Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:
Описать феномен «Подростковая наркомания»
Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков
Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

     В докладе Всемирной организации  здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины  наркомании связаны в первую очередь  с особенностями характера наркоманов; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-культурным влиянием на личность.

Психологические факторы содержат в себе привлекательность  на психическом уровне возникающих  ощущений и переживаний; стремление к самоутверждению; отсутствие стойких, положительно ориентированных социальных интересов; расстройства психики неорганической природы, такие как: социальный стресс, психический инфантилизм, разочарования  в жизни, разрушение жизненных интересов, страх, тревога. Субъективная причина  недовольства жизнью рассматривается  в связи с разными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, которая  не обеспечивает условия для  свободного времени (это особенно важно для подростков), социальной несправедливостью, неустроенностью, неуспехами в учебе, разочарованием в людях[4 с.123-133]. 

     Основные  причины наркомании среди несовершеннолетних стоит искать, по  мнению экспертов, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально педагогических и социально-культурных факторах.

Социально педагогические факторы зависят от воспитания ребенка  в семье и ее адаптации в  школьном коллективе. «Человек, как  и дерево, искривляется чаще всего  в молодости». Ошибки и просчеты в воспитании в детском и юношеском  возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают психологию, которая отличается от нормальной человеческой, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они пренебрежительно относятся  к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям взрослых. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно  оказываются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно теряют характер невинного мальчишеского  баловства, все чаще и чаще приобретая опасный для общества характер. В  тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неминуемо  вступают в конфликт с законом.[6 с.45-53] 

     По  данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:

     •     социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);

     •     неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;

     •     материальная необеспеченность родителей;

     •     воспитание детей   в неполной семье.

     На  основании приведенных данных был  сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

     К социальным факторам  относят две причины: мода (престижность приема  психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком  группы, которая доминирует в этот период жизни.

     Учет  особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение  и формирование  зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.

1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков

     Наркомания  – страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться  с этой чудовищной формой зависимости. И тем более – ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.

В чем причина  опасной распространенности наркотиков? Только ли в том, что государство  не может наладить должный контроль над их оборотом? Думается, это правда лишь отчасти. В том, что люди (в  первую очередь, подростки и дети) решают попробовать наркотические  вещества, виновато не только государство. Нести ответственность за это  должно и общество, и школа, и семья. [1 с.33-40] 

     Кто больше всего страдает от последствий  наркомании? Безусловно, сам человек  и его ближайшее окружение. А  раз так, кто, как не семья и  ближайшие родственники, должен заниматься предотвращением беды? Кто, как не родители, должны первыми распознать тревожные признаки пагубного пристрастия?

     Именно  родители – первые должны знать  причины,которые могут способствовать развитию наркомании:

     1. Отсутствие успеха в реализации  собственных целей и устремлений.

     2. Нечеткое понимание перспектив  в жизни.

     3. Повышенный уровень агрессии, лояльное  отношение к насилию.

     4. Недостаточно высокий уровень  зрелости, пониженная самооценка (особенно  на фоне завышенных родительских  ожиданий).

     5. Отсутствие сформированной системы  ценностей, авторитетов.

     6. Наличие стрессовых и кризисных  ситуаций в личной и семейной  жизни.

     7. Частые конфликты и отсутствие  эмоциональной близости между  членами семьи.

     8. Вхождение в группу сверстников,  имеющих определенные ценностные  ориентиры.

     9. Низкая школьная успеваемость, нежелание  учиться, отсутствие увлечений.

     10. Плохие отношения со школьными  учителями, низкий уровень доверительности.

     Если  хотя бы один из этих факторов имеет  место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.

     Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.

Даже если между  родителями сложились сложные отношения, или у них самих в жизни  все идет далеко не гладко, нельзя забывать о детях, о том, что они нуждаются  в сочувствии и поддержке. Не можете справиться самостоятельно – обратитесь за помощью к психологу. В период, когда ребенок еще только становится «трудным подростком», эта мера вполне оправдана[2]. 

     К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается  с пути истинного.

     Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?

     1. По внешнему виду и поведению.  Наркотическое опьянение бывает  похоже на алкогольное, однако оно характеризуется полным отсутствием или наличием только слабого запаха алкоголя изо рта. При этом человек ведет себя странно: он может стать болтливым, смешливым, импульсивно жестикулировать или, наоборот, стать вялым и расслабленным. Речь становится невнятной. Лицо человека в состоянии наркотического опьянения бледнеет или краснеет, глаза блестят, зрачки либо сужаются, либо становятся чересчур широкими.

     2. По наличию следов уколов на  руках, ногах и других характерных  частях тела.

     3. По изменениям голоса (он часто становится осиплым), жалобам на сухость во рту.

     4. При употреблении некоторых видов  наркотиков возможны галлюцинации.

     В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу.

     Чем раньше это произойдет – тем выше шанс на то, что удастся взять  ситуацию под контроль.

     Подростковый  возраст с его неустойчивой самооценкой  и эмоциональной уязвимостью  — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением. 
 

     Выводы  по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

             Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема  психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком  группы, которая доминирует в этот период жизни.

     Учет  особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение  и формирование  зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде

 

2.1. Виды, стратегии и  направления профилактики  наркомании.

Профилактика  зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.  

В целях  профилактики употребления наркотиков важно проводить  профилактические мероприятия. 

Профилактика  зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них. 

Первичная профилактика наркомании  имеет целью предотвратить  возникновение нарушения или  болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном  стиле индивида и в среде, с  которой он взаимодействует;  

б) направление  процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных  проявлений своей личности, окружающей его среды;  

в) усиление адаптационных  факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; 

 г) воздействие  на факторы риска наркотизации  с целью их уменьшения;  

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей  жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);  

е) развитие социально-поддерживающего  процесса. 

Первичная профилактика  наркомании проводится посредством  нескольких стратегий. 

Первая стратегия  — информирование населения о  психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. 

Вторая стратегия  — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. 

Третья стратегия  — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения. 

Четвертая стратегия  — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества. 

В приведенных  выше стратегиях используются специальные  технологии. 

Социальные и  педагогические технологии первичной  профилактики: 

— воздействие  средств массовой информации; 

— антинаркотическое  обучение; 

— использование  альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности; 

— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.); 

Информация о работе Методы профилактики наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте и детьми