Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.
Введение. 2
1. Методология педагогических исследований. 4
1.1. Методология педагогики. 4
1.2. Основные методологические подходы в педагогике. 5
1.3. Педагогическое исследование. 8
1.3.1. Уровни педагогических исследований. 10
1.3.2. Закон и закономерность педагогического исследования. 10
1.3.3. Этапы исследования. 12
1.3.4. Основные компоненты научного исследования. 13
2. Методы педагогических исследований. 16
2.1. Теоретические и эмпирические методы исследования. 16
2.2. Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 17
2.3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике. 18
2.3.1. Традиционно-педагогические методы. 18
2.3.2. Педагогический эксперимент. 25
2.3.3. Педагогическое тестирование. 28
2.3.4. Методы изучения коллективных явлений. 30
2.3.5. Количественные методы в педагогике. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37
Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Так же методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.
Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические (анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация); социологические (анкетирование, интервьюирование, рейтинг); социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, корреляция).
В педагогике существует несколько классификаций методов.
К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования, математические и статистические методы. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.
К эмпирическим методам относятся методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.), методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум), методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты), методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы), методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.
В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений, используя методы теоретического исследования. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.
В
теоретических исследованиях
Теоретические
методы необходимы для определения
проблем, формулирования гипотез и
для оценки собранных фактов. Теоретические
методы связаны с изучением
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Третью классификацию методов мы рассмотрим более подробно.
Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.
Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие:
Наблюдения
по связи с объектом изучения могут
быть непосредственными и
В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения — проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях.
Для
повышения эффективности
Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. Означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому этот метод нередко называют еще «историческим». Тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.
В настоящее время под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Например, оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые, Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.
Изучение
и обобщение педагогического
опыта дает ценный материал для исследователя.
Нередко учитель в своем
Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.
Мастерство
— умелое, рациональное и комплексное
использование педагогом
Педагогическое новаторство — педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.
Критерии передового опыта:
Изучение
и обобщение опыта
Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.
В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н.Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:
Информация о работе Методология и методы педагогических исследований