Методика развития речи детей с зпр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:30, реферат

Описание

Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Содержание

Введение
1.Задачи и содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
2.Развития словаря у детей.
1.особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
2.Особенности развития словаря у детей ЗПР
3.Методика развития словаря
3. Формирование у детей грамматического строя речи.
3.1 Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
3.2 Особенности формирования грамматического стоя у детей ЗПР.
3.4 Методика формирования у детей грамматического строя речи
4. Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.
4.1 Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
4.2 Особенности звуковой культуры речи детей с ЗПР
4.3 Методика усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
5. Развитие связной речи в дошкольном возрасте.
5.1 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
5.2 Особенности развития связной речи у детей ЗПР.
5.3 Методика развития связной речи дошкольников.
6.Методика работы с художественной литературой в детском саду
7. Подготовка детей с ЗПР к обучению грамот
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мрр.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

   Обучение  детей диалогической  речи.

   Работа  по развитию диалогической речи направлена на овладение детьми умениями  необходимыми для общения. На основе исследования ученые выделили несколько групп  таких умений:

  1. собственно речевые умения;
  2. умение речевого этикета;
  3. умение общаться в паре;
  4. умение общаться для планирования совместных действий;
  5. неречевые умения.

   Связи с этим выделяют  следующие задачи обучения диалогической речи:

    • формирование навыков у умений слушать и понимать обращенную речь, вступать в общение, поддерживать его, учитывая ситуацию общения;
    • формирование навыков и умений речевого этикета.

   Метод  обучения диалогической  речи.

      1. разговор воспитателя с детьми.

   Разговоры с детьми могут быть:

        • индивидуальными;
        • коллективными;
        • преднамеренные (специально организованные, как педагогический прием.; такие разговоры планируются в коллендарном плане, при этом указывается тема разговора, цель, вопросы).

   Содержание  разговоров определяется программой. Разговоры могут быть о самом  ребенке, его делах, проблемах, о семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, о книгах, об окружающей жизни.

   В младшей группе преобладают индивидуальные беседы. Постепенно привлекая детей  к разговорам с подгруппой не предъявляя строгих требований. Тематика связана  с тем, что окружает ребенка.

   В средней группе преобладают коллективные разговоры.

   В старшей группе уделяется внимание содержанию детской речи, правильности, повышением требовательности и культуре поведения. Тематика расширяется за счет новых знаний и опытов.

      1. беседа.

   Существует 3 типа бесед:

    • вводная - цель этой беседы создать интерес предстоящей деятельности. Она, как правило представляет получение новых знаний.
    • Беседа, сопровождающая приобретение нового опта. Она сопутствует приобретение наблюдению, экскурсиям, сопровождает рассматривание картин, игрушек и т.д.
    • Обобщающая беседа. Цель – систематизировать, уточнить и расширять опыт детей, полученные в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.

   В каждой беседе выделяют следующие структурные  части:

    1. Начало беседы. Цель- собрать внимание, вызвать интерес к беседе, желание принять участие в разговоре. В начале беседы важно сформулировать тему, обосновать важность темы. Приемы:
      • Загадывание загадок;
      • Показ картин, иллюстраций;
      • Вопросы к детям;
      • Внесение натурального предмета.
    2. Основная часть. В ней раскрывается ее конкретное содержание. Решаются вопросы умственного, нравственного, речевого и эстетического воспитания детей. Чтобы спланировать беседу ее надо разделить на смысловые логические части (микротемы) – это поможет раскрыть ее содержание. Пример: «Беседа о хлебе»:
      • Кто трудится, чтобы вырастить урожай;
      • Какие машины помогают хлеборобам;
      • Путь хлебы от поля до нашего стола;
      • О значимости труда хлеборобов и бережного отношения к хлебу.
    1. Итог беседы. Цель - закрепление содержания беседы, углубить эмоциональное воздействие. Приемы:
      • Чтение стихов, загадок;
      • Игровые упражнения;
      • Выставка книг, иллюстраций;
      • Технические средства обучения;
      • Подведение итога о значимости услышанного и перспективы на будущую деятельность.
 

   Обучение  детей монологической речи.

   Монологическая  речь -  это связное логическо-последовательное высказывание.

   Задачи  обучение детей монологической речи:

        1. развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту;
        2. формирование элементарных представлений о связях между предложениями и структурными частями текста.

   В дошкольном возрасте дети овладевают двумя типами монологической речи:

          • пересказ»
          • рассказ

   В детском саду проводится другие виды занятий по обучению рассказыванию:

    • пересказ;
    • самостоятельные рассказы по игрушкам и предметам;
    • по картинкам;
    • рассказывание из опыта;
    • творческие рассказы

   Эти виды рассказывания предлагают обучение детей различными типами высказываний.

   Программа определяет конкретное содержание по обучению детей рассказыванию.

   Младшая группа – начинается целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей учат пересказывать знакомые сказки, описывать игрушки и картинки через драматизацию подводятся к составлению текста повествовательного типа. В индивидуальном общении рассказывании на темы из личного опыта.

   Средняя группа – пересказ впервые услышанного текстов, продолжение обучения рассказыванию по картине и игрушке, детей учат составлять повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок. При систематической работе  дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта.

   Старшая группа – пересказ литературного  произведения без помощи вопросов воспитателя. Детей продолжают обучать составлять повествовательные и описательные рассказы по картинкам и игрушкам. Вводится занятие по рассказыванию из опыта.

   В подготовительной группе – обучение детей рассказыванию без опоры  на наглядность.

   Необходимые условием для развития связной монологической речи являются:

  1. обогащение словаря детей;
  2. умение ребенка использовать в речи разные виды предложений;
  3. накопление детьми жизненного опыта.

   Приемы  обучения детьми рассказыванию:

  1. совместное рассказывание – когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
  2. образец рассказа – это краткое живое описание предмета или события, доступное для переживания и заимствования.
  3. план рассказа – это когда взрослый задает 2-3 вопроса, который определяет его содержание и последовательность.
    • Совместное составление плана педагогом и детьми
    • Коллективное обсуждение плана
  4. коллективное составление рассказа
  5. моделирование. Модель – это схема, отражающая структурные элементы рассказывания.
  6. Оценка детских рассказов.
  7. вспомогательные вопросы.
  8. указания.
  9. исправление ошибок.
  10. прослушивание детьми своих рассказов.

 

   Методика  работы с художественной литературой в  детском саду.

   Художественное  восприятие литературных произведений у детей с ЗПР не достигает  уровня нормально развивающихся  сверстников, т.к. у них снижена  интеллектуальная деятельность, наблюдается  задержка в развитии познавательных процессов, ограничен жизненный опыт, дети не концентрируют внимание во время чтения произведения.

   Для них характерно:

    • общий смысл прочитанного понимают, но с трудом устанавливают простые причинные связи в сюжете. Часто не понимают переживания, мотивов поступков героев, не улавливают подтекст. Даже в старшем дошкольном возрасте рассуждения их наивны, поверхностны, напоминают ответы младших групп.
    • Эмоциональные отношения к героям яркоокрашены, но не всегда возникают на основании осмысления сюжета.
    • Несложные рассказы слушают внимательно, но быстро забывают.

   Задачи  методика работы с  художественной литературой:

    1. воспитать интерес к художественной литературе.
    2. Развивать способность воспринимать литературное произведение, т.е. усваивать его содержание, эмоционально откликаться на содержание прочитанного.
    3. формирование способности элементарного анализа содержания и формы литературного произведения, т.е. уметь определять главных героев, высказывать свое отношение к ним, определять жанр произведения и его специфические особенности, улавливать наиболее яркие примеры, образность языка.
    4. воспитать избирательное отношение к художественным произведениям.
    5. формирование способности к художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

   Критерии  отбора литературы для  детей с ЗПР:

      • идейная направленность детской книги, ее воспитательная ценность;
      • возраст, смысловая доступность;
      • лексическая сложность текстов;
      • сюжетная занимательность, простота композиции.

   В круг детского чтения входят:

    • произведения народного творчества;
    • русская и зарубежная литература;
    • произведения современных авторов.

   Методы  работы с художественной литературой:

    • чтение воспитателем;
    • рассказывание воспитателем;
    • заучивание наизусть;
    • инсценирование художественных произведений.

   Форма работы с книгой:

    1. знакомство с художественной литературой;
    2. работа вне занятий:
      • работа в уголке книги;
      • самостоятельная художественная речевая деятельность;
      • литературные вечера, досуги.

 

   

   Подготовка  детей с ЗПР  к обучению грамоте

   http://www.pedlib.ru/Books/4/0018/

Информация о работе Методика развития речи детей с зпр