Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:18, реферат
Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.
Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………….… стр. 13
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских ме
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
Реферат «Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе»
Выполнила: студентка 5 курса
Группа Чер-08-ДПП
Дина Викторовна Дорогая
Специальность:
дошкольная педагогика и психология
Проверила:
Раиса Александровна Беляева, доцент
г. Черепаново
2011 г.
Реферат «Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе»
Содержание
Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании
дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет
………………………………………………………………………………
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности
проведения социометрических исследований………………………………………………
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ……………………………………………….. стр. 14-24
Введение
Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.
Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А. Аркин и А.С. Заслужный. Начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. На тему исследования групп детского сада были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками в дошкольный период выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития.
В своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «…группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». По определению известного педагога А.П.Усовой, в совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они выделены в них три вида, каждый из которых изучался отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание исследованиях уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Интересная работа была проведена Р.Б. Стеркиной по изучению самооценки детей дошкольного возраста.
Важным направлением в научных исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А. Кричевский, Т.А. Репина, Р.А. Иванова и Л.П. Бухтиарова.
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, служит своеобразным содержанием последнего.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанный с нарушением общения, отрицательный эмоциональный настрой часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, агрессивности в поведении.
В этой связи возникает
необходимость разрабатывать
у детей 5-7 лет
Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.
Воспитатель должен знать, что
для выявления характера
Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
Воспитателю нужно провести наблюдения, направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр, и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками, путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.
Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать
инициативу дошкольников, видеть маленький
и большой успех каждого
в группе детей дошкольного возраста
Группа детского сада –
это первое социальное объединение
детей, в котором они занимают
различное положение. В дошкольном
возрасте проявляются дружеские
и конфликтные взаимоотношения,
выделяются дети, испытывающие трудности
в общении. С возрастом изменяется
отношение дошкольников к сверстникам,
которых они оценивают не только
по деловым качествам, но и по личностным,
прежде всего нравственным. Это связано
с развитием представлений
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Коммуникабельные дети в
меньшей степени подвержены социальному
одиночеству, включены в игровую
деятельность со сверстниками, часто
занимают позицию лидеров в своей
возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие
с раннего возраста недостаток общения,
имеющие ограниченный круг социального
взаимодействия или низкое качество
личностных контактов, сталкиваются с
многочисленными
Мир взаимоотношений дошкольников
разнообразен. Они дружат, ябедничают,
ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют.
И все это протекает
Человек – существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Информация о работе Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе