Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:
· Экономичность;
· Создаёт возможность для содержательного общения учащихся между собой и с учителем;
· Является моделью трудового коллектива и др.
Но наряду с достоинствами она имеет и ряд недостатков:
· Работает на принципе одинаковости способностей учащихся;
· Создаёт видимость коллективной работы
Введение…………………………………………………………………………...3
Ι. Теоретическая часть
§1. Общее понятие урока………………………………………………………5
§2. Структура урока……………………………………………………………6
§3. Типология урока……………………………………………………………8
§4. Требования к уроку и пути совершенствования урока…………………11
§5. Подготовка учителя и учащихся к уроку………………………………..14
§6. Принципы дидактики на уроке информатики…………………………..15
§7. Внеклассная работа по информатике……………………………………19
Ι Ι. Практическая часть
§8. Конспект урока по информатике………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Нацелен на
будущее факультатив “
Изучение устройства ЭВМ может провести учитель физики. Следует помнить, что через конкретный компьютер учащийся может понять и увидеть, как устроены компьютеры вообще, а главное, ощутить уверенность в том, что он сможет справиться с этим сложнейшим атрибутом цивилизации.
Для факультативных
занятий характерны большая самостоятельность,
самоуправление познавательной деятельностью,
меньшее число обучаемых.
7.2. Кружки
Кружок –
наиболее гибкая, глубоко индивидуальная
форма работы с разнообразным
содержанием. В кружке могут
заниматься дети разных
Для старшего
возраста можно ставить задачи-
На занятиях
кружка можно отладить свои
инструкции к занятиям по
Работая с
младшими школьниками, следует избегать
крена в стандартный курс информатики,
который они ещё не изучали. Оптимальный
путь – освоение готовых ПС, способствующих
усвоению знаний из других дисциплин,
изучаемых ими параллельно: через диалоговые
вычисления, работу с готовыми моделями,
разумеется, без программирования.
7.3. Экскурсия
Можно сформулировать три основные цели экскурсии: показать “живую” информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на профессии, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся “книжные” и умозрительные представления о настоящей информатике.
Экскурсия может проводиться до и после изучения курса. В первом случае одна из её целей – формирование интереса к предмету, во втором – обобщение знаний, их систематизация, связь с реальностью.
Экскурсия
должна быть обязательно
Учителю следует
предварительно пройти по
Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся придётся ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне. Например: сколько килобайт вводит секретарь-машинистка за одну минуту; как обеспечивается сохранность информации; какой тип ЭВМ используется в данной организации; каковы её технические характеристики.
Можно проводить
смелые, обобщающие параллели между
школьным материалом и тем,
что показывалось на экскурсии.
§7. Конспект урока по информатике
Класс: 5 класс
Тема урока: План решения задачи – алгоритм.
Цели урока:
общеобразовательные: ознакомление с понятием алгоритма, усвоение знаний о печати цифр, русских заглавных и строчных букв; ознакомление с клавишами Backspase и Пробел.
воспитательные: развитие логического мышления, воспитание аккуратности, бережливого отношения к компьютеру.
практические: формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения собственных задач.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: преподавания: беседа, рассказ
учения: участие в беседе, лабораторная работа репродуктивного
типа
Оборудование:
компьютеры, доска, плакат с изображением
клавиатуры
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.
момент Целепо-лагание
Проверка д/з Актуали- зация прежних знаний Усвоение новых знаний Форми- рование умений
и навыков Подведе- ние итогов, инфор- мация о д/з |
Тишина в
классе, все успокоились. Здравствуйте!
Садитесь. Откройте тетради,
запишите сегодняшнее число и тему
урока: “План решения задачи – алгоритм”.
В начале нашего урока мы проверим домашнее задание. Напомните мне, что было задано на дом? Все справились с заданием? Молодцы! Тогда давайте разберём этапы приготовления. [По выбору учителя один из учеников читает первый пункт плана. Дети предлагают свои версии и вместе с учителем подводят итог в виде единой формулировки. Дальнейшее обсуждение проходит по этой же схеме] Итак, мы все
вместе составили план решения домашней
задачи. Чем является для нас способ приготовления манной каши? Что такое информация?
Что можно делать
с информацией? [Учитель выводит
на демонстративный экран Задача: На берегу реки стоит дед с лодкой, а рядом с ним – волк, коза и капуста. Дед должен перевезти на противоположный берег волка, козу и капусту и переправиться сам. Однако в лодку помещаются только дед и ещё либо волк, либо коза, либо капуста. Оставлять же волка с козой, а козу с капустой нельзя – волк может съесть козу, а коза может съесть капусту. Как должен вести себя дед? Теперь один из учеников прочитает задачу в слух (называет фамилию ученика). О чём эта
задача? Сколько существ
может вместить в себя лодка? Кого с кем по условию задачи нельзя оставлять? Почему? Итак, кого вы предлагаете перевести первым? Я вижу, задача вызвала у вас большой интерес. Её решение вы продолжите дома. Ребята внимание. Всё то, о чём мы сегодня говорили, т.е. и рецепт приготовления манной каши, и задача про перевоз на противоположный берег волка, козы и капусты, можно объединить одним общим словом – алгоритм. Запишите: Под алгоритмом понимается понятное и точное предписание действий, выполняя которые можно придти к результату. Для записи команд алгоритма используются русские заглавные и сточные буквы, а так же цифры. [Учитель подходит к плакату с изображением клавиатуры]. Цифры находятся в верхней части клавиатуры. Для печати цифр не нужны никакие дополнительные клавиши. Для перехода на русские буквы необходимо одновременно нажать клавиши Shift и Ctrl. [Показывает местоположение их на плакате]. Для печати заглавных букв нужно нажать клавишу Caps. Повторное нажатие этой клавиши приведёт опять к печати строчных букв. Для удаления символов справа налево используется клавиша “Пробел”, в виде длинного белого прямоугольника (плакат). Лабораторная работа: Набор на клавиатуре слов заглавными и строчными буквами, набор предложений. Ребята, садитесь за компьютеры. Сейчас вы будите упражняться в наборе на клавиатуре заглавных и строчных букв. [Каждому ученику выдаётся лист с печатным текстом, который он должен воспроизвести на компьютере в таком же виде. Учитель проходит по классу и контролирует работу учеников]. Закончили печатать, садитесь за парты. Сегодня вы узнали новое понятие – алгоритм. Однако у нас ещё остался тот самый дед, которому нудно перевести волка, козу и капусту на противоположный берег, и вы просто обязаны ему помочь. Поэтому запишите д/з: написать в тетради алгоритм решения этой задачи, т. е. описать по порядку действия, которые должен совершить дед, чтобы без проблем перевезти своё имущество на противоположный берег. Урок окончен, до свидания. |
Здороваются,
садятся Записывают число
и тему Написать рецепт приготовления манной каши Все Информацией Совокупность сигналов, которые система получает извне (входная), выдаёт в окружающую среду (выходная) или оставляет в себе (внутренняя информация) Примеры учащихся
Читают Читают О перевозе на противоположный берег волка, козы и капусты Двоих: деда и ещё либо волка, либо козу, либо капусту. Волка с козой, а козу с капустой Волк может съесть козу, а коза может съесть капусту. Звучат различные
мнения Записывают Продолжают записывать
Садятся Выполняют задание
Рассаживаются
по местам Записывают д/з в дневники |
Заключение:
В общем, можно сказать, что, несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всём мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.
Исходя из всего
вышеизложенного можно заключить, что
урок является основной формой обучения
ОИВТ.
Список используемой литературы:
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика Москва: Владос, 2003
2. Подласый И. П. Педагогика Москва: Владос, 1996
3. Пидкасистый П. И. Педагогика Москва: Педагогическое общество России,
2002
4. Бочкин А.
И. Методика преподавания
Информация о работе Методика введения понятия «информатика» и «информация»