Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе. Задачи, которые мы ставили в данной работе:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2) подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.
4) дать рекомендации по использованию данных упражнений в коррекционной школе.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Толя  и Сережа должны записать названия деревьев, растущих в парке. Толя написал 4 названия: дуб, ясень, береза, ель. Сережа, кроме написанных указал еще 2: ольха и жасмин. На сколько больше названий деревьев написал Сережа? Все ли из перечисленных деревьев растут в нашем парке? 

     Глухарь весит 6 кг. Какой вес надо выдержать  сосновой ветке, если на нее сядут  два глухаря?

     Гуси  живут 40 лет, а куры на 10 лет меньше. Сколько лет живут куры? 
         3. Результативность 
         Я обучаю детей со второго класса. Эксперимент по формированию у детей навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов работы ведется третий год.

     В классе обучается 10 человек. Из них 1 –  находится на домашнем обучении в  связи с психофизическими патологиями. 
 
 
 

     Категории обучаемости детей по классификации  В.В. Воронковой.  

Группа Количество  учащихся Характеристика  группы
I 4 Успешно усваивают программный материал. Умеют работать самостоятельно. Умеют анализировать учебный материал и свою деятельность. Полученные знания успешно применяют на практике. Способны к изучению дополнительного материала.
II 2 Успешно усваивают  программный материал.

Испытывают  трудности при анализе учебного материала.

Снижен  темп работы.

Полученные  знания применяют на практике при  организующей и активизирующей помощи педагога. 

Необходима  помощь при выполнении  самостоятельной  работы.

III 3 С трудом усваивают  программный материал.

Недостаточно  осознание учебного материала.

С трудом устанавливают логические связи.

Самостоятельно  работать затрудняются. Темп усвоения учебного материала снижен (значительно).

Практические  задания выполняют при помощи учителя.

IV 1 Не в полном объеме усваивают программный материал.

Знания  усваиваются механически, часто  фрагментарно. Не умеют анализировать, делать выводы. 

Не могут  работать самостоятельно. Не видят  ошибок в работе.


             

     На  протяжении всех лет обучения вести тетрадь коррекции, в которой в полном объеме можно проследить динамику усвоения тех или иных знаний, умений и навыков. Динамику развития навыка устного счета прослеживать постоянно при помощи составления таблиц, в которых отражается динамика развития всех сторон устного счета. Подсчет ведется по пятибалльной шкале.

     Критерии  оценивания:

     5 – все вычисления ученик выполняет  верно, самостоятельно, устно, правильно  используя предложенные опорные  схемы и алгоритмы, умеет решать  задачи, всегда активен;

     4 – почти все вычисления ученик выполняет верно, с незначительными подсказками педагога, устно, может воспользоваться опорными схемами и алгоритмами, с задачей справляется с незначительной помощью, всегда активен;

     3 – вычисления ученик выполняет  не всегда верно, требуется помощь педагога, пользуется письменными приемами сложения и вычитания, таблицей умножения, с опорными схемами и алгоритмами работать затрудняется, задачи решать затрудняется, малоактивен;

     2 – вычисление почти всегда  неверные, не умеет пользоваться  наглядными схемами и алгоритмами,  однако может под четким руководством педагога решить простые случаи табличных действий, задачи не решает, малоактивен; 

     1 – на этапе устного счета  не работает, помощь педагога  не воспринимает.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Важнейшей задачей математического образования в специальной (коррекционной) школе является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. 
        Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления ребенка с нарушением интеллекта, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами.

     Для достижения поставленной цели целесообразно  использовать инновационные технологии, адаптированные к условиям специальной (коррекционной) школы. Наиболее эффективны в этом плане: технология дифференцированного разноуровневого обучения, технология УДЕ и графическое моделирование, игровые технологии, ИКТ и т.п.

     Устный  счет является обязательным этапом на любом уроке математики. Проведение данного этапа путем интерактивных методов и форм обучения способствуют лучшему усвоению программного материала детьми с нарушением интеллекта, что наглядно показывает мониторинг усвоения математических понятий.

     Мы  считаем, что предлагаемые нами формы и методы проведения устного счета путем использования интерактивного обучения детей с нарушением интеллекта на уроках математики помогают решить ряд проблем, с которыми сталкивается педагог специальной (коррекционной) школы, а именно:

     - повысить учебную мотивацию и  познавательный интерес учащихся;

     - оценить уровень сформированности  математических понятий и представлений  и определить «зону ближайшего  развития» каждого учащегося;

     -  проследить динамику развития  каждого ребенка;

     - помочь учащимся с нарушением интеллекта воспринимать абстрактный математический материал в адаптированных для них условиях

     -   помочь педагогам в использовании данных форм и методов обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. №2 (3), с. 47-52.

     2. Зайцев Т.Г. Теоретические основы  обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.

     3. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.

     4. Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.

     5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии  обучения и воспитания школьников. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.

     6. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // 
Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.

     7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996.

     8. Мельченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных к 
интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет //
http://macschool.narod.ru/metod/ssm/appendix.html

     9. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 1988.

     10. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами – Минск, 1995.

     11. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного процессов в школе.  – Волгоград: издательство «Учитель», 2007. – 91с.

     12. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.- М: Просвещение, 1989 – 336с. 
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.

     14. Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.

     15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М.: 
Педагогика, 1981.

     16. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Альфа, 1998.

     17. Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.

     18. Я иду на урок в начальную школу. Математика. / Под ред. Козловой М.А. – М.: «Первое сентября», 2000. – 336с.

      
 


Информация о работе Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики