Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
С древнейших времён существует традиция передачи опыта старшими поколениями младшим. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждому поколению людей необходимо не только освоить опыт предыдущих поколений, но и обогатить и приумножить этот опыт и, что не менее важно, передать его своим детям. Только в этом случае возможен общественный прогресс.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Социально-педагогические предпосылки модернизации образования в России....................................................................................................................7
1.1. Причины модернизации образования в России............................................7
1.2. Задачи модернизации образования в России.................................................9
Выводы по главе I..................................................................................................14
Глава II. Сходство и различие подходов правительства и рабочей группы к проблеме модернизации образования.................................................................16
2.1. Подходы к модернизации образования........................................................16
2.2. Отличия в подходе рабочей группы Госсовета...........................................16
Выводы по главе II................................................................................................18
Глава III. Конкретные новации рабочей группы Госсовета..............................20
3.1. По доступности и бесплатности образования.............................................20
3.2. По обеспечению современного качества образования...............................21
3.3. По модернизации экономики образования..................................................23
3.4. Повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление их государственной поддержки.................24
3.5. Реорганизация системы управления образованием....................................25
Выводы по главе III........................................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава I. Социально-педагогические
предпосылки модернизации образования
в России........................
1.1. Причины модернизации образования
в России........................
1.2. Задачи модернизации образования
в России........................
Выводы по главе I.............................
Глава II. Сходство и различие
подходов правительства и рабочей группы
к проблеме модернизации образования...................
2.1. Подходы к модернизации образования...................
2.2. Отличия в подходе рабочей
группы Госсовета.....................
Выводы по главе II............................
Глава III. Конкретные новации
рабочей группы Госсовета.....................
3.1. По доступности и бесплатности
образования...................
3.2. По обеспечению современного
качества образования...................
3.3. По модернизации экономики
образования...................
3.4. Повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление их государственной поддержки.................24
3.5. Реорганизация системы управления
образованием..................
Выводы по главе III...........................
ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времён существует традиция передачи опыта старшими поколениями младшим. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждому поколению людей необходимо не только освоить опыт предыдущих поколений, но и обогатить и приумножить этот опыт и, что не менее важно, передать его своим детям. Только в этом случае возможен общественный прогресс.
Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в России, задачи утверждения в жизни нашего общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. 90-е годы ХХ века доказали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных им свобод. Не даром говорят, что чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.
В современном мире одним из важнейших параметров существования человеческого общества является глобальность. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования. Социально-политические явления в последние годы стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства. Проявлением данной мировоззренческой установки явилась активизация "цивилизационного видения мира".
В условиях глобализации
мировых процессов и
Интересна позиция Раджа Рой Сингха, который отмечал, что "глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль" [10, с. 38]. В 2002 году 29 августа на заседании Госсовета был представлен доклад «Образовательная политика России на современном этапе», подготовленный рабочей группой президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформирования образования. Доклад был выполнен по поручению президента страны и включал в себя аналитические и справочно-информационные материалы о состоянии российского образования и необходимых в нем изменениях.
Рабочая группа ставила перед собой задачу рассмотреть проблемы образования в масштабе общенациональных, общегосударственных интересов. Решение этой задачи далось далеко не сразу. Руководителю рабочей группы председателю правительства пришлось приложить немало усилий, чтобы преодолеть ведомственные стереотипы.
Основные задачи модернизации российского образования: увеличение его доступности, качества и эффективности. Они предполагают внушительное обновление содержания образования, приведения его в соответствие с запросами времени и задачами развития страны. В условиях социально-политических и экономических преобразований, которые происходят в Российской Федерации, во всех институтах общества, в том числе и в системе среднего образования. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста. Правильный учет разносторонних интересов учащихся, их индивидуальных способностей, эффективное разрешение возникающих противоречий в процессе обучения, способствуют повышению уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формированию комплекса устойчивых интересов. Модернизация образования рассматривалась как один из важных вопросов образовательной политики.
Актуальность данного исследования непосредственно связана с решением основных задач модернизации образования, повышения его качества на основе теории личностно-ориентированного обучения, определения вариативных подходов к формированию у учащихся познавательного интереса к истории России, воспитания у учеников уважения и любви к своей истории. Умения грамотно выражать свои мысли.
Проблема исследования: в чем особенность организации и освоения модернизации в российском образовательном пространстве.
Цель работы: рассмотреть тенденции в развитии образования в России.
Объект исследования: процесс модернизации среднего образования в России с начала 1990-х годов по 2011 год.
Предмет исследования: основные тенденции процесса модернизации среднего образования в России.
Гипотеза исследования: основные тенденции процесса модернизации среднего образования в России можно считать выявленными и обоснованными, если:
- определены стратегии развития среднего образования в России;
- выяснены особенности процесса модернизации системы среднего образования в России.
Задачи исследования:
1) выявить смысл, причины и
задачи модернизации
2) выявить сходство и различие подходов правительства и рабочей группы к проблемам модернизации образования;
3) рассмотреть конкретные новации рабочей группы;
4) проанализировать развитие новой модели образовательного учреждения как единого образовательного пространства.
Методы исследования: исторический и системно-структурный анализ; изучение и анализ материалов педагогической и общественно-политической печати; нормативно-законодательных актов Российской Федерации по проблемам развития и модернизации профессионального образования.
Этапы исследования:
1) изучения теоретического материала; определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования.
2) характеристика российской
системы среднего образования
и выявление основных
3) систематизация, осмысление
и обобщение результатов
Научная новизна исследования: новые оценки ранее проведенных исследований.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлён историко-педагогический и системно-структурный анализ процесса модернизации системы среднего образования в России, обогащающий теорию среднего образования новыми данными о системе, структуре, основных тенденциях и особенных признаках процесса модернизации среднего образования в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учет выявленного положительного опыта процесса модернизации среднего образования в России является условием совершенствования подготовки выпускников в стране.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
Сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, предпочитают говорить не о реформе, а о предстоящей модернизации. И это правильно – и в обыденном смысле, и по существу. В обыденном смысле потому, что общество, сполна хлебнувшее горечь реформ последнего десятилетия, крайне негативно воспринимает само слово «реформа». По существу, потому, что в образовании предстоит именно модернизация, а не реформа. Реформа – это преобразование, переустройство. Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. Образование уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов ХХ века, и это переустройство получило правовой статус в Законе «Об образовании» 1992 года. Но оно все еще существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой модернизации. В настоящее время, когда ситуация в стране заметно стабилизируется, модернизация образования становится не только возможной, но, главное, необходимой.
1.1. ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
На сегодняшний день модернизация российского образования имеет, по существу, три измерения: в историческом плане, в плане реконструкции и в плане обновления образования.
1. В историческом плане
она представляет собой
2. В плане реконструкции,
восстановления
3. Не менее сложны задачи
модернизации в плане
Такая постановка вопроса
может показаться излишне
Имея в виду названные
второе и третье измерения
модернизации образования,
Итак, произошедший в 90-х годах прошлого века общесистемный социально-экономический кризис не только существенно затормозил позитивные процессы в образовательной сфере, запущенные Законом 1992 г. "Об образовании", но и во многом вывел эту сферу за рамки государственных и общественных интересов. Образование, по сути, оказалось брошенным на произвол судьбы, и вынуждено было заняться самовыживанием, все более абстрагируясь от реальных потребностей страны.
В результате произошел двойной разрыв:
1) отрыв образования от государства - в значительной мере по вине самого государства, которое ушло из образования; государственная образовательная политика редуцировалась до ведомственной политики, обслуживающей преимущественно интересы отрасли, а не страны;
2) отрыв образования от общества - в значительной мере по вине самого образования, поскольку ведомственная политика мало учитывала интересы общества. Вместе с тем и само общество в условиях социального кризиса оказалось неспособным воздействовать должным образом на сферу образования, стать действенным субъектом образовательной политики.