Методология и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.

Содержание

Введение. 2
1. Методология педагогических исследований. 4
1.1. Методология педагогики. 4
1.2. Основные методологические подходы в педагогике. 5
1.3. Педагогическое исследование. 8
1.3.1. Уровни педагогических исследований. 10
1.3.2. Закон и закономерность педагогического исследования. 10
1.3.3. Этапы исследования. 12
1.3.4. Основные компоненты научного исследования. 13
2. Методы педагогических исследований. 16
2.1. Теоретические и эмпирические методы исследования. 16
2.2. Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 17
2.3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике. 18
2.3.1. Традиционно-педагогические методы. 18
2.3.2. Педагогический эксперимент. 25
2.3.3. Педагогическое тестирование. 28
2.3.4. Методы изучения коллективных явлений. 30
2.3.5. Количественные методы в педагогике. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

Методология и методы педагогических исследований.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию 

     Балашовский институт

     Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» 
 

     Факультет социальной работы

     Кафедра социальной педагогики 
 
 
 

     Методология и методы педагогических исследований 
 
 

     Выполнила:

     студентка заочной формы обучения

       группы

факультета  социальной работы 
 

     Научный руководитель

     . 
 
 
 

     Балашов 2009 
 

     Оглавление.

Введение.

     У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.

     Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука  добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования. «Часто говорят, и недаром, - писал И.П.Павлов, - что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемой методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся на ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами».

     Наука может развиваться лишь в том  случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название «методология».

     Не  только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и образовательной практики.

     Объективность и надежность научных выводов  зависят также от общего подхода  к пониманию сущности изучаемых  явлений и процессов. Методологическая платформа исследования педагогической деятельности - теория познания. Общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер, выполняет направленную функцию.

     Методы  научного исследования всегда тесно  связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

     Цель курсовой работы - рассмотреть что такое наука «методология», рассмотреть методы педагогического исследования используемые в современной педагогике.

     Основные задачи курсовой работы:

  1. Изучить и дать понятие науке «методология»;
  2. Дать понятие и рассмотреть из чего состоит педагогическое исследование.
  3. Рассмотреть классификации и дать характеристику методам исследования, используемые в современной педагогике.
  1. Методология педагогических исследований.
    1. Методология педагогики.

     Методология педагогики - система знаний об отправных  положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а так же путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

     Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.

     Методологические  и теоретические основы педагогической науки можно разделить на три  раздела (приложение 1):

  1. Общая методология педагогики предполагает учет:
  • Основных положений и принципов материалистической диалектики (Закон единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению качества; Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку);
  • Основных категорий материалистической диалектики (Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей; Представление о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях).
  1. Специальная методология педагогики ориентируется на учет:
  • Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
  • Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
  • Единства воспитания и самовоспитания личности.
  1. Частная методология педагогики предполагает учет:
  • Закономерностей;
  • Принципов;
  • Методов обучения и воспитания.

     Нормативная сторона методологии - изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.

    1. Основные  методологические подходы  в педагогике.

     Одним из основных методологических принципов  признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

     При системном подходе педагогическая система рассматривается как  совокупность следующих взаимосвязанных  компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог  и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).

     Конкретно-научная  методология каждой науки и соответственно обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы или  принципы. В педагогике - это личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

     Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

     Личностный  подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

     Деятельностный подход. Установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

     Деятельность - это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

     Однако  признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Последний требует специальной  работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

     Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена с нею.

     Личность  обретает свое человеческое, гуманистическое  содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт  и результат общения с окружающими  людьми.

     Поэтому личность рассматривается как система  характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях учитывался явно недостаточно.

     Диалогический подход в единстве с личностным и  деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этих принципов позволяет создать психологическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

     Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

     Культурологический  подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

     Этнопедагогический подход. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

     Воспитание  с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие  реализации этнопедагогического подхода  к проектированию и организации  педагогического процесса.

     Национальная  культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

Информация о работе Методология и методы педагогических исследований