Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:18, реферат
Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.
Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………….… стр. 13
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских ме
Обработка данных. Анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношения между детьми в ходе этой деятельности, а также оценки, которые они дают друг другу.
I. Особенности организации и протекания совместной деятельности анализируют по схеме:
1. Формулировка цели деятельности:
- ребенок предлагает цель и настаивает на ней;
- предлагает цель, но уступает товарищу;
- принимает цель от сверстника;
- ставит собственную индивидуальную цель.
2. Планирование деятельности:
- планируют совместную деятельность до ее начала или в процессе;
- соглашается с планом, предлагаемым сверстником, или формирует собственный.
3. Выбор средств для достижения цели:
- выбирает сам и навязывает сверстнику;
- выбирает сам и действует индивидуально;
- выбирает средства до начала деятельности или в процессе;
- действует целенаправленно или «путем проб и ошибок»;
- в случае необходимости может изменить первоначальный выбор средств.
4. Распределение обязанностей:
- предлагает или навязывает функцию, роль;
- учитывает желания другого ребенка или исходит из своих интересов;
- не принимает участия в распределении обязанностей, подчиняется требованиям сверстника.
5. Соблюдение правил деятельности:
- не нарушает или не соблюдает (указать причины нарушения правил);
- следит за выполнением правил другим ребенком или не замечает нарушений;
- делает замечания сверстнику, дает указания или советы;
- воздействует резко или мягко, тактично.
6. Самоконтроль:
- замечает или не замечает своих ошибок (самостоятельно, с помощью взрослого или товарища);
- умеет исправить недостатки в работе (самостоятельно, с помощью взрослого или сверстника) или не умеет.
- понимает, что цель достигнута общими усилиями или замечает только собственные действия;
- осознает коллективный результат или только индивидуальный;
- оценивает совместную деятельность или только свои усилия;
- соотносит полученный результат с планируемым или не осознает качество результата, опирается только на свое участие в работе;
- не мотивирует или мотивирует оценку (указать критерии).
II. Взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности анализируют по схеме:
1. Отношение к сверстнику:
- положительное, отрицательное или безразличное;
- рассматривает ровесника как помеху в деятельности («Не трогай мой стул. Это я его мою»), как равноправного партнера («Давай вместе играть») или не замечает.
2. Интерес к деятельности другого ребенка:
- не интересуется, интерес эпизодический или устойчивый;
- форма проявления интереса — наблюдает, комментирует и пр.;
- привлекают предметы, действия, результат деятельности или личность сверстника.
3. Оказание помощь сверстнику:
- помогает по своей инициативе,
по просьбе взрослого
или товарища;
- помогает неохотно
или с удовольствием, отказывает в
помощи ровеснику.
4. Учет мнения партнера:
- считается с мнением других детей или настаивает на своем;
- отстаивает свое мнение путем объяснений, физических воздействий или санкций («не буду играть», «не дам игрушку» и пр.).
5. Отношение к успехам и неудачам ровесника:
- не замечает, относится адекватно (в ситуации неудачи предлагает помощь, в ситуации успеха радуется) или неадекватно.
6. Решение спорных вопросов:
- разрешает сам или с помощью взрослого, другого ребенка;
- воздействует на сверстника физически или с помощью речи (указать причины конфликтов).
7. Управление деятельностью сверстника:
- дает приказы, советы, указания, доказывает свою точку зрения, критикует ровесника и пр.;
- ситуации, в которых воздействует на другого ребенка (нарушение им правил или качества деятельности, пересечение сфер детских интересов (нужна одна и та же игрушка и др.).
8. Соотношение инициативных
и реактивных проявлений
в адрес товарища:
- чаще воздействует на другого ребенка;
- чаще сам выступает как объект воздействия со стороны ровесника. (Преобладание инициативных высказываний является показателем активности в общении дошкольников.)
9. Реакции на воздействие со стороны сверстника:
- соглашается, меняет содержание или способ выполнения деятельности;
- не соглашается, спорит, настаивает на своем, проявляет речевое отрицание, агрессию и др.;
- прекращает выполнять деятельность.
Делают вывод о том, насколько развиты у детей каждой возрастной группы умения и навыки коллективной организации и выполнения деятельности, каковы их взаимоотношения. Отмечают зависимость данных показателей от вида деятельности: игра, труд, изобразительная или конструктивная.
III. Оценки ребенком сверстников в каждом виде деятельности анализируют по схеме [6, стр. 78-80]:
- не оценивает, оценивает эпизодически или часто;
- ситуации, в которых возникает оценка другого ребенка;
- в оценке опирается на взрослого, общественные требования, свой или общий опыт, умения другого ребенка, симпатию или антипатию и пр.;
- сравнение достижений детей между собой («Ты нарисовал самую лучшую куклу») и сравнение достижений одного ребенка в разных видах деятельности («Ты красиво рисуешь, а когда делал домик, то у тебя он не получился»);
- направленность оцениваемого отношения (направлено на самого ребенка («Ты забрал карандаши, жадина!» или на оцениваемое явление («Мне не нравится, как ты помыл стул!»);
- наличие косвенных оценок, содержащих конструктивные предложения («Посуше вытри стул!»), побудительные и запрещающие воздействия («На, карандаш, закрась картинку», «Не надо мой стул мыть»), реплики эмоционального отношения к партнерам («Давай вместе рисовать!»), внеситуативные реплики (разговоры на посторонние темы, фантазирование);
- преобладающая модальность оценок — положительная или отрицательная;
- содержание оценки и ее адресованность деятельности, личности сверстника или общению с ним (оценки продуктивности действий партнера или своих действий
(«Некрасиво, неаккуратно нарисовал зайца»), оценки продукта деятельности в целом или результата отдельных операций («Какая картинка получилась»), оценка умений и навыков («Ты не умеешь рисовать!»), предвосхищающие оценки успешности действий («Ты красиво нарисуешь!»), оценки делового взаимодействия («Ты мне мешаешь рисовать!»), оценки поведения, способствующего или препятствующего возникновению доброжелательных отношений («Не надо забирать у меня карандаши!»), оценки нравственных качеств («Ты всегда детям не даешь ничего»), оценки интеллекта («Глупая»), оценки-прозвища, выражающие мнение ребенка («Дурак»).
Делают вывод о том, каковы специфические характеристики оценок детьми сверстников разного возраста в разных видах деятельности.
Информация о работе Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе