Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:
· Экономичность;
· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;
· Является моделью трудового коллектива и др.
Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:
· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;
· Создаёт видимость коллективной работы
Введение…………………………………………………………………………...3
Ι. Теоретическая часть
§1. Общее понятие урока………………………………………………………5
§2. Структура урока……………………………………………………………6
§3. Типология урока……………………………………………………………8
§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11
§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14
§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15
§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19
Ι Ι. Практическая часть
§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Уроки обобщения и повторения посвящаются обобщающему повторению, органично соединённому с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; в) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.
Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока: а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока; б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся; в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала.
Наиболее распространённым типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершённый цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он даёт наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Структура
уроков по дидактической цели
является лишь общей схемой. Думающий
и творчески работающий
3.1. Типология уроков по ведущему методу обучения.
Урок-консультация. Проводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщение и систематизация программного материала, но и по развитию их умений.
Выделяют
тематические и целевые уроки-
На консультациях
сочетаются различные формы
Урок-лекция. Это 1-2 урока, на которых излагается весь материал изучаемой темы. Одна из особенностей школьной лекции в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала. Также рассматривается применение теории к решению типичных примеров, образцы решения которых приводит учитель.
Учителю необходимо выбрать оптимальный темп чтения лекции, постепенно приучая учащихся к их записи. Но конспектирование не освобождает учащегося от самостоятельной работы за компьютером или с дополнительной литературой.
Виды уроков-лекций:
- лекция-беседа;
- лекция-дискуссия
(предполагает организацию
- лекция-консультация
(цель: разъяснить учащимся наиболее
значимые и сложные приёмы);
- лекция пресс-конференция (участие учителей смежных дисциплин);
- лекция с ошибками.
Требования к школьной лекции:
- должна быть интересной для учащихся и для учителя;
- научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития учащихся;
- должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей;
- тема лекции
должна естественным образом
вытекать из ранее изученного
материала и прокладывать
- должна быть
общим делом учителя и
должна быть единой, целостной, размерной, ритмичной и обстоятельной;
- главные мысли
должны быть повторены
Урок-зачёт.
Главная задача зачёта: развитие творческих
способностей учащегося путём индивидуальной
работы непосредственно на зачёте; оказание
помощи ученикам в учёбе силами старших
школьников; организация общения старших
и младших школьников в условиях учебной
деятельности; выявление пробелов в знаниях,
умениях и навыках; проверка усвоения
теории, умений решать поставленные задачи;
предупреждение неверия в собственные
силы.
§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока
Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование
новейших достижений науки,
2. Реализация
на уроке в оптимальном
3. Обеспечение
надлежащих условий для
4. Установление
осознаваемых учащимися
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6 .Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность
и эмоциональность всех этапов
учебно-воспитательной
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с
жизнью, производственной
10. Формирование
практически необходимых
11. Формирование умения учится, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12. Тщательная
диагностика, прогнозирование,
Каждый урок
направляется на достижение
Дидактические требования | Воспитательные и развивающие | Организационные |
1.чёткое
определение образовательных социальных и личностных потребностей; 3.внедрение новейших
технологий познавательной 4.рациональное
сочетание разнообразных видов, 5.творческий подход к формированию структуры урока; 6.сочетание различных
форм коллективной 7.обеспечение
оперативной обратной связи, 8.научный расчёт и мастерство проведения урока; |
1.воспитание
учащихся на общечеловеческих
ценностях, формирование 3.внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах; 4.формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; 5.создание проблемных ситуаций; 6.формирование различных видов мышления, памяти и внимания; 7.изучение и
учёт уровня развития и 8.проведение
учебных занятий на “ |
1.наличие продуманного
плана проведения урока;
2.организационная
чёткость проведения урока: 3.сознательная рабочая дисциплина; 4.подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и НИТО; 5.структурная гибкость и подвижность урока; 6.целостность,
завершенность отдельного |
Кроме перечисленных
требований к уроку выделяются и другие:
психологические, управленческие, требования
оптимального общения учителя с учащимися,
требования сотрудничества, санитарно-гигиенические,
этические и т. д.
Обучение
информатике невозможно без
· Методическая система у каждого учителя своя, но выполняются общие задачи;
· Осуществление организации четкости урока от первой до последней минуты;
· Чёткая организация рабочего места учителя и учащихся;
· Сообщение темы и цели урока;
· Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности;
· Формирование у учащихся положительных мотивов учения;
· Активизация учебно-воспитательного процесса – выбор наилучшего варианта, когда за короткое время обеспечивается максимальная эффективность решения поставленной задачи;
· Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
· Совершенствование
типологии уроков
§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку
Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к уроку.
В подготовке учителя к уроку выделяются два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и пояснительной записки к ней, учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе своего собственного опыта, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме.
Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»