Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:
· Экономичность;
· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;
· Является моделью трудового коллектива и др.
Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:
· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;
· Создаёт видимость коллективной работы
Введение…………………………………………………………………………...3
Ι. Теоретическая часть
§1. Общее понятие урока………………………………………………………5
§2. Структура урока……………………………………………………………6
§3. Типология урока……………………………………………………………8
§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11
§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14
§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15
§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19
Ι Ι. Практическая часть
§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков.
Подготовка
учащихся к уроку включает: ознакомление
их с планом изучения программного материала
на предстоящих уроках, что особенно важно
в предварительной работе со старшеклассниками;
выполнение ими подготовительных домашних
заданий – знакомство с различными разделами
учебника, доступными пониманию учащихся;
чтение научно-популярной и художественной
литературы по проблемам очередного урока.
§6. Принципы дидактики на уроке информатики
Неустранимая
новизна предмета информатики,
нестабильность содержания, разнотипность
технических и программных
6.1. Принцип научности
Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний, с адаптацией на познавательные возможности учащихся. Эта задача в целом упрощается тем, что в информатике нет пока чёткого деления на высшую и низшую, сильны внутрипредметные связи, любое понятие из “большой” информатики находит свои аналоги в информатике как школьном предмете. Безусловно, фундаментальными являются понятия “информация”, “алгоритм”, “исполнитель”. Если с первыми двумя всё довольно ясно, понятие “исполнитель” более многослойно и выполняет в информатике ещё несколько функций:
1. это дидактическое
средство для придания
2. это понятие, позволяющее с единых позиций трактовать многие вопросы: редактор – исполнитель над текстами, ОС – исполнитель над файлами, принтер – исполнитель над листом бумаги и т. д.;
3. устройство
компьютерной модели любого
Научность обучения
подразумевает также современность методов
обучения, что применительно к информатике
означает, прежде всего, моделирование
в самом широком смысле, исследовательскую
деятельность учащегося.
6.2. Последовательность и цикличность
При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет прочных логических кругов, и повторение идёт лишь как закрепление материала. В информатике это, увы, или к счастью, невозможно. Сильные внутрипредметные связи, “прочность” содержания не позволяют “выпрямить” материал и изучить, например, команды цикла в один присест и в одном месте. Их смысл и сложность восприятия сильно зависят от типа данных.
Ещё А. П. Ершовым была предложена реализация принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь, во всё новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимость.
6.3. Сознательность усвоения и деятельности
В традиционном
смысле сознательность – это полное
понимание учащимися содержания и средств
своей деятельности, что не всегда достигается
в других дисциплинах. Но компьютер, будучи
сложнейшим продуктом цивилизации, заранее
вынуждает ограничивать эту сознательность
целями обучения. Едва ли можно за ограниченное
время доступно и полно рассказать обо
всех процессах происходящих в компьютере,
например, при нажатии клавиши ENTER: замыкание
контакта или изменение ёмкости, прерывание
от аппаратуры, обработка его ОС, реакция
на уровне прикладной программы. Всё это
знать, в общем, и не нужно. Конструктор
ЭВМ, программист и пользователь имеют
различные точки зрения на это событие.
Оптимально – сформировать у учащегося
несколько взаимодополняющих точек зрения
на подобные ситуации, что в совокупности
и даёт общую картину, а главное – многостороннее
знание. Важно правильное использование
этого знания при формировании плана дальнейших
действий. Здесь решающее значение имеет
уровень знаний учителя и умение отобрать,
ограничить материал.
6.4. Доступность содержания
Принцип доступности реализуется
через выделение уровней обучения и работы
за компьютером. Наличие уровня простого
использования – практика с готовыми
ПС – обеспечивает доступность этого
уровня для всех учащихся, при индивидуальной
глубине дальнейшего продвижения в направлении
понимания того, как это средство устроено.
Так, например, важная и трудная тема –
сложность алгоритмов – может быть начата
с практического исследования учащимся
зависимости времени счёта от размерности
задачи, с возможной последующей догадкой
о формуле, виде этой зависимости. Доступность
поддерживается также и представлением
информации в графическом виде.
6.5. Наглядность содержания и деятельности
Наглядность – неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания самого понятия “информация”: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов.
Учащийся может
взаимодействовать с наглядно-моделирующим
графическим образом, целенаправленно
преобразовывать изучаемый объект, чего
не позволяет учебное кино или телевидение.
Наглядной может быть и демонстрация учителем
образца деятельности за компьютером
при работе с готовой программой, например
редактором.
6.6.
Активность и
Активность учащегося реализуется через его деятельность. При изучении других дисциплин педагог работает в прямом контакте с обучаемыми, видит их реакцию, реагирует сам. В информатике возможна работа ученика один на один с компьютером. Таким образом, в информатике активность учащегося на уроках является не только целью, но и необходимым условием успешности обучения.
Формы проявления активности различны, например: самоконтроль через рефлексию собственной деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка собственных алгоритмов. Активность, конечно, следует из интереса к учению, но при этом учителю важно чётко сформулировать, что является контролирующим результатом обучения.
Самостоятельность учащегося также является целью и условием успешного изучения информатики. Возможны этапы нарастания самостоятельности: от полного управления учителем, через дозированную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью с помощью компьютера. При переходе к творческой деятельности самостоятельность реализуется полностью.
Как условие
самостоятельность ведёт к большей продуктивности
обучения, умению самому находить выходы
из затруднительных ситуаций, пользоваться
литературой и компьютерными средствами
помощи (поиск ошибки, действия при непонятной
реакции программы). Признаком высокого
уровня самостоятельности является “самоозадачивание”,
поисковая деятельность за компьютером.
6.7. Прочность и системность знаний
Прочность знаний тесно связана с их
системностью, основанной на поиске
и построении внутри- и межпредметных
связей и ассоциаций. Несколько упрощая,
можно отметить, что понятие, связанное
множеством ассоциаций с другими, более
живуче в памяти человека, чем слабо связанное,
поскольку потеря, забывание единственной
связи-ассоциации выводит понятие из поля
деятельности ума. В этом смысле обычная
для математики или зоологии структура
изучаемого курса в виде дерева обязательно
должна быть дополнена “паутиной” связей
между листьями-понятиями, взаимным обогащением
понятий в их комбинациях. Здесь важную
роль играют прикладные, многоаспектные
задачи. Вряд ли вообще можно представить
содержание информатики и как науки и
как научного предмета в виде одного дерева.
Скорее это лес с переплетёнными кронами,
растущий из таких понятий, как “информация”,
“алгоритм”, “исполнитель” и т. д.
6.8. Индивидуализация и коллективность обучения
Индивидуализация и коллективность обучения дополняют друг друга, особенно в информатике. Только организовав устойчивую коллективную работу, можно найти время для занятий с более сильными и слабыми. В этом отношении компьютер – дидактически двойственный инструмент. Тиражируя обучающие или готовые программы, он способствует организации единообразной, фронтальной групповой деятельности, но способ работы учащегося с программой – всё же “один на один”, со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.
Индивидуализация возможна и через гибкую настройку обучающей программы, вплоть до настройки на тип мышления обучаемого (образный или языковой), и через освобождение времени педагога для индивидуальной работы при автоматизации рутинной части педагогического труда.
При работе учащихся
вдвоём за компьютером могут сложиться
устойчивые отношения типа “работник
- указчик”, поэтому учащихся надо время
от времени менять местами и ролями.
6.9. Эффективность учебной деятельности
Эффективность учебной деятельности предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика для обеспечения наибольшего их КПД, отношения результат/усилие. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Так, блок-схемы, наглядные и удобные для малых задач, могут превратить информатику в черчение при более сложных алгоритмах.
При дефиците
машинного времени (и просто
для сохранения зрения) эффективность
работы за дисплеем должна
обеспечиваться
Эффективность
должна подчиняться целям
6.10. Связь теории и практики
Здесь наблюдается
удивительное подобие научных
категорий теории и практики
и видов деятельности учащегося
и учителя. В самом деле, теория объясняет
или предсказывает результат опыта (запуск
алгоритма на компьютере), а практика (работа
на компьютере) служит средством проверки
теории и источником гипотез, например
о поведении программы или среды. Эти два
вида деятельности тесно переплетаются
на уровне мышления учащегося. Нужно отметить
неизбежность практического освоения
компьютерной среды, так как теория (и
инструкция к программе как её предписывающий
компонент) не в состоянии полностью описать
и предсказать поведение компьютера вследствие
сверхастрономического числа его возможных
состояний.
§7. Внеклассная работа по информатике
К формам внеклассной работы по информатике относятся:
· Экскурсии
· Кружки
· Факультативы
· Олимпиады
· Семинары
· Лекции
Каждая из них имеет свои цели и задачи и используется учителем в работе, естественно, не так часто как урок, но довольно регулярно.
Рассмотрим
подробно несколько из
7.1. Факультативы
Целями факультативных занятий являются: углубленное знание в области информатики или другой дисциплины, изучение которой связано с ЭВМ; профориентация, в том числе и на профессию педагога.
Примерный перечень тем факультативного курса может быть следующим:
· Общее направление – компьютер как средство; компьютер и физика (биология, математика, …); компьютер и управление школой; компьютер как средство общения (коммуникации).
· Компьютер (и ПО) как объект изучения: изучение языка программирования; изучение устройства ЭВМ.
Особого внимания заслуживают межпредметные факультативы. Не стоит далеко выходить за рамки школьных предметных программ. Ведь нынешнее школьное образование настолько разрозненно, фрагментарно, поделено на непересекающиеся дисциплины и темы, что никаких дополнительных занятий не хватит, чтобы привести его в голове учащегося в какую-то систему. Поэтому можно начать с малого – с применением компьютера в дисциплине, которой владеет учитель информатики. Это может предшествовать систематической компьютеризации второй дисциплины.
Полезен по
направленности факультативный
курс, связанный с управлением
школой: именно через него может
начаться компьютеризация
Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»