Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

— проведение антинаркотических  мотивационных акций; 

- организация  деятельности социальных работников  и волонтеров; 

- деятельность  системы ювенальной юстиции.  

Психологические технологии первичной     профилактики: 

- развитие личностных  ресурсов; 

- формирование  социальной и персональной компетентности; 

- развитие адаптивных  стратегий поведения; 

- формирование  функциональной семьи. 

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются  посредством определения генетических и биологических осбенностей  и их коррекции на медицинском уровне. 

Рост числа  потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резерва роста заболеваемости  наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики. 

Главная цель вторичной  профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. 

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением  различных стратегий. 

Первая стратегия  — формирование мотивации на изменение  поведения. 

Вторая стратегия  — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. 

Третья стратегия  — формирование и развитие социально-поддерживающей сети. 

В этих стратегиях используются специальные технологии. 

Социальные и  педагогические технологии: 

— формирование мотивации на полное прекращение  употребления наркотиков, если оно  имеет место; 

— формирование мотивации на изменение поведения; 

— развитие проблем - преодолевающего поведения; 

Психологические технологии: 

— преодоление  барьеров осознания эмоциональных  состояний 

— осознание  формирующейся зависимости от наркотика  как проблемы личности; 

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих  стратегий проблем - преодолевающего  поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация  стратегии избегания); 

— анализ, осознание  и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся  зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды. 

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического  и психического развития, биохимического и физиологического равновесия. 

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной  профилактики — снижение вреда от употребления  наркотиков у тех, кто еще не готов полностью  отказаться от них. 

Третичная профилактика  наркомании осуществляется с применением  нескольких стратегий. 

Первая стратегия  — формирование мотивации на изменение  поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ. 

Вторая стратегия  — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные. 

Третья стратегия  — осознание ценностей личности. 

Четвертая стратегия  — изменение жизненного стиля. 

Пятая стратегия  — развитие коммуникативной и  социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков. 

Шестая стратегия  — формирование и развитие социально-поддерживающей сети. 

В этих стратегиях используются различные технологии. 

Социальные и  педагогические технологии: 

-    формирование  социально-поддерживающей и развивающей  среды; 

- формирование  мотивации на изменение поведения,  прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью; 

- развитие навыков  копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации; 

- формирование  социально-поддерживающего поведения  и стратегии поиска социальной  поддержки в социально-поддерживающих  сетях. 

Психологические технологии: 

  

- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных  ценностей; 

- осознание личных  целей и путей их достижения; 

-осознание влечения  и зависимости; 

- формирование  копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости; 

- изменение жизненного  стиля в целом; 

- развитие коммуникативной  и социальной компетентности; 

- развитие когнитивной,  эмоциональной и поведенческой  сфер; 

-развитие личностных  ресурсов совладания с зависимостью. 

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие  периоды при соответствующих  терапии состояниях, а также в  нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия. 

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений: 

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы); 

— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы); 

— профилактика в организованных общественных группах  населения; 

— профилактика с помощью средств массовой информации; 

— профилактика, направленная на группы риска в учебных  заведениях и вне       их; 

— систематическая  подготовка специалистов в области  профилактики; 

— мотивационная  профилактическая работа; 

— профилактика рецидивов; 

— терапия социальной средой; 

— профилактика последствий, связанных с употреблением  психоактивных веществ. 

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы. 

2.2.Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях

В настоящее  время профилактика потребления  психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико-наркотических средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием [12]. 

     Реализация  данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической  профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.

     1. Ключевые проблемы первичной  профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками в образовательной среде.

     Первая  проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?

     Вторая  проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?

     Третья  проблема - как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?

     Ситуация  усугубляется тем, что в недалеком  прошлом ранняя алкоголизация и  токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ  жизни. Эту группу детей можно  было определить как группу "риска" и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте  этой проблемы. В последние 2-3 года зараженность наркотиками среди учащихся элитных  образовательных учреждений в 1,5 - 2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных  школах, и в старших классах  она достигает 27% (в обычной общеобразовательной  школе - 12%, в сельской школе - 2-3%). Опасно то, что в данной группе детей  наркотизация длительное время носит  скрытый, для взрослых (учителей, медиков, родителей) характер.

     В профилактическом аспекте важно, что  из числа опрошенных детей и подростков около 40% пробовали на первом этапе бросить прием наркотика, но потом снова продолжили употребление. При этом среди опрошенных около 60% детей и подростков не представляли куда можно обратиться за помощью при наркологических проблемах. Из мест куда может обратиться подросток с такими проблемами 19% назвали больницу, 8% - телефон доверия, 6% - врача-нарколога, 3% - других специалистов (педагог, воспитатель), 2% - психолога, менее 1% - друзей. Лишь от 14 до 18% родителей как-то пытались помочь детям отказаться от приема наркотиков на начальной стадии злоупотребления; свыше 90% из числа опрошенных детей и подростков никак не пытались помочь друзьям бросить прием наркотиков.

Таким образом, в российской подростковой среде  использование ПАВ с целью  одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к  пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения[3]. 

     При этом у большинства детей и  подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических  веществ. Начинающий принимать наркотики  несовершеннолетний находится в  своеобразной социально-психологической  ситуации. Это мощный прессинг рекламных  предложений нового стиля жизни  и новых ощущений, связанных с  наркотизацией. Он особенно угрожаем для  детей и подростков, потому что  в ситуации выбора у подростка  ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к  вовлечению в наркотизацию со стороны  сверстников-соучеников, друзей, а также  взрослых, отвечающих за воспитание, и  малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).

Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми