Методика введения понятия «информатика» и «информация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:

· Экономичность;

· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;

· Является моделью трудового коллектива и др.

Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:

· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;

· Создаёт видимость коллективной работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Ι. Теоретическая часть

§1. Общее понятие урока………………………………………………………5

§2. Структура урока……………………………………………………………6

§3. Типология урока……………………………………………………………8

§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11

§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14

§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15

§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19

Ι Ι. Практическая часть

§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа,8семестр.печатать.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

 Нацелен на  будущее факультатив “Компьютер  как средство общения”. Можно исследовать, что и как позволяет передавать локальная сеть школьных ЭВМ. Это предваряет работу учащихся с “настоящими” сетями.     

 Изучение  устройства ЭВМ может провести  учитель физики. Следует помнить, что через конкретный компьютер учащийся может понять и увидеть, как устроены компьютеры вообще, а главное, ощутить уверенность в том, что он сможет справиться с этим сложнейшим атрибутом цивилизации.    

 Для факультативных  занятий характерны большая самостоятельность, самоуправление познавательной деятельностью, меньшее число обучаемых.  

7.2. Кружки    

 Кружок –  наиболее гибкая, глубоко индивидуальная  форма работы с разнообразным  содержанием. В кружке могут  заниматься дети разных возрастов.  В кружке занимаются только  те, кто проявил явный и повышенный интерес к делу. Лёгкое ограничение на численность участников кружка вызовет полезное соревнование за право участия в нём.    

 Для старшего  возраста можно ставить задачи-проекты  большого объёма, связанные целостным  содержанием: создание баз данных для школы, разработка сервисных средств – программ для учителя информатики. Проект выполняется несколькими участниками.     

 На занятиях  кружка можно отладить свои  инструкции к занятиям по информатике  до их тиражирования. Учитель  может узнать, что-то полезное от “хакера” и в свою очередь попытаться гуманизировать и упорядочить его деятельность, расширить сферу его интересов через постановку межпредметных и прикладных задач, наладить отношения сотрудничества.    

 Работая с  младшими школьниками, следует избегать крена в стандартный курс информатики, который они ещё не изучали. Оптимальный путь – освоение готовых ПС, способствующих усвоению знаний из других дисциплин, изучаемых ими параллельно: через диалоговые вычисления, работу с готовыми моделями, разумеется, без программирования.  

7.3. Экскурсия   

  Можно сформулировать три основные цели экскурсии: показать “живую” информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на профессии, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся “книжные” и умозрительные представления о настоящей информатике.    

 Экскурсия  может проводиться до и после изучения курса. В первом случае одна из её целей – формирование интереса к предмету, во втором – обобщение знаний, их систематизация, связь с реальностью.     

 Экскурсия  должна быть обязательно подготовлена. Основное её отличие от туристической – большая компетентность экскурсантов, большая точность приобретаемых знаний.     

 Учителю следует  предварительно пройти по маршруту  экскурсии, выяснить и договорится, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы.    

 Полезно заготовить  перечень вопросов, на которые учащимся придётся ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне. Например: сколько килобайт вводит секретарь-машинистка за одну минуту; как обеспечивается сохранность информации; какой тип ЭВМ используется в данной организации; каковы её технические характеристики.    

 Можно проводить  смелые, обобщающие параллели между  школьным материалом и тем,  что показывалось на экскурсии.  Пример: с какой точностью ведутся расчеты по зарплате? Итогом экскурсии является коллективное обсуждение результатов и ответов на поставленные вопросы.  

§7. Конспект урока по информатике

Класс: 5 класс

Тема  урока: План решения задачи – алгоритм.

Цели  урока:

общеобразовательные: ознакомление с понятием алгоритма, усвоение знаний о печати цифр, русских заглавных и строчных букв; ознакомление с клавишами Backspase и Пробел.

воспитательные: развитие логического мышления, воспитание аккуратности, бережливого отношения к компьютеру.

практические: формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения собственных задач.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: преподавания: беседа, рассказ               

  учения: участие в беседе, лабораторная работа репродуктивного           

                    типа     

Оборудование: компьютеры, доска, плакат с изображением клавиатуры 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
Орг.

момент  

Целепо-лагание    
 

Проверка

д/з             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Актуали-

зация

прежних

знаний           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усвоение

новых

знаний                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Форми-

рование умений и навыков      
 
 
 
 

Подведе-

ние итогов, инфор-

мация о д/з

Тишина в  классе, все успокоились. Здравствуйте! Садитесь.  

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: “План решения задачи – алгоритм”.   

В начале нашего урока мы проверим домашнее задание. Напомните мне, что было задано на дом?

Все справились с заданием?

Молодцы! Тогда  давайте разберём этапы приготовления. [По выбору учителя один из учеников читает первый пункт плана. Дети предлагают свои версии и вместе с учителем подводят итог в виде единой формулировки. Дальнейшее обсуждение проходит по этой же схеме]

Итак, мы все  вместе составили план решения домашней задачи.  

Чем является для  нас способ приготовления манной каши?

Что такое информация?           
 
 
 
 
 
 
 
 

Что можно делать с информацией?  

[Учитель выводит  на демонстративный экран задачу]. Ребята, перед вами задача. Прочитайте её про себя.

Задача: На берегу реки стоит дед с лодкой, а рядом с ним – волк, коза и капуста. Дед должен перевезти на противоположный берег волка, козу и капусту и переправиться сам. Однако в лодку помещаются только дед и ещё либо волк, либо коза, либо капуста. Оставлять же волка с козой, а козу с капустой нельзя – волк может съесть козу, а коза может съесть капусту. Как должен вести себя дед?

Теперь один из учеников прочитает задачу в слух (называет фамилию ученика).

О чём эта  задача? 

Сколько существ  может вместить в себя лодка?  
 

Кого с кем  по условию задачи нельзя оставлять?

Почему?    
 
 

Итак, кого вы предлагаете  перевести первым?

Я вижу, задача вызвала  у вас большой интерес. Её решение  вы продолжите дома.

Ребята внимание. Всё то, о чём мы сегодня говорили, т.е. и рецепт приготовления манной каши, и задача про перевоз на противоположный берег волка, козы и капусты, можно объединить одним общим словом – алгоритм. Запишите: Под алгоритмом понимается понятное и точное предписание действий, выполняя которые можно придти к результату.   

 Для записи  команд алгоритма используются русские заглавные и сточные буквы, а так же цифры. [Учитель подходит к плакату с изображением клавиатуры]. Цифры находятся  в верхней части клавиатуры. Для печати цифр не нужны никакие дополнительные клавиши.    

 Для перехода  на русские буквы необходимо одновременно нажать клавиши Shift и Ctrl. [Показывает местоположение  их на плакате].     

 Для печати  заглавных букв нужно нажать  клавишу Caps. Повторное нажатие этой клавиши приведёт опять к печати строчных букв. Для удаления символов справа налево используется клавиша “Пробел”, в виде длинного белого прямоугольника (плакат).

Лабораторная  работа: Набор на клавиатуре слов заглавными и строчными буквами, набор предложений.     

 Ребята, садитесь  за компьютеры.

Сейчас вы будите упражняться в наборе на клавиатуре заглавных и строчных букв. [Каждому ученику выдаётся лист с печатным текстом, который он должен воспроизвести на компьютере в таком же виде. Учитель проходит по классу и контролирует работу учеников].    

 Закончили  печатать, садитесь за парты.

Сегодня вы узнали новое понятие – алгоритм. Однако у нас ещё остался тот самый  дед, которому нудно перевести волка, козу и капусту на противоположный  берег, и вы просто обязаны ему  помочь. Поэтому запишите д/з: написать в тетради алгоритм решения этой задачи, т. е. описать по порядку действия, которые должен совершить дед, чтобы без проблем перевезти своё имущество на противоположный берег.

Урок окончен, до свидания.

Здороваются,

садятся  

Записывают число  и тему   
 

Написать рецепт приготовления манной каши

Все           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информацией  

Совокупность  сигналов, которые система получает извне (входная), выдаёт в окружающую среду (выходная) или оставляет в  себе (внутренняя информация)

Примеры учащихся   

Читают          
 
 
 
 
 
 
 
 

Читают

О перевозе на противоположный берег волка, козы и капусты

Двоих: деда и  ещё либо волка, либо козу, либо капусту.

Волка с козой, а козу с капустой Волк может съесть козу, а коза может съесть капусту.

Звучат различные  мнения      
 
 
 
 
 

Записывают           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Продолжают записывать   

Садятся

Выполняют задание   

Рассаживаются по местам  

Записывают д/з в дневники

 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:     

 В общем,  можно сказать, что, несмотря  на малую длительность, урок сложный  и ответственный этап учебного  процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всём мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.    

 Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что урок является основной формой обучения ОИВТ.                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика Москва: Владос, 2003

2. Подласый И. П. Педагогика Москва: Владос, 1996

3. Пидкасистый П. И. Педагогика Москва: Педагогическое общество России,     

2002

4. Бочкин А.  И. Методика преподавания информатики:  учебное пособие для студентов  пед. Вузов. – Мн.: Высшэйшая школа, 1998                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»