Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе. Задачи, которые мы ставили в данной работе:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2) подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.
4) дать рекомендации по использованию данных упражнений в коррекционной школе.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     - изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей

     - саморазвитие и развитие благодаря  активизации мыследеятельности  и диалогическому взаимодействию  с преподавателем и другими  участниками образовательного процесса.

     Работа  в условиях дифференцированного  и разноуровневого обучения.

     В условиях специальной (коррекционной) школы необходимо применение технологии дифференцированного и разноуровневого обучения. Рассматривая ребенка как единое психосоматическое целое, мы стремимся осуществить комплексный психолого – медико – педагогический подход на всех этапах работы с ребенком и, прежде всего, в диагностическо – коррекционной работе.

     Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогают учителю получить информацию о состоянии здоровья ученика, возможных  причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально – волевой сферы.

     Такая диагностика позволяет мне осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики  зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

     Первоначально полученные данные обрабатываются и  обсуждаются на ПМП консилиуме. На основе полученных результатов строится программа индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы по устранению и коррекции выявленных нарушений, адаптации, развитию и оздоровлению психофизического состояния ребенка.

     Любой ученик коррекционной школы –  это ребенок с той или иной формой дезадаптации, нуждающийся в  индивидуальном дифференцированном процессе обучения.

     В моем классе данный подход имеет особое значение, так как состав класса очень разнородный. Трое учащихся обучаются  по индивидуальным программам, т.к. в  силу своих психофизических возможностей не усваивают программу 4 класса.

     В зависимости от уровня обучаемости  для каждого ученика определена индивидуальная программа (маршрут) образования. В коррекционно-образовательном процессе я ориентируюсь на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.

     Такая система обучения дает положительные  результаты. Моя практика показывает, что выпускники 4 класса коррекционной  школы YIII  вида в соответствии с уровнем их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей успешно адаптируются в новых условиях 5 класса и усваивают предложенный им новый учебный материал.

     В условиях дифференцированного и  разноуровневого обучения необходимо подбирать правильную дозировку  заданий. Обучения и развитие находятся  в тесной взаимосвязи. Как писал  Л.С. Выготский «Один шаг в обучении может дать десять шагов в развитии ребенка и десять шагов в обучении может привести к одному шагу в развитии».

     «Зона ближайшего развития» выражается в тех действиях, которые ребенок выполняет самостоятельно.

     «Зона ближайшего развития» характеризуется теми потенциальными возможностями, которые ребенок проявляет в обучении, и теми заданиями, которые он может выполнять с помощью взрослого.

     Обучение  при дифференцированном  разноуровневом подходе проводится в зоне ближайшего развития. Поэтому методы обучения должны быть соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей.  Они должны быть направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний.

     В процессе обучения и воспитания детей  педагоги находятся в постоянном поиске  новых форм психолого – медико – педагогического индивидуального воздействия на отдельно взятого ребенка. Обязательным является мониторинг развития учащегося не реже одного раза в четверть.

     Ни  одна индивидуальная коррекционная  развивающая программа не может претендовать на индивидуальный дифференцированный подход в процессе обучения без участия в ее составлении психолога, дефектолога и социального педагога.

     Коррекционно-педагогические воздействия тесно связаны с  лечебно – оздоровительными мероприятиями. Особая роль для работы в условиях дифференцированного разноуровневого обучения принадлежит охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья и с этой целью проводится профилактическое лечение и психологическое закаливание детей в соответствии с индивидуальными потребностями каждого. 

 

     

2.Формирование  навыков устного счета путем  применения интерактивных методов  и форм обучения на уроках  математики в коррекционной школе  VIII вида

2.1. Технология укрупнения дидактических единиц и графическое моделирование

 

     УДЕ – технология укрупнения дидактических  единиц («живой родник мышления и творчества»)

     Цель  технологии УДЕ: создание действенных  и эффективных условий для  развития познавательных способностей детей, их интеллекта, творческого начала, расширения математического кругозора.

     Изучив  данную инновационную технологию, мы решили адаптировать ее к условиям специальной (коррекционной) школы. Мы начали применять данную технологию во втором классе  за три года обучения были получены неплохие результаты (см.глава 3)

     В основу УДЕ положен принцип: чтобы  обучать ускоренно и формировать  глубокие и прочные знания, умения и навыки, необходимо рассматривать  целостные группы взаимосвязанных  понятий.

     Данный  принцип в математике реализуется  в ходе:

     1. Совместного и одновременного изучения взаимосвязанных понятий и действий

     2. Широкого использования метода  обратной задачи

     3. Применения деформированных и  неопределенных выражений

     4. Укрупнения исходного упражнения  посредством самостоятельного составления  учеником новых заданий

     5. Использования заданий по обращению  суждений, упражнений на перемежающееся  противопоставление.

     6. Графическое моделирование примеров  и задач.

     Этапы работы по графическому моделированию:

     1 этап. Освоение. Наглядная демонстрация получения графической модели через предметные манипуляции. (ИКТ)

     2 этап. Применение. Использование графических  моделей при решении примеров, уравнений и задач. Самостоятельное  моделирование простых примеров.

     3 этап. Рефлексия. Составление примеров  по предложенным моделям. Решение примеров, уравнений и задач на уровне мысленного моделирования. 

     Технология  УДЕ предусматривает обязательно  совместное обучение взаимообратных действий (сложение и вычитание, умножение и деление)

     Например, при изучении сложения в пределах 10 во 2 классе коррекционной школы сначала знакомимся  примерами  вида 2 + 5. затем сразу знакомлю детей с переместительным законом сложения 5 + 2 = 7 и учу делать графическую модель примера.

     Запись  приобретает вид  и получается следующая графическая модель:       

       

                                                                     +

      2 + 5                                             2  5

               = 7

     5 + 2                                                       7

     Далее сразу предлагаю примеры на вычитание также с графическим моделированием:

          - 2 = 5                                      2                      5

      7                                                      -                 -

         - 5 = 2                                                 7 
 

     Затем эти знания обобщаем с детьми и объединяем и моделируем:

                                                                               +

      2 + 5         - 2 = 5                                     2                 5

               = 7                                                     -              -

     5 + 2         - 5 = 2                                               7 

     Такая работа заставляет ученика рассуждать, т.е. применять логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций, т.к. развитие мыслительных операций основано на аналогичном парном родстве элементарных операций.

     За  счет совместного изучения взаимообратных действий у учеников происходит многостороннее и целостное усвоение знаний; в  процессах мышления учеников обеспечивается один из принципов диалектики – превращения одной формы в другую. Графическое моделирование помогает детям устанавливать практические линейные связи между числами. Ребенок, которому трудно отвлеченно мыслить и устанавливать логические связи может установить не практике реальную линейную связь между числами.  Графическое моделирование можно использовать при изучении любых математических тем: сложение и вычитание, умножение и деление, решение задач.

     Использование метода обратной задачи (триады)

     Триады  задач способствуют формированию таких качеств знаний, как полнота и целостность, обеспечивают прочность запоминания.

     Цели  работы над каждой задачей:

     - Развивать подвижность мыслительных  процессов

     - Научить самостоятельно мыслить:  принимать решения, выбирать рациональный способ решения, производить проверку, составлять обратную задачу.

     Например, учащимся предлагается задача: «У Нины было 17 рублей. Она купила конфет на 7 рублей. Сколько рублей у нее  осталось?» Выделим известное  и неизвестное:

     Было                             Истратила                         Осталось

        17р.                                 7 р.                                       ?

     Запишем решение задачи:

     17-7=10

     Составим  обратную задачу. Пусть будет неизвестным  число, обозначающее, сколько рублей было у Нины.

     Было                             Истратила                         Осталось

        ?                                    7 р.                                       10 р.

     После того, как задача составлена и решена, надо сравнить решения.

     Аналогичная работа проходит и с другой обратной задачей, в которой спрашивается, сколько рублей истратила Нина.

     Было                             Истратила                         Осталось

        17 р.                                   ?                                       10 р.

     Можно при решении таких задач использовать графическое моделирование:

        +                            +                                    +                                      

         7                 ?           ?                 10                7 10

     -       -                    -         -                          - - 

                17                           17                                      ?                                                      

                                                                              

        Таким образом, обратная задача становится орудием активного обучения математике. Ведь именно за счет применения метода обратной задачи путем графического моделирования развивается мышление, так как в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций. 
 

     Применение  деформированных  и неопределенных выражений:

Информация о работе Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики