Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………
В
докладе Всемирной организации
здравоохранения о причинах наркомании
говорится, что основные причины
наркомании связаны в первую очередь
с особенностями характера
Психологические
факторы содержат в себе привлекательность
на психическом уровне возникающих
ощущений и переживаний; стремление
к самоутверждению; отсутствие стойких,
положительно ориентированных социальных
интересов; расстройства психики неорганической
природы, такие как: социальный стресс,
психический инфантилизм, разочарования
в жизни, разрушение жизненных интересов,
страх, тревога. Субъективная причина
недовольства жизнью рассматривается
в связи с разными
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних стоит искать, по мнению экспертов, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально педагогических и социально-культурных факторах.
Социально педагогические
факторы зависят от воспитания ребенка
в семье и ее адаптации в
школьном коллективе. «Человек, как
и дерево, искривляется чаще всего
в молодости». Ошибки и просчеты
в воспитании в детском и юношеском
возрасте имеют тяжелые последствия.
Подростки усваивают
По данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:
• социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);
• неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;
• материальная необеспеченность родителей;
• воспитание детей в неполной семье.
На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.
К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.
Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.
Наркомания – страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более – ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.
В чем причина
опасной распространенности наркотиков?
Только ли в том, что государство
не может наладить должный контроль
над их оборотом? Думается, это правда
лишь отчасти. В том, что люди (в
первую очередь, подростки и дети)
решают попробовать наркотические
вещества, виновато не только государство.
Нести ответственность за это
должно и общество, и школа, и семья.
[1 с.33-40]
Кто больше всего страдает от последствий наркомании? Безусловно, сам человек и его ближайшее окружение. А раз так, кто, как не семья и ближайшие родственники, должен заниматься предотвращением беды? Кто, как не родители, должны первыми распознать тревожные признаки пагубного пристрастия?
Именно родители – первые должны знать причины,которые могут способствовать развитию наркомании:
1.
Отсутствие успеха в
2. Нечеткое понимание перспектив в жизни.
3. Повышенный уровень агрессии, лояльное отношение к насилию.
4.
Недостаточно высокий уровень
зрелости, пониженная самооценка (особенно
на фоне завышенных
5.
Отсутствие сформированной
6.
Наличие стрессовых и
7. Частые конфликты и отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.
8.
Вхождение в группу
9. Низкая школьная успеваемость, нежелание учиться, отсутствие увлечений.
10.
Плохие отношения со школьными
учителями, низкий уровень
Если хотя бы один из этих факторов имеет место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.
Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.
Даже если между
родителями сложились сложные отношения,
или у них самих в жизни
все идет далеко не гладко, нельзя забывать
о детях, о том, что они нуждаются
в сочувствии и поддержке. Не можете
справиться самостоятельно – обратитесь
за помощью к психологу. В период,
когда ребенок еще только становится
«трудным подростком», эта мера вполне
оправдана[2].
К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается с пути истинного.
Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?
1.
По внешнему виду и поведению.
Наркотическое опьянение
2.
По наличию следов уколов на
руках, ногах и других
3. По изменениям голоса (он часто становится осиплым), жалобам на сухость во рту.
4.
При употреблении некоторых
В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу.
Чем раньше это произойдет – тем выше шанс на то, что удастся взять ситуацию под контроль.
Подростковый
возраст с его неустойчивой самооценкой
и эмоциональной уязвимостью — наиболее
удобное время приобщения к наркотикам.
Подростки также склонны воспринимать
общество как враждебную силу. Если психически
здоровая личность реагирует на стресс
собранностью, активностью, приспосабливаясь
к экстремальной ситуации, у людей со слабой
и подорванной психикой стресс оборачивается
подавленностью и невротическим поведением.
Выводы по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.
Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.
Учет
особенностей подросткового возраста,
факторов, которые влияют на возникновение
и формирование зависимостей и тяжелых
последствий этой болезни, поможет родителям
предотвратить их возникновение.
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании.
Профилактика
зависимости от наркотиков и других
психоактивных веществ — одно из важнейших
и эффективных исправлений профилактики
неинфекционной патологии.
В целях профилактики
употребления наркотиков важно проводить
профилактические мероприятия.
Профилактика
зависимости от наркотиков и других
психоактивных веществ может быть первичной,
вторичной и третичной. Рассмотрим каждую
из них.
Первичная профилактика
наркомании имеет целью предотвратить
возникновение нарушения или
болезни, предупредить негативные исходы
и усилить позитивные результаты
развития индивида. Это может быть
достигнуто несколькими путями: а) развитие
и усиление мотивации на позитивные
изменения в собственном
б) направление
процесса осознания индивидом себя,
поведенческих, когнитивных и эмоциональных
проявлений своей личности, окружающей
его среды;
в) усиление адаптационных
факторов или факторов стрессорезистентности,
ресурсов личности и среды, понижающих
восприимчивость к болезни;
г) воздействие
на факторы риска наркотизации
с целью их уменьшения;
д) развитие процесса
самоуправления индивидом своей
жизнью (управление самоосознанием, поведением,
изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего
процесса.
Первичная профилактика
наркомании проводится посредством
нескольких стратегий.
Первая стратегия
— информирование населения о
психоактивных веществах (их видах и воздействии
на организм, психику и поведение человека)
и формирование мотивации на эффективное
социально-психологическое и физическое
развитие.
Вторая стратегия
— формирование мотивации на социально-поддерживающее
поведение.
Третья стратегия
— развитие протективных факторов
здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия
— развитие навыков разрешения проблем,
поиска социальной поддержки, отказа от
предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных
выше стратегиях используются специальные
технологии.
Социальные и
педагогические технологии первичной
профилактики:
— воздействие
средств массовой информации;
— антинаркотическое
обучение;
— использование
альтернативных употреблению наркотиков
программ детско-подростковой и молодежной
активности;
— создание социально-поддерживающих
систем (социальные службы, клубы, молодежные
организации и т.д.);
Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми