Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

     В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая служба, центры социально-психологической реабилитации явно не срабатывают на первичную  профилактику ранней алкоголизации  и наркотизации детей и подростков. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.

     При создании образовательных программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных  возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей  установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.  
 

     Выводы  по второй главе.

     Реально действующая на территориальном  уровне активная антинаркотическая  профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической  службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов1. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

     - зависимость от наркотических,  психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

     - целевое воздействие должно быть  комплексным и осуществляться  при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии  (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

     - в превентивных образовательных  программах в условиях угрожающей  наркологической ситуации основное  внимание следует уделять формированию  ценностей здорового образа жизни,  развитию личностных ресурсов, препятствующих  употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Положение с употреблением наркотических  веществ среди молодежи в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.

     Потребляют  наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая  ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

     В современной молодежной субкультуре  стремительно формируется феномен  “наркоманического сознания” - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического “кайфа”. Степень материального благополучия определяется по мимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения “дозы” престижного наркотика.

     Любая социальная структура, при наличии  обязательных маргинальных групп, своей  основой имеет средние слои населения, которые должны понимать цель и смысл  своей жизни. Во многих странах, пропаганда в средствах массовой информации, литературе направлена на формирование определенной системы ценностей  и взглядов.

     В школах существуют специальные занятия, на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. Люди радуются жизни, природе, общению, семье, детям, находят удовлетворение в профессии, хобби, осознают себя принадлежащими к определенной национальной и государственной системе. Происходит формирование обывателя, в хорошем смысле этого слова. Обывателя как хранителя социальных традиций, здравого смысла, основы общественной стабильности.

     Состояние наркологической службы страны оставляет  желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической  деятельности, определенная правовая и организационная инертность безусловно снижает качество наркологической помощи. Система помощи молодым наркоманам практически не существует, а если и существует в виде подросткового (молодежного) кабинета в структуре нарко диспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать “волшебного” превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу способную решить актуальные проблему в том числе молодежной наркомании.

     Экономическое состояние страны не предполагает в  ближайшем будущем реальных шагов, которые могут стать основой  успешной борьбы и профилактики молодежного наркотизма. Возможный выход видится, как мне кажется, в активной позиции органов местного самоуправления, которые располагают реальными средствами для проведения широкой пропагандисткой компании, кропотливой работы в школах и средних и высших учебных заведениях, создание муниципальной системы наркологической помощи, формирование условий для реализации антинаркотического движения общественности.  

 

Список используемой литературы

  1. Бойко Ю.П. Психическое здоровье детей и  подростков в условиях модернизирующегося общества // Народонаселение. – 2008. –  № 4. – С. 33 – 40.
  2. Готчина Л.В. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы. – М.: Граница, 2009.
  3. Дальсаев М.А. Наркомания и общество. – Назрань: Пилигрим, 2009.
  4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Наркотизация как социальная и психологическая проблема // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 123 – 133.
  5. Клоков В.А. Сохраним молодое поколение - будущее России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 23 – 28.
  6. Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2009. – Т. 2. – № 3 – 4. – С. 45 – 53.
  7. Лисова Е.В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения. – М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010.
  8. Наркомания несовершеннолетних / Сост. М.В. Шайхелисламова, Н.Б. Дикопольская. – Казань: ТГГПУ, 2010.
  9. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2009.
  10. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании среди несовершеннолетних в России. – Псков: Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010.
  11. Староверов А.Т. Наркомании: клиника, диагностика, лечение. – Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та, 2010.
  12. Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность и ее профилактика. – Курск: Гиром, 2010.
  13. Шихабидов Ш.А. Наркотики - дорога в ад. – Махачкала: Эпоха, 2010.
  14. 3. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М., 1994.
  15. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. — М., 2002
  16. Речное Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин СМ. и др. Шаг за шагом от

наркотиков: Книга  для родителей. СПб., 1999.

  1. Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. — М., 2002.
  2. Рязанцев С.В., Рыбаковский Л.Л.: Стратегия демографического развития России. – Москва,2007.

Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми