Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:
· Экономичность;
· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;
· Является моделью трудового коллектива и др.
Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:
· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;
· Создаёт видимость коллективной работы
Введение…………………………………………………………………………...3
Ι. Теоретическая часть
§1. Общее понятие урока………………………………………………………5
§2. Структура урока……………………………………………………………6
§3. Типология урока……………………………………………………………8
§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11
§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14
§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15
§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19
Ι Ι. Практическая часть
§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Методика
введения понятия
«информатика» и
«информация»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Ι. Теоретическая часть
§1. Общее
понятие урока……………………………………………
§2. Структура урока……………………………………………………………6
§3. Типология урока……………………………………………………………8
§4. Требования
к уроку и пути
§5. Подготовка
учителя и учащихся к уроку…………
§6. Принципы
дидактики на уроке
§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19
Ι Ι. Практическая часть
§8. Конспект
урока по информатике…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение:
Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:
· Экономичность;
· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;
· Является моделью трудового коллектива и др.
Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:
· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;
· Создаёт видимость коллективной работы
Ключевым
компонентом классно-урочной
Главную роль
среди основных характеристик
играют цели урока:
К образовательным целям относятся формирование знаний, умений и навыков, касающихся информатики и вычислительной техники. Но формировать надо не только выше перечисленные, но и обще-учебные знания, умения и навыки, позволяющие более рационально организовать процесс обучения информатике.
Для усиления
воспитывающего влияния
В соответствии
с целью урока отбирается
Учебный процесс
предполагает органическое
Учитель управляет
всей учебной деятельностью на
уроке, используя при этом
В современных
условиях обучения достаточно
чётко становится вопрос о
применении таких
Огромную
роль здесь играют
Цели: показать, что урок является основной формой обучения ОИВТ
Объект: урок как основная форма обучения ОИВТ
Предмет: структура урока, принципы дидактики на уроке информатики,
требования к
уроку и пути совершенствования
урока, типология урока
§1. Общее понятие урока
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря,
скука – это мощный фактор утомительности даже там,
где отсутствуют истинные элементы трудности.
М. С. Громбах
Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 – 15 человек.
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Обучение
на уроке происходит в учебных
ситуациях, которые являются
Учебная ситуация – дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Чем больше
осмыслен урок учителем в
Трудности | Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам | Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач |
Выделение в содержании главного, существенного | Выделение ведущей
цели урока
Определение содержания каждого логически завершённого этапа урока Уяснение их основных задач |
Соответствие объёма содержания материала урока отводимому на его изучение времени | Выбор необходимого
и достаточного объёма информации
Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности |
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности | Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
Межпредметная ориентация содержания урока | Устранение дублирования
материала
Опора на материал, известный учащимся из других предметов |
Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности и т. д. В течение всего урока учитель изучает реакцию учащихся на всё, что происходит на уроке.
Мы знаем,
что отдельный урок – это только одно
звено в цепи других уроков по данной теме
или разделу школьной программы данного
курса. Но, с другой стороны, урок и даже
каждый его этап – это нечто целое, законченное.
§2. Структура урока
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придём к понятию “структура урока”.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Число компонентов общей структуры урока постоянно и равно трём. Эти компоненты можно увидеть на следующей схеме:
Актуализация прежних знаний и способов действия
Формирование новых знаний и способов действия
Применение – формирование умений и навыков
Каждый из компонентов общей структуры слишком широк по содержанию и объекту. Например, под актуализацией прежних знаний и способов действия понимается не только воспроизведение ранее изученных знаний и способов действия, но и их применение в новых ситуациях, стимулирование познавательной активности учащихся, проверка учителем уровня усвоения знаний и т. д. Столь же широки и два других компонента общей структуры урока.
Используя
понятие “структура урока информатики”,
важно выделить из множества возможных
основные этапы урока.
Основные этапы урока:
1. Организация начала урока – определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач урока – формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
3. Проверка домашнего задания – определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.
4. Объяснение – научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
5. Закрепление – специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знания.
6. Повторение – систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
7. Подведение итогов урока – выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.
Для каждого
урока обязательным является
этап постановки цели, выбор остальных
обуславливается целью урока.
§3.
Типология урока
3.1.
Типология уроков
по дидактической
цели.
Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология урока по дидактической цели (каждый из названных типов реализуется определённым сочетанием структурных элементов).
Урок изучения нового материала. Необходимость в нём возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершённый учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Структура урока: а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с компьютером, учебником, книгой, справочной литературой;
в) закрепление – диагностика прочности знаний путём наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. п.; д) подведение итогов урока.
Урок закрепления. Завершение изучения целой темы требует проведение особого типа урока, посвящённого закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях. Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных видов и сложности, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного материала и выработки умений и навыков; в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок; г) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путём общего введения в новую тему.
Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»