Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………….… стр. 13
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских ме

Работа состоит из  1 файл

Беляевой Р.А. Реферат к экзамену по Дошкольной педагогике.docx

— 67.58 Кб (Скачать документ)

Обработка данных. Анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношения между детьми в ходе этой деятельности, а также оценки, которые они дают друг другу.

I. Особенности организации и протекания совместной деятельности анализируют по схеме:

1. Формулировка цели деятельности:

- ребенок предлагает цель и настаивает на ней;

- предлагает цель, но уступает товарищу;

- принимает цель от сверстника;

- ставит собственную индивидуальную цель.

2. Планирование деятельности:

- планируют совместную деятельность до ее начала или в процессе;

- соглашается с планом, предлагаемым сверстником, или формирует собственный.

3. Выбор средств для достижения цели:

- выбирает сам и навязывает сверстнику;

- выбирает сам и действует индивидуально;

- выбирает средства до начала деятельности или в процессе;

- действует целенаправленно или «путем проб и ошибок»;

- в случае необходимости может изменить первоначальный выбор средств.

4. Распределение обязанностей:

- предлагает или навязывает функцию, роль;

- учитывает желания другого ребенка или исходит из своих интересов;

- не принимает участия в распределении обязанностей, подчиняется требованиям сверстника.

5. Соблюдение правил деятельности:

- не нарушает или не соблюдает (указать причины нарушения правил);

- следит за выполнением правил другим ребенком или не замечает нарушений;

- делает замечания сверстнику, дает указания или советы;

- воздействует резко или мягко, тактично.

6. Самоконтроль:

- замечает или не замечает своих ошибок (самостоятельно, с помощью взрослого или товарища);

- умеет исправить недостатки в работе (самостоятельно, с помощью взрослого или сверстника) или не умеет.

  1. Оценка хода и результата деятельности:

- понимает, что цель достигнута общими усилиями или замечает только собственные действия;

- осознает коллективный результат или только индивидуальный;

- оценивает совместную деятельность или только свои усилия;

- соотносит полученный результат с планируемым или не осознает качество результата, опирается только на свое участие в работе;

- не мотивирует или мотивирует оценку (указать критерии).

II. Взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности анализируют по схеме:

1. Отношение к сверстнику:

- положительное, отрицательное или безразличное;    

- рассматривает ровесника как помеху в деятельности («Не трогай мой стул. Это я его мою»), как равноправного партнера («Давай вместе играть») или не замечает.

2. Интерес к деятельности другого ребенка:

- не интересуется, интерес эпизодический или устойчивый;

- форма проявления интереса — наблюдает, комментирует и пр.;

- привлекают предметы, действия, результат деятельности или личность сверстника.

3. Оказание помощь сверстнику:

- помогает по своей инициативе, по просьбе взрослого 
или товарища;

- помогает неохотно или с удовольствием, отказывает в 
помощи ровеснику.

4. Учет мнения партнера:

- считается с мнением других детей или настаивает на своем;

- отстаивает свое мнение путем объяснений, физических воздействий или санкций («не буду играть», «не дам игрушку» и пр.).

5. Отношение к успехам и неудачам ровесника:

- не замечает, относится адекватно (в ситуации неудачи предлагает помощь, в ситуации успеха радуется) или неадекватно.

6. Решение спорных вопросов:

- разрешает сам или с помощью взрослого, другого ребенка;

- воздействует на сверстника физически или с помощью речи (указать причины конфликтов).

7. Управление деятельностью сверстника:

- дает приказы, советы, указания, доказывает свою точку зрения, критикует ровесника и пр.;

- ситуации, в которых воздействует на другого ребенка (нарушение им правил или качества деятельности, пересечение сфер детских интересов (нужна одна и та же игрушка и др.).

8. Соотношение инициативных и реактивных проявлений 
в адрес товарища:

- чаще воздействует на другого ребенка;

- чаще сам выступает как объект воздействия со стороны ровесника. (Преобладание инициативных высказываний является показателем активности в общении дошкольников.)

9. Реакции на воздействие со стороны сверстника:

- соглашается, меняет содержание или способ выполнения деятельности;

- не соглашается, спорит, настаивает на своем, проявляет речевое отрицание, агрессию и др.;

- прекращает выполнять деятельность.

Делают вывод  о том, насколько развиты у  детей каждой возрастной группы умения и навыки коллективной организации и выполнения деятельности, каковы их взаимоотношения. Отмечают зависимость данных показателей от вида деятельности: игра, труд, изобразительная или конструктивная.

III. Оценки ребенком сверстников в каждом виде деятельности анализируют по схеме [6, стр. 78-80]:

- не оценивает, оценивает эпизодически или часто;

- ситуации, в которых возникает оценка другого ребенка;

- в оценке опирается на взрослого, общественные требования, свой или общий опыт, умения другого ребенка, симпатию или антипатию и пр.;

- сравнение достижений детей между собой («Ты нарисовал самую лучшую куклу») и сравнение достижений одного ребенка в разных видах деятельности («Ты красиво рисуешь, а когда делал домик, то у тебя он не получился»);

- направленность оцениваемого отношения (направлено на самого ребенка («Ты забрал карандаши, жадина!» или на оцениваемое явление («Мне не нравится, как ты помыл стул!»);

- наличие косвенных оценок, содержащих конструктивные предложения («Посуше вытри стул!»), побудительные и запрещающие воздействия («На, карандаш, закрась картинку», «Не надо мой стул мыть»), реплики эмоционального отношения к партнерам («Давай вместе рисовать!»), внеситуативные реплики (разговоры на посторонние темы, фантазирование);

- преобладающая модальность оценок — положительная или отрицательная;

- содержание оценки и ее адресованность деятельности, личности сверстника или общению с ним (оценки продуктивности действий партнера или своих действий

(«Некрасиво, неаккуратно нарисовал зайца»), оценки продукта деятельности в целом или результата отдельных операций («Какая картинка получилась»), оценка умений и навыков («Ты не умеешь рисовать!»), предвосхищающие оценки успешности действий («Ты красиво нарисуешь!»), оценки делового взаимодействия («Ты мне мешаешь рисовать!»), оценки поведения, способствующего или препятствующего возникновению доброжелательных отношений («Не надо забирать у меня карандаши!»), оценки нравственных качеств («Ты всегда детям не даешь ничего»), оценки интеллекта («Глупая»), оценки-прозвища, выражающие мнение ребенка («Дурак»).

Делают вывод  о том, каковы специфические характеристики оценок детьми сверстников разного возраста в разных видах деятельности.

 


Информация о работе Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе