Методика введения понятия «информатика» и «информация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:

· Экономичность;

· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;

· Является моделью трудового коллектива и др.

Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:

· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;

· Создаёт видимость коллективной работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Ι. Теоретическая часть

§1. Общее понятие урока………………………………………………………5

§2. Структура урока……………………………………………………………6

§3. Типология урока……………………………………………………………8

§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11

§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14

§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15

§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19

Ι Ι. Практическая часть

§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа,8семестр.печатать.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

 Уроки обобщения и повторения посвящаются обобщающему повторению, органично соединённому с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; в) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.    

 Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока: а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока; б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся; в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала.    

 Наиболее  распространённым типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершённый цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он даёт наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.     

 Структура  уроков по дидактической цели  является лишь общей схемой. Думающий  и творчески работающий педагог  каждый этап урока может сделать  интересным, продуктивным, обучающим  и развивающим. Последовательность  элементов не является строго закреплённой.    
 
 

3.1. Типология уроков  по ведущему методу  обучения. 

Урок-консультация. Проводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщение и систематизация программного материала, но и по развитию их умений.     

 Выделяют  тематические и целевые уроки-консультации. Тематические уроки-консультации  проводятся либо по каждой  теме, либо по наиболее значимым  или сложным вопросам школьного  материала. Целевые – входят  в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных, контрольных, зачётов и экзаменов.     

 На консультациях  сочетаются различные формы работы  с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. Учитель систематизирует затруднения, недочёты и ошибки в работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые будут рассмотрены на консультации. Учащиеся приучаются готовить к консультации вопросы и задания, вызывающие у них затруднения    

 Урок-лекция. Это 1-2 урока, на которых излагается весь материал изучаемой темы. Одна из особенностей школьной лекции в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала. Также рассматривается применение теории к решению типичных примеров, образцы решения которых приводит учитель.     

 Учителю необходимо выбрать оптимальный темп чтения лекции, постепенно приучая учащихся к их записи. Но конспектирование не освобождает учащегося от самостоятельной работы за компьютером или с дополнительной литературой.     

 Виды уроков-лекций:     

- лекция-беседа;     

- лекция-дискуссия  (предполагает организацию обмена  мнениями в промежутках между  изложением опорных разделов  курса информатики);    

- лекция-консультация (цель: разъяснить учащимся наиболее  значимые и сложные приёмы);    

- лекция пресс-конференция (участие учителей смежных дисциплин);     

- лекция с  ошибками.   

 Требования  к школьной лекции:    

- должна быть  интересной для учащихся и  для учителя;    

- научный уровень  лекции должен соответствовать  уровню развития учащихся;    

- должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей;    

- тема лекции  должна естественным образом  вытекать из ранее изученного  материала и прокладывать тропинку  к последующему;    

- должна быть  общим делом учителя и учащихся;     

 должна быть  единой, целостной, размерной, ритмичной и обстоятельной;    

- главные мысли  должны быть повторены несколько  раз, выписаны на доске и  зафиксированы учащимися.     

 Урок-зачёт. Главная задача зачёта: развитие творческих способностей учащегося путём индивидуальной работы непосредственно на зачёте; оказание помощи ученикам в учёбе силами старших школьников; организация общения старших и младших школьников в условиях учебной деятельности; выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках; проверка усвоения теории, умений решать поставленные задачи; предупреждение неверия в собственные силы.  

§4. Требования к уроку  и пути совершенствования  урока    

 Дать хороший  (качественный) урок – дело непростое  даже для опытного учителя.  Многое зависит от понимания  и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.    

 Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:    

1. Использование  новейших достижений науки, передовой  педагогической практики, построение  урока на основе закономерностей  учебно-воспитательного процесса.    

2. Реализация  на уроке в оптимальном соотношении  всех дидактических принципов и правил.    

3. Обеспечение  надлежащих условий для продуктивной  познавательной деятельности учащихся  с учётом их интересов, наклонностей  и потребностей.    

4. Установление  осознаваемых учащимися межпредметных связей.    

5. Связь с  ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.    

6 .Мотивация  и активизация развития всех  сфер личности.    

7. Логичность  и эмоциональность всех этапов  учебно-воспитательной деятельности.     

8. Эффективное  использование педагогических средств.     

9. Связь с  жизнью, производственной деятельностью,  личным опытом учащихся.    

10. Формирование  практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных  приёмов мышления и деятельности.     

11. Формирование  умения учится, потребности постоянно пополнять объём знаний.    

12. Тщательная  диагностика, прогнозирование, проектирование  и планирование каждого урока.    

 Каждый урок  направляется на достижение триединой  цели: обучить, воспитать, развить.  С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих    требованиях.   

Дидактические требования Воспитательные и развивающие Организационные
1.чёткое  определение образовательных задач  каждого урока; 2.рационализация  информационного наполнения урока, оптимизация   содержания   с учётом                 

социальных и  личностных потребностей;

3.внедрение новейших  технологий познавательной деятельности;

4.рациональное  сочетание разнообразных видов,  форм и методов;

5.творческий  подход к формированию структуры урока;

6.сочетание различных  форм коллективной деятельности  с     самостоятельной деятельностью учащихся;

7.обеспечение  оперативной обратной связи, действенного  контроля и управления; 

8.научный расчёт  и мастерство проведения урока;

1.воспитание  учащихся на общечеловеческих  ценностях, формирование жизненно  необходимых качеств: усидчивости,  аккуратности, ответственности, исполнительности, коллективизма и др.;

3.внимательное  и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований

педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах;

4.формирование  и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

5.создание проблемных  ситуаций;

6.формирование различных видов мышления, памяти и внимания;

7.изучение и  учёт уровня развития и психологических  особенностей учащихся, проектирование  “зоны ближайшего развития”; 

8.проведение  учебных занятий на “опережающем”  уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;  

1.наличие продуманного  плана проведения урока;

2.организационная  чёткость проведения урока: своевременное  начало, высокая плотность, оптимальный  темп обучения, логическая стройность  и законченность;

3.сознательная рабочая дисциплина;

4.подготовка  и рациональное использование  различных средств обучения, ТСО  и НИТО;

5.структурная  гибкость и подвижность урока;

6.целостность,  завершенность отдельного урока  и их системы внутри темы, раздела.

 

     

 Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.      

 Обучение  информатике невозможно без совершенствования методики обучения и современного оборудования класса:

    ·        Методическая система у каждого учителя своя, но выполняются общие задачи;

    ·        Осуществление организации четкости урока от первой до последней минуты;

    ·        Чёткая организация рабочего места учителя и учащихся;

    ·        Сообщение темы и цели урока;

    ·        Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности;

    ·        Формирование у учащихся положительных мотивов учения;

    ·        Активизация учебно-воспитательного процесса – выбор наилучшего варианта, когда за короткое время обеспечивается максимальная эффективность решения поставленной задачи;

    ·        Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

    ·        Совершенствование типологии уроков  

§5. Подготовка учителя  и учащихся к уроку    

 Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к уроку.    

 В подготовке учителя к уроку выделяются два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и пояснительной записки к ней, учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе своего собственного опыта, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме.    

Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»