Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………….… стр. 13
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских ме

Работа состоит из  1 файл

Беляевой Р.А. Реферат к экзамену по Дошкольной педагогике.docx

— 67.58 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Дошкольная  педагогика»

Реферат  «Методы  и приемы изучения взаимоотношений  детей в группе»

 

Выполнила: студентка  5  курса 

Группа Чер-08-ДПП

Дина Викторовна Дорогая

 

Специальность:

 дошкольная педагогика  и психология 

 

Проверила:

Раиса Александровна Беляева, доцент

                                                                  

                                                                       

          

г. Черепаново

2011 г.

Реферат «Методы  и приемы изучения взаимоотношений  детей в группе»

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4

1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5

2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7

3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10

4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12

5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13

6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13

7. Ссылки ……………………………………………………………….…  стр. 13

Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских межличностных отношений ……………………………………………….. стр. 14-24

 

Введение

Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.

Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально  психологические исследования групп  детского сада начали в 30-х годах  Е.А. Аркин и А.С. Заслужный. Начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. На тему исследования групп детского сада были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

Как известно, потребность  ребенка в общении со сверстниками в дошкольный период выражена очень  ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к  неизбежной задержке социального развития.

В своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «…группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». По определению известного педагога А.П.Усовой, в совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

При исследовании системы  взаимоотношений в группе детского сада они выделены в них три вида, каждый из которых изучался отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание исследованиях уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось  в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Интересная работа была проведена Р.Б. Стеркиной по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в  научных исследованиях является изучение совместной деятельности детей  дошкольного возраста и влияние  ее на их взаимопонимание. Этому вопросу  посвятили свои работы Л.А. Кричевский, Т.А. Репина, Р.А. Иванова и Л.П. Бухтиарова.

  1. Понятия отношения, взаимоотношения

 

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение  и взаимоотношение – стороны  общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение,  служит своеобразным содержанием последнего.

Межличностные отношения  определяют положение человека в  группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.

Взаимоотношение – это  взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению  к общности.

По отношению к детям  отношения и взаимоотношения  тоже проявляются. Они рождаются  между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и  т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий  диапазон взаимоотношений. Практика в  детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанный с нарушением общения, отрицательный эмоциональный настрой часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, агрессивности в поведении.

В этой связи возникает  необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно  предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

  1. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий

у детей 5-7 лет

Формирование личных качеств  детей дошкольного возраста в  значительной степени происходит в  процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что  для выявления характера взаимоотношений  детей следует провести диагностику межличностных взаимоотношений детей в группе, определить принципы, по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Для того чтобы узнать взаимоотношения  в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а  по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может  быть лидер совсем нежелательный. Его  могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

 Воспитателю нужно провести наблюдения, направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр, и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками, путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.

Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим  желанием объединяются в различной  деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются  особо дружеские отношения: они  предпочитают именно с теми или иными  товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских  взаимоотношений у детей можно  рекомендовать не только игры, но и  беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники  на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать  вывод, что сама по себе группа не будет  дружной. Сплочение коллектива не будет  хорошим, если не проводить в нем  какую-то работу по формированию дружеских  взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое  “плохо”. Лишь только тогда у них  сформируются правильные взаимоотношения  в группе. Потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Таким образом, воспитатель  должен понимать и помнить, что ему  принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у  детей, т. к. в детском саду закладываются  основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском  саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и  несправедливым.

Самое главное, что требуется  от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький  и большой успех каждого ребенка  в порученном ему деле и умело  поощрять его. И тогда результат  не заставит себя ждать.

  1. Исследование и коррекция межличностных отношений

в группе детей дошкольного  возраста

 

Группа детского сада –  это первое социальное объединение  детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские  и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности  в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано  с развитием представлений детей  о нормах морали.

Обязательное условие  нормального развития ребенка –  его активное общение. Процесс общения  способствует формированию речевой  активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и  другие особенности детей. Таким  образом, умение общаться, устанавливать  дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в  меньшей степени подвержены социальному  одиночеству,  включены в игровую  деятельность со сверстниками, часто  занимают позицию лидеров в своей  возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального  взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с  многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным способом, без свойственных проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная  напряженность и конфликтность  в сфере детских отношений  значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную  и порой драматическую картину  межличностных отношений детей.

Человек – существо социальное: большую часть своей жизни  он проводит в коллективе, поэтому  умение строить  взаимоотношения  со сверстниками – это залог будущей  успешной жизни. Педагогу очень важно  научить этому воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути –  обучению в школе.

Информация о работе Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе