Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа
Целью нашей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе. Задачи, которые мы ставили в данной работе:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2) подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.
4) дать рекомендации по использованию данных упражнений в коррекционной школе.
5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме или опорным словам математического правила.
Дидактические
игры на 1-2 урока имеют свою специфику,
в зависимости от момента в изучении данной
темы их можно также разделить:
игра – тренинг; игра – обзор; игра – контроль.
Игра-тренинг
предполагает закрепление знаний, умений,
навыков и
строится как совместное решение стандартных
элементарных и неэлементарных задач
с обсуждением на разных уровнях: в малых
группах (3-4человека); между малыми группами;
в малых группах + учитель; на уровне класса.
Например:
Математическое
домино – состоит из 12-30 карточек
каждая карточка
разделена чертой на две части – на одной
записано задание, на другой –
ответ к другому заданию. Карточки обратной
связи – состоят из пяти-шести планшетов
из прозрачной плёнки, соединенной вместе
в «книжку», куда вставляются карточки
с ответом. У каждого учащегося имеются
такие карточки. Вопросы задаются устно,
учащиесяся находят правильный ответ
и показывают его. Таким образом, учителю
сразу видно, кто как знает материал.
На
уровне закрепления материала важно применять
игры на
воспроизведение свойства, действий и
вычислительных приемов. В этом случае
следует ограничить использование средств
наглядности, а усилить внимание к громкому
проговариванию правила, свойства, вычислительного
приема.
В качестве закрепления нового
материала успешно применяется
игра «Да» - «Нет». Вопрос читается
один раз, переспрашивать
Игра–обзор предлагается для формирования целостного представления об изученной теме, о ее структуре, обязательных знаниях и тонкостях.
Игра–контроль
- контроль знаний по теме. Как правило,
темы
выбираются вспомогательного характера
или, если изучение заканчивается
внутри четверти.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В
игре в той или иной роли должен
участвовать каждый ученик
класса.
Материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.
Детям с нарушением интеллекта намного проще воспринимать учебный материал на основе сказки.
Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний.
На уроке – сказке изучение нового материала по математике и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
На таких уроках есть
Например, после чтения сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» дети помогают Каю сложить льдинки. Для этого надо, решив примеры, подобрать необходимую льдинку. В результате правильных ответов появляется слово «ВЕЧНОСТЬ». Для того, чтобы открыть имя Герда, учащиеся должны определить закономерность расположения геометрических фигур. Чтобы освободить Герду из лап разбойников, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задания с математическим содержанием, дети помогают Герде спасти Кая из страны Снежной королевы.
Урок
является основной формой организации
коррекционного – развивающего обучения.
Создание нестандартных ситуаций на
уроке математики способствует развитию
познавательного интереса и внимания
к учебному материалу, активности учащихся
и снятию усталости.
Без хорошо
продуманных методов обучения трудно
организовать усвоение программного материала.
Вот почему следует совершенствовать
те методы и формы обучения, которые помогают
вовлечь учащихся в познавательный поиск,
в труд учения: помогают научить учащихся
активно, самостоятельно добывать знания,
возбуждают их мысль и развивают интерес
к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть.
Чтобы математические понятия лучше запоминались, а так же для контроля за их усвоением используются на уроках нестандартные формы учебного занятия.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учеников лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
Основными нетрадиционными формами уроков математики мы считаем такие формы, как: «Мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады.
Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.
1.Бит-урок. Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
2.Урок – аукцион. До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.
3. «Мозговая атака». Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
4. Урок типа «что? где? когда?» Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3.
Устанавливается время на
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
5. Уроки – деловые игры. Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.
6. Урок – экскурсия. Или заочное путешествие (может очное). План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).
7. Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.
8.
Урок «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов
по проблемам темы. Вступительное слово
учителя. Выбираются основные направления
темы и преподаватель предлагает учащимся
вопросы, от решения которых зависит
решение всей проблемы. Ведущий продолжает
урок, он даёт слово
комментаторам, привлекает к обсуждению
весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности,
активности, чувству сопричастности к
событиям.
9. Урок семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.
10.Урок
– зачет. Проводить его можно в разных
вариантах. Первый - когда экзаменаторами
свободные от уроков преподаватели. Второй
– экзаменаторами выступают более эрудированные,
хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые
каждого звена. В конце урока подводится
итог. Используется и коллективный способ
обучения. Например, решение упражнений
с последующей взаимопроверкой. Класс
разбивается на несколько групп, назначается
консультант. Каждая группа
получает карточки – задания. Первый пример
решает и объясняет консультант, а остальные
учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты
координируют и ведут учет. Учитель следит
за работой всех.
11. Бипарные или интегрированные уроки. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
С точки зрения коррекционно – развивающего обучения такой урок имеет ряд преимуществ:
1)
способствует информационному
2) позволяет с различных сторон познавать изучаемые объекты и явления.
Хорошее основание для проведения интегрированных уроков по математике дает сочетание таких предметов, как развитие речи, труд, рисование, физкультура.
Вот основные требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков, которые способствуют их успешности:
-
определение системы таких
-
тщательное планирование
-
моделирование содержания
-
тщательный выбор типа и
-
оптимальная нагрузка детей
-
привлечение к проведению
Наиболее важной задачей в разработке интегрированных уроков я считаю отбор содержания. Например, на интегрированных уроках математики и развития речи целесообразно использовать задачи, связанные с региональным компонентом:
Коля поймал в реке 3 карася и 2 окуня. Сколько всего рыб поймал Коля? Какие еще рыбы водятся в реках нашего района?
Информация о работе Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики