Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………
— проведение антинаркотических
мотивационных акций;
- организация
деятельности социальных
- деятельность
системы ювенальной юстиции.
Психологические
технологии первичной профилактики:
- развитие личностных
ресурсов;
- формирование
социальной и персональной
- развитие адаптивных
стратегий поведения;
- формирование
функциональной семьи.
Медицинские технологии
первичной профилактики осуществляются
посредством определения
Рост числа
потребителей психоактивных веществ и
лиц, проявляющих поведение риска — социального
резерва роста заболеваемости наркоманией,
определяет поле воздействия вторичной
профилактики.
Главная цель вторичной
профилактики — изменение дезадаптивных
и псевдоадаптивных моделей поведения
риска на более адаптивную модель здорового
поведения.
Вторичная профилактика
наркомании осуществляется с применением
различных стратегий.
Первая стратегия
— формирование мотивации на изменение
поведения.
Вторая стратегия
— изменение дезадаптивных форм
поведения на адаптивные.
Третья стратегия
— формирование и развитие социально-поддерживающей
сети.
В этих стратегиях
используются специальные технологии.
Социальные и
педагогические технологии:
— формирование
мотивации на полное прекращение
употребления наркотиков, если оно
имеет место;
— формирование
мотивации на изменение поведения;
— развитие проблем
- преодолевающего поведения;
Психологические
технологии:
— преодоление
барьеров осознания эмоциональных
состояний
— осознание
формирующейся зависимости от наркотика
как проблемы личности;
— развитие эмоциональных,
когнитивных и поведенческих
стратегий проблем - преодолевающего
поведения (стратегии разрешения проблем,
поиска и принятия социальной поддержки,
распознавание и модификация
стратегии избегания);
— анализ, осознание
и развитие личностных и средовых
ресурсов преодоления проблемы формирующейся
зависимости от психоактивных веществ.
Развитие Я-концепции, коммуникативных
ресурсов, социальной компетентности,
ценностных ориентаций когнитивного развития,
интернального локуса контроля; принятие
ответственности за свою жизнь, свое поведение
и его последствия; восприятие социальной
поддержки; изменение стереотипов поведения
и ролевого взаимодействия в семье; формирование
психологической резистентности к давлению
наркотической среды.
Медицинские технологии
заключаются в нормализации физического
и психического развития, биохимического
и физиологического равновесия.
Третичная профилактика
наркомании направлена на восстановление
личности и ее эффективного функционирования
в социальной среде после соответствующего
лечения, уменьшение вероятности рецидива
заболевания. Другое направление третичной
профилактики — снижение вреда от
употребления наркотиков у тех,
кто еще не готов полностью
отказаться от них.
Третичная профилактика
наркомании осуществляется с применением
нескольких стратегий.
Первая стратегия
— формирование мотивации на изменение
поведения, включение в лечение,
прекращение употребления алкоголя,
наркотиков или других психоактивных
веществ.
Вторая стратегия
— изменение зависимых, дезадаптивных
форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия
— осознание ценностей
Четвертая стратегия
— изменение жизненного стиля.
Пятая стратегия
— развитие коммуникативной и
социальной компетентности, личностных
ресурсов и адаптивных копинг-навыков.
Шестая стратегия
— формирование и развитие социально-поддерживающей
сети.
В этих стратегиях
используются различные технологии.
Социальные и
педагогические технологии:
- формирование
социально-поддерживающей и
- формирование
мотивации на изменение
- развитие навыков
копинг-поведения, социальной компетентности,
преодоления искушения наркотизации или
алкоголизации;
- формирование
социально-поддерживающего
Психологические
технологии:
- осознание личностных,
экзистенциальных, духовных и нравственных
ценностей;
- осознание личных
целей и путей их достижения;
-осознание влечения
и зависимости;
- формирование
копинг-стратегий преодоления влечения
и зависимости;
- изменение жизненного
стиля в целом;
- развитие коммуникативной
и социальной компетентности;
- развитие когнитивной,
эмоциональной и поведенческой
сфер;
-развитие личностных
ресурсов совладания с зависимостью.
Медицинские технологии
заключаются в грамотном
Все виды профилактической
деятельности, реализуемые в обществе,
разделяются на ряд направлений:
— профилактика
в учебных заведениях (школьные программы);
— профилактика,
основанная в семье (семейные и родительские
программы);
— профилактика
в организованных общественных группах
населения;
— профилактика
с помощью средств массовой информации;
— профилактика,
направленная на группы риска в учебных
заведениях и вне
их;
— систематическая
подготовка специалистов в области
профилактики;
— мотивационная
профилактическая работа;
— профилактика
рецидивов;
— терапия социальной
средой;
— профилактика
последствий, связанных с употреблением
психоактивных веществ.
В соответствии
с этими стратегиями строятся
профилактические программы.
В настоящее
время профилактика потребления
психоактивных веществ во многих школьных
коллективах представлена чаще всего
тематическими лекциями школьных психологов,
врачей психиатров-наркологов, либо работников
органов внутренних дел, а также тематическими
учебными занятиями, которые иногда проводятся
по типу дискуссии на заданную тему. Подобный
подход не отвечает основным требованиям
к предупреждению употребления психоактивных
веществ в связи с тем, что в нем отсутствует
последовательность, непрерывность, учет
реальной ситуации. Необходимо также учитывать,
что первичная профилактика входит в сферу
деятельности наркологической службы
только в рамках профессиональной компетенции
врачей психиатров-наркологов. Вопросы
постоянного воспитательного развития
у учащихся общеобразовательных учреждений
ценностей здорового образа жизни, предубеждения
к приему токсико-наркотических средств,
знаний о вреде наркотиков и токсикантов
являются прямой обязанностью педагогов
и школьных психологов, т.е. тех специалистов,
которые имеют постоянный и непосредственный
контакт с детьми и подростками, занимаются
их обучением и воспитанием [12].
Реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.
1.
Ключевые проблемы первичной
профилактики употребления
Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?
Вторая проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?
Третья проблема - как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?
Ситуация
усугубляется тем, что в недалеком
прошлом ранняя алкоголизация и
токсикомания преимущественно поражали
детей из неблагополучных семей,
где родители вели асоциальный образ
жизни. Эту группу детей можно
было определить как группу "риска"
и целенаправленно с ней
В профилактическом аспекте важно, что из числа опрошенных детей и подростков около 40% пробовали на первом этапе бросить прием наркотика, но потом снова продолжили употребление. При этом среди опрошенных около 60% детей и подростков не представляли куда можно обратиться за помощью при наркологических проблемах. Из мест куда может обратиться подросток с такими проблемами 19% назвали больницу, 8% - телефон доверия, 6% - врача-нарколога, 3% - других специалистов (педагог, воспитатель), 2% - психолога, менее 1% - друзей. Лишь от 14 до 18% родителей как-то пытались помочь детям отказаться от приема наркотиков на начальной стадии злоупотребления; свыше 90% из числа опрошенных детей и подростков никак не пытались помочь друзьям бросить прием наркотиков.
Таким образом,
в российской подростковой среде
использование ПАВ с целью
одурманивания занимает существенное
место в досуге, групповом общении.
Непосредственно приобщаются к
пробам наркотиков и других ПАВ от
20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня
достаточно доступны для приобретения.
Можно говорить о реальной незащищенности
подрастающего поколения от агрессивной
экспансии наркотического соблазнения[3].
При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников-соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).
Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми