.
  2. 1 год 10 месяцев – 3 года  - период формирования грамматической структуры предложения (ребенок начинает связывать слова в предложение друг с другом).
  3. 3 года – 7 лет – период освоения морфологической системы языка.

   Усвоение  морфологии. Освоение морфологической системы языка происходит в раннем возрасте. На втором году жизни ребенок пользуется такими грамматическими категориями, как число существительного, категорию рода. К 3 году жизни овладевает падежными окончаниями (именительным, родительным, винительным падежами). В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают все типичные изменения слов, а в старшем дошкольном возрасте единичные формы и исключения ( чулок, носков, апельсинов, рейтуз, гольфов).

   К 5 годам усваивают основные формы  согласования слов, существования с  прилагательным. Существительное с  числительным, формирование морфологической системы языка длиться до школы. У дошкольников в связи со сложностью морфологической системы языка , наблюдаются следующие морфологические ошибки.

  1. ошибки в окончаниях имени существительного:
    • родительный падеж множественного числа с окончанием – ей (карандашов, ежов, дверев);
    • с нулевым окончанием (ночов, девочов, дверков).
  2. ошибки в употребления несколько имен существительных: на пальте, на пианине;
  3. образование множественного числа существительного, обозначающие детенышей животных (свиненки, ягнёнки);
  4. изменение рода существительного: большой яблок;
  5. ошибки в образовании глагольных форм:
    • повелительное накланение (скакай, ехай);
    • изменение основы глагола (плакать – плакаю);
    • спряжения глаголов (сплют, дадишь);
  1. не правильная форма причастий (сломатая, оборватая);
  1. ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных (ярчее, похее);
  2. ошибки в окончании местоимений в косвенных падежах(у меня болеет уши);
  3. склонение числительных (двое домов).

       Усвоение  синтаксической стороны  речи. Основной синтаксической единицей является предложение. Морфология и синтаксис усваивается ребенком параллельно. 1 год – фразовая речь отсутствует, эта функция выполняет слово – предложение, которое дополняет мимика.

       Переход к предложению возможен, когда  ребенка накоплено 46 слов. В 1 год 8 месяцев появляются двухсловные предложения грамматически не оформлены (Юля гулять.). 1 год 9 месяцев – 2 года до 3-4 лет словные предметы с однородными членами. В 2-3 года сложные предложения с сочинительными союзами (да, но, или) и подчинительными союзами (чтобы, когда). На 4 году преобладают простые распространенные предложения. В 5 лет пользуются сложносочиненные и сложноподчинительные предложения. К 7 годам ребенок может пользоваться сложными предложениями всех типов, усваивает основные закономерности их построения. В усвоении также отмечаются ошибки:

Информация о работе Методика развития речи детей с зпр