Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей и является по существу ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. стр. 2-4
1. Понятия отношения, взаимоотношения ……………………………. стр. 4-5
2. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 5-7 лет ………………………………………………………………………………. стр. 5-7
3. Исследование и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста ……………………………………………………… стр. 7- 10
4. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований…………………………………………………………………. стр. 10-12
5. Заключение …………………………………………………………. стр. 12-13
6. Литература …………………………………………………………….. стр. 13
7. Ссылки ……………………………………………………………….… стр. 13
Приложение 1. Диагностические материалы по исследованию детских ме

Работа состоит из  1 файл

Беляевой Р.А. Реферат к экзамену по Дошкольной педагогике.docx

— 67.58 Кб (Скачать документ)

Чтобы правильно построить  работу, направленную на улучшение  внутригрупповых отношений и  сплочение коллектива дошкольников, необходимо:

  • провести диагностику эмоциональных связей в группе;
  • измерить степень сплоченности / разобщенности детей;
  • определить эмоциональные привязанности;
  • выявить «социометрические позиции», т.е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
  • обнаружить внутригрупповые «союзы»;
  • определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога-психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них  условиях и некоторых социометрических методик.

Социометрия — теория измерения  межличностных отношений, автором  которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено.

Методика «Социометрия»  позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых  отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для  повышения сплоченности групп и  эффективности деятельности.

Чаще всего выделяются следующие проблемы:

  • импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
  • отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
  • преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
  • низкий уровень групповой сплоченности;
  • низкий уровень благополучия в группе.

Основной путь коррекции  взаимоотношений между детьми —  организация и руководство разными  видами их совместной деятельности и  прежде всего, сюжетно-ролевой игрой. Особые симпатии сверстников вызывает тот, кто умеет хорошо и интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр.

У некоторых детей полноценная  игровая деятельность самостоятельно не складывается — в этом случае психологу следует подсказать педагогу, как можно помочь таким детям. Повышение игровых умений, как  правило, благоприятно сказывается  на положении ребенка в группе сверстников.

Решению данных проблем способствует цикл занятий (приложение), которые  может проводить как педагог-психолог, так и воспитатель группы.

Цели занятий:

  • снятие напряжения в коллективе;
  • развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • раскрепощение неуверенных в себе детей;
  • сплочение группы.

Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и проводятся один раз в  неделю.

Каждое занятие имеет  четкую структуру:

  • организационная часть (состоит из упражнения-приветствия и упражнения-разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
  • основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • заключительная часть (состоит из упражнения-прощания), цели которой – символическое окончание занятия, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

 

  1. Условия, цели, особенности проведения социометрических исследований

 

Изучение особенностей отношения  ребенка к своим сверстникам  является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Использование  диагностических методик может  дать достаточно надежные и достоверные  результаты только при соблюдении следующих  условий:

- методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Использование методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или специально созданных проблемных ситуациях (к примеру, как себя дети поведут при самостоятельном распределении коробки конфет);

- диагностику лучше проводить в помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи (например, в игровой или комнате для проведения подготовительных занятий к школе); присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений;

- все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым;

- диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы, при этом недопустимы какие-либо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения;

- результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребенку и его родителям.

Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод  социометрии. Термин «социометрия» происходит от латинских слов «socius» – друг, товарищ и «metrum» – измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Целями применения социометрической процедуры являются:

- измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;

- выявление «социометрических позиций», то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;

- обнаружение внутригрупповых «союзов».

Одним из ключевых условий  проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также  стоит обратить внимание на то, что  проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены  недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию  проводить в группе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс  обработки полученных данных.

Учитывая возрастные особенности  дошкольников, способы и приемы проведения методики социометрии в детском саду существенно отличаются от классического варианта. В силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, ответ на социометрический вопрос дается ими устно. Процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.

Психологической основой  изучения взаимоотношений социометрическим методом является тот факт, что  тяготение одного человека к другому  выражается в стремлении быть ближе  к объекту привязанностей. Следует  подчеркнуть, что в ходе социометрического  исследования у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании  участвовать в определенной деятельности вместе с другими сверстниками. Это  связно с тем, что как дошкольники  не всегда хотят рассказывать исследователю  о своих взаимоотношениях, поэтому  прямые вопросы типа “Кто ваши лучшие друзья?”, “Кто больше всех нравится?”  часто не достигают цели. Кроме  того, ребенок может не осознавать своего отношения к сверстнику.

В работе с детьми используются различные варианты и модификации  социометрического исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в  действии” (“Два домика”, “Варежка”  и “У кого больше?”).

Так как дети неохотно выполняют  требования незнакомого, социометрическое исследование должен проводить человек, который вызывает у них доверие, к которому они привыкли. Как правило, социометрия проводится вдвоем: педагогом-психологом, которому отводится ведущая роль, и воспитателем группы, который помогает организовывать и проводить исследование.

5. Заключение

Работа по изучению и коррекции взаимоотношений детей в группе детского сада поможет достичь следующих результатов: дети научатся сотрудничать друг с другом в совместной деятельности; у них сформируются умения определять эмоциональное состояние свое и окружающих, повысится их культура общения и поведения, что поможет в дальнейшем легко адаптироваться в изменяющихся социальных условиях, устанавливать и поддерживать контакты, найти свое «я» в обществе.

6. Литература

1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10

2. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7

3. Клюева Н.В., Филиппова  Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е  издание переработанное и дополненное.  – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.: ил.

4. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1

5. Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981

6. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М., 1990. - С. 78-80.

7. Отношения между сверстниками в группе детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978. – 200 с.

8. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. – 232 с.

9. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.- М.: Педагогика.- 1978

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. -  М.: Издательский центр Академия 1998. - 304 с.

 

7. Ссылки

1. http://dob.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностические материалы 

по исследованию детских межличностных отношений

 

Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) – от 4 до 7 лет.

 Для проведения методики  “Два домика” необходимо приготовить  лист бумаги, на котором нарисованы  два дома. Один из них – большой  красивый, красного цвета, а другой  – маленький, черного цвета. 

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

С помощью этой методики определяются отношение каждого  ребенка ко всем детям группы, представление  ребенка о том, нравится ли он сам  каждому из детей его группы, каким  является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также  узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого  из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.

Обследование по этой методике следует вести индивидуально, тщательно  соблюдая процедуру и определенные формы подготовки, ведения и обработки  протоколов. На обследование каждой группы один психолог затрачивает два дня.

После проведения обследования в протоколе фиксируется:

1. Кого из детей группы  данный ребенок больше всех  любит, кого больше всего не  любит. К кому из детей просто  хорошо относится, а к кому  плохо. Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все  остальные дети группы к данному  ребенку. Есть ли дети, которые  относятся к этому ребенку  особенно хорошо или особенно  плохо, кто эти дети;

3. Как ребенок оценивает  себя в глазах других;

4. Сколько у ребенка  взаимных выборов;

5. Насколько оправдываются  предположения ребенка о том,  что другие дети его выберут;

6. Насколько совпадает  собственный выбор ребенка с  его предположениями о том,  кто выберет его;

7. Совпадение всех трех  параметров: кого ребенок выбирает  сам, кто его выбирает, кто должен  был бы его выбрать по его  собственному предположению.

Информация о работе Методы и приемы изучения взаимоотношений детей в группе