Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.
Введение. 2
1. Методология педагогических исследований. 4
1.1. Методология педагогики. 4
1.2. Основные методологические подходы в педагогике. 5
1.3. Педагогическое исследование. 8
1.3.1. Уровни педагогических исследований. 10
1.3.2. Закон и закономерность педагогического исследования. 10
1.3.3. Этапы исследования. 12
1.3.4. Основные компоненты научного исследования. 13
2. Методы педагогических исследований. 16
2.1. Теоретические и эмпирические методы исследования. 16
2.2. Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 17
2.3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике. 18
2.3.1. Традиционно-педагогические методы. 18
2.3.2. Педагогический эксперимент. 25
2.3.3. Педагогическое тестирование. 28
2.3.4. Методы изучения коллективных явлений. 30
2.3.5. Количественные методы в педагогике. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37
Элементы анализа имеют место уже в самом процессе наблюдения, поскольку исследователь, исходя из стоящей перед ним цели, мысленно отбирает то, что следует пронаблюдать, в некоторой степени сопоставляет данные (сравнивает, классифицирует, отбрасывая малозначительное) при их фиксации. Но недостаточно лишь показать, что и как делает учитель, и даже полученный им при этом результат. Важно выяснить, почему он поступил в данном случае так, а не иначе, какие причины побудили его к таким действиям, какие задачи он стремился решить, какие обстоятельства учитывал, в какие связи включал выполняемые на данном уроке действия с предыдущей и последующей своей работой, является ли наблюдаемое на этом занятии случайным эпизодом или характерно для системы работы учителя. Только в результате обстоятельного анализа и синтеза данных, накопленных в процессе наблюдения и путем применения вспомогательных методов, можно выявить педагогические закономерности и сделать теоретические выводы, вооружающие учителей надежными, научно обоснованными рекомендациями для их практической работы.
В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. В.А.Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений».
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.
Информация о работе Методология и методы педагогических исследований