Методология и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.

Содержание

Введение. 2
1. Методология педагогических исследований. 4
1.1. Методология педагогики. 4
1.2. Основные методологические подходы в педагогике. 5
1.3. Педагогическое исследование. 8
1.3.1. Уровни педагогических исследований. 10
1.3.2. Закон и закономерность педагогического исследования. 10
1.3.3. Этапы исследования. 12
1.3.4. Основные компоненты научного исследования. 13
2. Методы педагогических исследований. 16
2.1. Теоретические и эмпирические методы исследования. 16
2.2. Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 17
2.3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике. 18
2.3.1. Традиционно-педагогические методы. 18
2.3.2. Педагогический эксперимент. 25
2.3.3. Педагогическое тестирование. 28
2.3.4. Методы изучения коллективных явлений. 30
2.3.5. Количественные методы в педагогике. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

Методология и методы педагогических исследований.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании - это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

     «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

     Это положение К.Д.Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

     Выделенные  методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; во-вторых, проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости), в-третьих, данные методологические принципы педагогики позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.

    1. Педагогическое  исследование.

     Научное педагогическое исследование - процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

     Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного - двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой. Неопределенный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.

     Педагогические  процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, химии и т.д.) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению - связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог - исследователь такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

     Еще одной важной особенностью педагогических процессов является то, что в них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованны и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они носили учебно-воспитательный характер. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

     Компенсировать  переменчивость педагогических процессов  и получить объективные выводы при  их изучении можно только одним способом - многократно увеличив число наблюдений. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживается за счет массовости. В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются, уступая место спокойной массовой тенденции.

      1. Уровни  педагогических исследований.

     Эмпирический (практический) уровень - устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мысленный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических факторов.

     Теоретический уровень - выдвигаются и формируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события.

     Методологический уровень - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируется общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными.

      1. Закон и закономерность педагогического исследования.

     Конечная  цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в  изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. Понятие закономерности это главная научно-педагогическая категория. Она может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Науковеды пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. В педагогике понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость, а также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности.

     Закон - строго зафиксированная закономерность. Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.

     Закономерности  и законы максимально «уплотняют»  знания, сокращают объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем ее укрепления, сведения единичных зависимостей к существенным отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравнимо меньшим количеством информации, но информации более высокого качества. Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.

     Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. К первой группе относятся  законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.

     Научные законы распределяются и по другим признакам. Различают законы, отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические. Законы, выражающие функциональные, вероятностные, статистические связи. Законы делятся также на количественные и качественные. Первые допускают выполнение тех процессов, на которые они распространяются. Вторые количественных манипуляций не допускают.

     Объективность закона не зависит от формы выражения.  Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается.

      1. Этапы исследования.

     Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной  научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

     На  подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов, и другие методы).

     Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И, наконец, составляется методика исследования - отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

     Практическое  решение проблемы связано с реализацией  методики исследования в виде серий  наблюдений, опросов, экспериментов.

     Количественная  обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.

     Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения  достоверности или ошибочности  гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения.

     Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс. Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.

      1. Основные  компоненты научного исследования.

     Тема исследования — лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

     Объект исследования — сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

     Предмет исследования — ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

     Проблема исследования — вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.

     Цель исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

     Задачи исследования — конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.

     Гипотеза исследования — предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

     Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны, и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.

     Логика  исследования:

  1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
  2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
  3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
  4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.
  5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).
  6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
  7. Сбор констатирующего материала.
  8. Анализ и обобщение полученных результатов, и построение на их основе гипотезы — предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.
  9. Разработка методики проверки гипотезы.
  10. Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).
  11. Проведение контрольных срезов.
  12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
  13. Выработка практических рекомендаций.
  14. Оформление и литературная редакция работы.

Информация о работе Методология и методы педагогических исследований