Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

                                                                        Оглавление

 Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6

1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6

1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11

  Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14

Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14

2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14

2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14

Выводы  по второй главе……………………………………………………………...25

Заключение …………………………………………………………………………….25

Список  используемой литературы …………………………………………………...27 

 

Введение

     Актуальность  исследования. Наркотическая ситуация в стране остается напряженной и  является одной из актуальнейших  проблем нашего времени. Растет немедицинское  потребление наркотиков, алкоголя, в первую очередь среди молодежи и подростков.

     До 90% наркоманов заражены той или иной формой вирусного гепатита, чаще наблюдается сочетание форм вирусных гепатитов. Реальна опасность распространения ВИЧ- инфекции, т.к. более половины ВИЧ-инфицированных составляют наркоманы. Печальным является факт роста потребления наркотиков и алкоголя среди женщин: 25% обратившихся за помощью в областной наркологический диспансер составляют женщины, в основном молодого возраста, это матери имеющие детей, либо будущие мамы.

     Наркомания  является одной из важных проблем  нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и  активных действий в организации  профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

     Степень разработанности проблемы. Вопросы наркомании ранее исследовались в работах  многих авторов, среди которых следует  отметить, прежде всего, Р.О. Аакяна, А.Г. Бронникова, В.И Брылева, А.А. Габиани, А.А. Гериша, Б.Э. Закирова, В.В. Зарецкого, Г.М. Мерстукова, В.Г. Наймушина, В.В. Паникова, Г.Н. Тростанецкой и др. В них содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика профилактики, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.

     Проблема. На распространение наркотиков в  молодежной среде непосредственное влияние оказали охвативший страну кризис всех сфер общественной жизни, сложные и неустойчивые социально  экономические условия жизни, способствующие росту не уверенности в завтрашнем дне, разрушение традиционных и общепринятых идеалов, моральных ориентиров без  какой-либо замены, войны, рост преступности, обесценивание человеческой жизни.

       Резкое увеличение подоростков страдающих наркозависимостью, а так же «омоложение» контингента употребляущего наркотики и определили тему нашего исследования: «Технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков».

     Объект  исследования – технологий социальной работы с подростками.

     Предметом изучения является технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков.

     Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков. 

     Анализ  технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

     В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Описать феномен «Подростковая наркомания»
  2. Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
  3. Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
  4. Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
  5. Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

     Методы  исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:

     1)методы  сравнительно-сопоставляющего анализа:  анализ медицинской, психолого-педагогической, социологической литературы;

     2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение  педагогического и медицинского  опыта, статистический анализ.

     Практическая  ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной курсовой работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Основные характеристики подростковой наркомании

1.1.  Феномен «Подростковая наркомания»

Вопросы возникновения  и формирования  зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все больше внимания специалистов разных областей потому, что количество подростков,  употребляющих психоактивные вещества, растет с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних больных наркоманией обращается за помощью самостоятельно, в то время, как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотических веществ [7]. 

     Эффективность профилактических мероприятий по преодолению  формирования зависимости в подростковом возрасте крайне низкая, и одной  из причин этого есть недостаточные  знания специфики подросткового  возраста.

     Подростковый  период жизни имеет свои особенности, он тяжелый в социально - психологическом  плане. У подростков ярко выражены познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого разными способами.

Среди большого количества противоречий подросткового  возраста отметим те возрастные особенности, которые в большей степени  влияют на формирование наркотической  зависимости: бурное физическое развитие организма; моральная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли;  противоречивость мировоззрения[8]. 

     Важнейшими  факторами, которые влияют на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование  с одногодками; эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых; чувство  протеста и оппозиции - когда в  ответ на избыточное «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества и алкоголь; имитация - копирование подростками поведения взрослых без надлежащей критичности к некоторым ее проявлениям.

     Употребление  наркотических веществ стало  молодежной бедой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу основных подростковых проблем, которые характеризуются:

     1. массовым употреблением наркотических веществ среди подростков, причем именно у этой категории лиц влечение к наркотикам очень быстро формирует психологическую зависимость;

     2. «омоложением» контингента лиц,  которые употребляют наркотические  вещества, к возрасту 13-14 лет;

     3. переходом от «легкодоступных»  психоактивных веществ, которыми были в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, «экстази». Они имеют большое разрушительное действие на организм подростков, вызывают быстрое привыкание, которое приводит к деградации личности. Существуют определенные группы подростков, употребляющие из-за недостатка средств  дешевые, «грязные» наркотики. Но, в отличие от взрослых, которые, как правило, пытаются использовать более легкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а активизирует двигательную и психическую деятельность;

     4. распространением более опасных  форм употребления наркотических  веществ (например, внутривенные  инъекции) в группе; симптомом  зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночестве;

5. удовлетворением  любопытства подростка относительно  действия наркотического вещества; появлением нового, волнующего опыта,  который таит опасность, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытств[13].

     ом Здесь выступают другие мотивы - стремление добиться покоя, легкости, искренности, равновесия. Возникновение чувства любопытства относительно наркотиков говорит о распространении «наркокультуры», которая подогревает это любопытство, и недостаточную борьбу с ней государственных и общественных институтов;

     6. изменением социального статуса  подростков, которые начинают употреблять  психоактивные вещества. Еще десяток лет тому назад  это были дети из неблагополучных семей, где характерными были такие асоциальные факторы, как пьянство, криминальность родителей, проблемы внутрисемейных отношений. На сегодняшний день число наркозависимых пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующее в этих семьях финансовое своеволие подростка, достаток средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особенной молодежной субкультуры, в которой характерной ценностью является свободное проведение времени, а наркотики выступают атрибутом стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок -  звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и употребляются вещества, вызывающие зависимость.  Этап первых попыток изменяется этапом «полинаркотизма», когда подросток начинает повторно и систематически принимать разные наркотические препараты;

7. желанием подражать  молодежной моде. Так популярным  видом молодежных развлечений  становятся ночные дискотеки,  которые провоцируют молодежь  к танцам без перерыва в  течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены, иметь красивую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро приобрели распространение психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази».  Другое направление  в моде - увлечение музыкой[11].

       Для обострения восприятия модной  музыки, сексуального растормаживания  люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

     8. распространением мифов о наркомании. Миф первый - «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно чувствовать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй - «я в любое время смогу отказаться, я не наркоман»; миф третий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но люди принимают их, и это является общественно одобряемым, потому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность таких мифов заключается в недооценке наркотиков. После первого их приема ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (моральные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми