Методика развития речи детей с зпр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:30, реферат

Описание

Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Содержание

Введение
1.Задачи и содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
2.Развития словаря у детей.
1.особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
2.Особенности развития словаря у детей ЗПР
3.Методика развития словаря
3. Формирование у детей грамматического строя речи.
3.1 Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
3.2 Особенности формирования грамматического стоя у детей ЗПР.
3.4 Методика формирования у детей грамматического строя речи
4. Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.
4.1 Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
4.2 Особенности звуковой культуры речи детей с ЗПР
4.3 Методика усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
5. Развитие связной речи в дошкольном возрасте.
5.1 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
5.2 Особенности развития связной речи у детей ЗПР.
5.3 Методика развития связной речи дошкольников.
6.Методика работы с художественной литературой в детском саду
7. Подготовка детей с ЗПР к обучению грамот
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мрр.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)
    1. перестановка слов в предложении;
    2. дети начинают свой ответ с вопросительного слова (почему что);
    3. ошибки в употреблении союзов (опускаются, заменяются другими, ставятся не на то место).

   Усвоение  словообразования. Это процесс создания одного слова от другого (приставки, суффиксы). Примером детского словообразования является детское словотворчество, оно свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Освоение словоспособов словообразования происходит поэтапно от 3 – 4 лет, 5 - 6 лет. Уже к 3 году ребенок начинает вычленять морфемы, манипулировать ими, делать, это не осознано, так появляются денеологизмы (новые слова). Так как ребенок не знаком  с особенностями образования слов допускает много ошибок. Свертывание словотворчества наблюдается к 6 годам, у ребенка формируются обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

   Особенности формирования грамматического  стоя у детей ЗПР.

   Происходит  с большей трудностями, чем овладением словарным запасом, так как грамматика более абстрактна. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений, как правило, появляются в той же последовательности, что и в норме, но темпы их усвоения более медленные. Дети допускают больше грамматических ошибок, которые носят устойчивый характер. Наиболее часто ошибки в употреблении предлогов, согласовании частей речи, построение предложений, освоение грамматикой в  полном объеме, как правило, не происходит. У детей не развито звуковое чутье. 

       Методика  формирования у детей  грамматического  строя речи.

       В методике существуют следующие пути формирования грамматического строя речи у детей:

    1. создание благоприятной речевой среды. Этот путь предполагает повышение речевой культуры детей;
    2. специальное обучение детей трудным грамматическим формам;
    3. формирование грамматических навыков в повседневном речевом общении;
    4. исправление грамматических ошибок.

   Основной  путь формирования грамматического строя речи – специальное обучение трудным грамматическим формам на занятиях по развитию речи.

   Особенности проведения занятий:

  1. для занятия выбираются те грамматические формы, которые затруднят детей;
  2. при планировании таких занятий надо четко определять программное содержание (цель игры или упражнения);
  3. для занятия берется только одна грамматическая задача (пример: употребление нескольких существительных).Необходимо сконцентрировать внимание на данной грамматической форме;
  4. наряду с трудной формой надо брать наиболее легкие, чтобы мог сопоставлять;
  5. для прочного усвоения материала на одну и туже задачу надо подбирать разные игры и упражнения;
  6. занятия должны быть проходить живо, интересно, с высокой речевой активностью детей.

       Методы  формирования грамматической стороны речи:

    1. дидактические игры
    2. игры драматизации
    3. специальные грамматические упражнения
    4. пересказ и рассказ сказок.

       Приемы  формирования грамматической стороны речи:

    • образец правильной речи;
    • объяснение, указание;
    • сравнение двух грамматических форм;
    • хоровое проговаривание;
    • подсказ новой формы;
    • исправление ошибки;
    • привлечение детей к исправлению.

 

   Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.

   Особенности усвоения звуковой стороны  речи дошкольниками.

   В педагогической и психологической  литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного  возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

   Раннее  восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное  развитие речи». В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

   К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни  начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

   Характерной особенностью становления звуков в  начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном  несколько раз подряд, на месте  одного звука чередуется несколько  звуковых вариантов.

   Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

   Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный  и своеобразный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования»

   Овладение новым типом артикуляционных  движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал М. Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с – съ – ш.

   Дети  при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в  нужных и ненужных случаях, заменяя  ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением  звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

   Основной  путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

   Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет  рассмотрение анатомо-физиологических  и психологических предпосылок  овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

   В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание  и деятельность речедвигательного  аппарата.

   Речь  формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность  очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

   К концу второго года жизни ребенок  пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

   Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

   Способствуют  формированию правильного звукопроизношения  особая восприимчивость детей к  звуковой стороне языка, интерес  ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

   Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

   Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который  к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

   Умение  произносить звуки и слова  развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

   Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

   Фонетической  стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие  речевой подражательности отмечают многие исследователи.

   Подражание  звукам речи возникает во втором полугодии  первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

   Таким образом, в дошкольном возрасте имеются  все предпосылки для успешного  овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести  соответствующее развитие коры головного  мозга в целом, фонематического  восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

   По  мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

   Особенности звуковой культуры речи детей с ЗПР.

     У них наблюдаются ярко выраженные  нарушения произносительной стороны  речи. Дети могут не правильно  произносить 10 и более звуков (свистящие, шипящие). Дети могут не различать твердые – мягкие, звонкие и глухие, заменять звуки на другие, смешивать звуки. Причина этих недостатков является недоразвитие слухового восприятия, фонематического слуха, вялость артикуляционного аппарата.

   Методика  усвоения звуковой стороны  речи дошкольниками.

         Задачи  воспитания звуковой культуры речи:

      1. Предпосылочные:
        • Развитие речевого слуха;
        • Развитие речевого дыхания
        • Развитие моторки артикуляционного аппарата.
      2. основные:
        • формирование правил звукопроизношения;
        • формирование дикции:
        • формирование выразительной речи
        • воспитание орфоэпической правильной речи;
        • воспитание культуры речевого общения (общий тон речи, навыки поведения во время общения).

Информация о работе Методика развития речи детей с зпр