Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:30, реферат
Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Введение
1.Задачи и содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
2.Развития словаря у детей.
1.особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
2.Особенности развития словаря у детей ЗПР
3.Методика развития словаря
3. Формирование у детей грамматического строя речи.
3.1 Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
3.2 Особенности формирования грамматического стоя у детей ЗПР.
3.4 Методика формирования у детей грамматического строя речи
4. Усвоение звуковой стороны речи дошкольниками.
4.1 Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
4.2 Особенности звуковой культуры речи детей с ЗПР
4.3 Методика усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
5. Развитие связной речи в дошкольном возрасте.
5.1 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
5.2 Особенности развития связной речи у детей ЗПР.
5.3 Методика развития связной речи дошкольников.
6.Методика работы с художественной литературой в детском саду
7. Подготовка детей с ЗПР к обучению грамот
Заключение
Список литературы
Для решения многих задач воспитания звуковой культуры речи ведущим является фронтальная работа с детьми на занятиях. Большую часть времени на таких занятиях отводится работа над произношением одного звука (в младшей и средней группе) или двух звуков (в старшей группе). Остальное время уделяется решению других задач воспитания звуковой культуры речи.
Младшая группа. 1 занятие в месяц целиком посовещается воспитанию звуковой культуры речи. Не реже 1 раза в неделю проводятся игры и упражнения по звуковой культуре речи на других речевых занятиях.
Занятие целесообразно проводить по подгруппам. На занятия по обучению произношению выносятся гласные звуки, простые по артикуляции согласные, в конце года свистящие звуки (пример: гласные – а, о, у, э, и , ы; согласные – м, м`, п, п` и т.д.)
Примерная структура занятия.
1
часть. Подготовительное
2 часть. Знакомство со звуком. Звук связывается с конкретным образом и его произношение отрабатывается в звукоподражаниях. В этой части занятия проводится упражнения на развитие силы, высоты голоса, речевого дыхания.
3
часть. Упражнения для
Приемы:
Учитывая что дети быстро утомляются в середине занятия может проводится физкультминутка (звукоподражание с движением). На занятие надо добиваться речевой активности каждого ребенка.
Средняя группа. Специальные занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Их количество определяется уровнем усвоения звуковой культурой речи. Не реже 1-2 раза в неделю работа по звуковой культуре речи включаются в другие речевые занятия как часть.
В средней группе работа над свистящими, шипящими и сонорными звуками. Структура занятия более четкая и определенная, чем в младшей группе. Занятие требует большего индивидуального подхода.
Примерная структура занятия.
1 часть. Перед детьми ставится учебная задача (пример: «Будем учится произносить звук…»). Далее дается показ и объяснение артикуляции звука. Обязательно обратить внимание детей на положение губ, языка. Затем дается упражнения в форме звукоподражания на этот звук. Детям произносят их хором и индивидуально с разной силой голоса.
2 часть. Упражнение на закрепление звуков в словах и фразах.
Приемы:
3часть- заучивание небольших стихов, потешек, рифмованных фраз, насыщеннее данным звуком. На этом материале дети упражняются в выразительности речи; работа над силой, высотой голоса, дикцией. Так как со средней группы ставится задача по развитию фонематического слуха, то в занятия включаются задания:
Старший дошкольный возраст. Занятия проводятся около 1 раза в месяц. Не реже 2 раза в месяц работа по звуковой культуре речи включается как часть занятия в форме игр и упражнений. Для занятия берутся 2 звука.
Примерная структура занятия.
1часть. Постановка учебной цели. Сообщается, над каким звуком дети будут работать.
Приемы:
2
часть. Дидактические игры и
упражнения на дифференциацию
звуков в словах. Не менее 2-3.
Одна игра с наглядным
3 часть. Работа с текстом Дети упражняются в произношении звуков в связной речи. Дети могут составлять рассказы по сюжетным картинкам.
4
часть. Заучивание
Методика развития связной речи.
Связная речь- смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Общение осуществляется в форме диалога и монолога. Обе формы имеют свои синонимы диалогическая – ситуативная; монологическая – контекстная (обобщенная, отвлеченная).
Диалог – это беседа двух или нескольких лиц.
Монолог – связная речь одного лица.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
В
эмоциональном общении взрослый
и ребенок выражают разнообразные
чувства (удовольствие или неудовольствие),
а не мысли. Постепенно отношения
взрослого и ребенка
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).
К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
На
третьем году жизни быстрыми темпами
развиваются как понимание
В
дошкольном возрасте происходит отделение
речи от непосредственного
Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.
Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.
Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети
4 – 5 лет активно вступают в разговор,
могут участвовать в
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется
и монологическая речь: дети осваивают
разные типы связных высказываний (описание,
повествование, отчасти рассуждение) с
опорой на наглядный материал и без опоры.
Усложняется синтаксическая структура
детских рассказов, увеличивается количество
сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений. Вместе с тем у значительной
части детей эти умения неустойчивы. Дети
затрудняются в отборе фактов для своих
рассказов, в логически последовательном
их расположении, в структурировании высказываний,
в их языковом оформлении.
Особенности развития связной речи у детей ЗПР.
Становление происходит в
Методика развития связной речи дошкольников.