Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа
Целью нашей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе. Задачи, которые мы ставили в данной работе:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2) подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.
4) дать рекомендации по использованию данных упражнений в коррекционной школе.
В
психологическом плане решение
примеров с «окошком» на многократном
сравнении промежуточных
Решение примеров вида 6 + = 9 основано на использовании множества связей. Ход мысли при решении таких примеров направлен от суммы к слагаемому, а не наоборот. Выполнение данных упражнений осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов.
Таким образом, в процессе решения деформированных примеров активизируется внимание учеников, развивается мышление, т.к. они используют новые виды логических операций.
На уроках предлагем упражнения, в которых требуется определить знак действия, искомый компонент. Эти примеры – «умственная пища» для учеников.
5 = 3 7 2 = 9
5 = 2 7 2 = 5
Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий.
Например:
Даны два числа. Что можно узнать?
80 160
Ученики отмечают, что можно найти их сумму, разность, узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Даю схему выражения
=
Ученики должны составить по ней задачи на сложение, вычитание, умножение, деление.
За
счет таких упражнений знания приобретают
свойства устойчивости, системности
и действенности, т.е. быстрого проявления
в многообразной учебной
Развитие
у детей логического мышления
– это одна из важных задач специального
(коррекционного) обучения в начальных
классах. Умение мыслить логически,
выполнять умозаключения без
наглядной опоры, сопоставлять суждения
по определенным правилам – необходимое
условие успешного усвоения учебного
материала ребенком с нарушением интеллекта.
Основная
работа для развития логического мышления
должна вестись с
задачей. Ведь в любой задаче заложены
большие возможности для развития
логического мышления. Нестандартные
логические задачи – отличный инструмент
для такого развития.
Однако что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при решении. Чтобы этого избежать, на своих уроках я использую следующие виды нестандартных логических задач:
Виды нестандартных логических задач:
Задачи – сказки
Например.
1. Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2.
Гном Забывалка учился писать
цифры заострённой палочкой на
песке. Только он успел
другой гном Путалка. Он тоже взял палочку
и начертил вот что:
12345 = 60
Вставь между цифрами плюсы таким образом,
что получившийся пример был решён правильно.
3. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
4. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
5.
Барон Мюнхгаузен пересчитал
число волшебных волос в
«Противные задачи»
Например:
1. Суpовой зимой в жилом доме пpоpвало две тpубы: гоpячую и холодную. Из одной тpубы выливается на пол 50 литpов ледяной воды в час, а из дpугой – 5 литpов кипятка в минуту. Замеpзнут жильцы дома или сваpятся?
2. Будут ли весы в pавновесии, если на одну чашу весов положить пачку доллаpов весом в 50 гpаммов, а на дpугую – четыpе монеты по 5 рублей и десять монет по 2 рубля?
3. Дети pешали задачу пpо то, как в магазин завезли сыp, апельсины и шоколад. Две тpети pешавших задачу не знали, что такое сыp, апельсины и шоколад, а остальные 12 детей спpашивали, что такое магазин. Сколько детей pешали задачу?
«Вредные задачи»
Например:
1. На веревке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с веревки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на веревке?
2. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?
3. Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а ее хозяйка тетя Уля - только 2. Cколько всего ног у них обеих?
4. Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?
5. Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за 6 минут и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?
«Задачи на логику»
Например:
1.
Сидели на скамеечке 4 девушки: Ольга, Наталья,
Людмила и Оксана.
Оксана сидела рядом с Ольгой, А Наталья
была в синем платье. Людмила была в зеленом.
Оксана была не последней. Красное платье
Ольги хорошо сочеталось с синим платьем
одной из подруг. Платья у девушек были
красного, желтого, синего и зеленого цветов.
Нарисуйте, в каком порядке сидели девушки,
и какого цвета у них были платья. Если
можно, дайте несколько вариантов правильных
ответов.
2. На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей.
Девочка взяла 6
карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный
карандаш? Докажите (Нарисуйте и
объясните).
3.
Есть 5 квадратов, выложенных с
помощью спичек. Переложите три
спички так, чтобы получилось три прямоугольника,
и не осталось лишних
спичек.
Систематическое
использование на уроках математики
и внеурочных
занятиях специальных задач и заданий,
направленных на развитие логического
мышления расширяет математический
кругозор младших школьников и позволяет
более уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях окружающей их действительности
и активнее использовать математические
знания в повседневной жизни.
Приемы повышения интереса учащихся к обучению, о которых было сказано, показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников с нарушением интеллекта, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.
Очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтому мы задумываемся над тем, как изменить подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.
Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяют лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать так, чтобы весь урок был ярким, интересным? Позволяет решить эту проблему умелое сочетание обучения и игры.
Большое значение в активизации познавательной
деятельности
младшего школьника имеют игровые моменты,
вносящие элемент занимательности в учебный
процесс, помогающие снять усталость и
напряжение на уроке.
Игровое
обучение может использоваться как
метод, как методический
прием, как форма обучения.
Сущность обучению как в игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Однако, игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного задания и всего учебного процесса в целом.
Для младших школьников, а особенно для детей с нарушением интеллекта учение – это новое и трудное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» детей. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
Как
правило, игра направлена на решение
не одной задачи, а целого
круга задач, причем ведущая функция игры
определяется ее дидактическими
целями. Например, формирование освоения
социальных ролей может
реализовываться в большинстве игр, так
как дидактические игры чаще всего
носят коллективный характер и предполагает
то или иное разделение ролей.
Не следует приучать детей к тому, чтоб
на каждом уроке они ждали новых игр или
сказочных героев, так как игра не должна
являться самоцелью,
не должна проводиться только ради развлечения.
Она обязательно должна быть подчинена
тем конкретным учебно-воспитательным
задачам, которые решаются на уроках. В
силу этого игру заранее планируют, продумывают
и место в структуре урока, определяют
форму ее проведения, подготавливают материал,
необходимый для проведения игры. Необходим
последовательный переход от уроков, насыщенных
игровыми ситуациями, к урокам, где игра
является поощрением за работу на уроке,
или используется для активизации внимания:
веселые шутки-минутки, игры-путешествия
в страну чисел или страну знаний.
По
мере овладения учащимися навыками
учения, дидактические игры
занимательного типа теряют свою ведущую
роль: если ранее игра являлась
предпосылкой для включения учащихся
в учение, то после освоения в игровых
ситуациях элементов учебной деятельности,
игра превращается в дидактический прием.
Дидактическая
игра способствует активизации мыслительной
деятельности учащихся, вызывает у детей
живой интерес и помогает усвоить им учебный
материал. При подборе и разработке игр
нужно исходить из основных закономерностей
обучения. Вот главная из них: обучение
происходит только при активной мыслительной
деятельности учащихся. Чем разностороннее
обеспечиваемая учителем интенсивность
деятельности учащихся с предметом усвоения,
тем выше качество на уроке, зависящем
от характера организуемой деятельности
– репродуктивной или творческой.
Наиболее часто применяются в практике работы уроки – сказки, уроки – конкурсы, уроки – игры, уроки-путешествия.
Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:
1.
Игры, требующие от детей
2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большее число игр, направленное на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»)
3.
Игры, в которые запрограммирована
конструирующая деятельность
учащихся («Контролер», «Зеленый, красный»).
4.
Игры, с помощью которых дети
осуществляют преобразующую
Например,
игра «Числа-перебежчики», где дети –
числа составляют пример на сложение,
затем по команде учителя составляют другой
пример на сложение. На основе сравнения
пары примеров делается вывод о
переместительном свойстве сложения.
Аналогично, перебегая на другие
места, поменяв знак действия, дети с теми
же числами составляют 2
примера на вычитание. После первой команды
вызывается вторая команда,
которая составляет цепочку аналогичных
примеров. Выигрывает та
команда, которая быстрее справится с
заданием и сумеет грамотно
сформулировать правило о перестановке
слагаемых.
Информация о работе Методы обучения, применяемые в коррекционной школе 8 вида на уроке математики