Методология и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.

Содержание

Введение. 2
1. Методология педагогических исследований. 4
1.1. Методология педагогики. 4
1.2. Основные методологические подходы в педагогике. 5
1.3. Педагогическое исследование. 8
1.3.1. Уровни педагогических исследований. 10
1.3.2. Закон и закономерность педагогического исследования. 10
1.3.3. Этапы исследования. 12
1.3.4. Основные компоненты научного исследования. 13
2. Методы педагогических исследований. 16
2.1. Теоретические и эмпирические методы исследования. 16
2.2. Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 17
2.3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике. 18
2.3.1. Традиционно-педагогические методы. 18
2.3.2. Педагогический эксперимент. 25
2.3.3. Педагогическое тестирование. 28
2.3.4. Методы изучения коллективных явлений. 30
2.3.5. Количественные методы в педагогике. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

Методология и методы педагогических исследований.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     Элементы анализа имеют место уже в самом процессе наблюдения, поскольку исследователь, исходя из стоящей перед ним цели, мысленно отбирает то, что следует пронаблюдать, в некоторой степени сопоставляет данные (сравнивает, классифицирует, отбрасывая малозначительное) при их фиксации. Но недостаточно лишь показать, что и как делает учитель, и даже полученный им при этом результат. Важно выяснить, почему он поступил в данном случае так, а не иначе, какие причины побудили его к таким действиям, какие задачи он стремился решить, какие обстоятельства учитывал, в какие связи включал выполняемые на данном уроке действия с предыдущей и последующей своей работой, является ли наблюдаемое на этом занятии случайным эпизодом или характерно для системы работы учителя. Только в результате обстоятельного анализа и синтеза данных, накопленных в процессе наблюдения и путем применения вспомогательных методов, можно выявить педагогические закономерности и сделать теоретические выводы, вооружающие учителей надежными, научно обоснованными рекомендациями для их практической работы.

     В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. В.А.Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений».

     Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно  изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Список  литературы.

  1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1976г
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982г
  3. Бордовская Н., Реан А. Педагогика
  4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед.институтов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988г
  5. Высшее образование «педагогика»/ Под редакцией Смирнова С.А. Москва «академия» 2000г Авторы: И.Б.Котова, Е.Н.Шаянов
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Козаренков В. Основы педагогики.
  8. Новиков А. Методология учебной деятельности.
  9. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орел, 2000г
  10. Пискунов А. История педагогики.
  11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Книга 1, Москва «гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1999
  12. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987г
  13. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика.
  14. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений.
  15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие.
  16. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество.

Информация о работе Методология и методы педагогических исследований