Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
С древнейших времён существует традиция передачи опыта старшими поколениями младшим. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждому поколению людей необходимо не только освоить опыт предыдущих поколений, но и обогатить и приумножить этот опыт и, что не менее важно, передать его своим детям. Только в этом случае возможен общественный прогресс.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Социально-педагогические предпосылки модернизации образования в России....................................................................................................................7
1.1. Причины модернизации образования в России............................................7
1.2. Задачи модернизации образования в России.................................................9
Выводы по главе I..................................................................................................14
Глава II. Сходство и различие подходов правительства и рабочей группы к проблеме модернизации образования.................................................................16
2.1. Подходы к модернизации образования........................................................16
2.2. Отличия в подходе рабочей группы Госсовета...........................................16
Выводы по главе II................................................................................................18
Глава III. Конкретные новации рабочей группы Госсовета..............................20
3.1. По доступности и бесплатности образования.............................................20
3.2. По обеспечению современного качества образования...............................21
3.3. По модернизации экономики образования..................................................23
3.4. Повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление их государственной поддержки.................24
3.5. Реорганизация системы управления образованием....................................25
Выводы по главе III........................................
Кроме того, неудовлетворённость многих стран, в том числе России, результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. По данным Третьего международного исследования ( Third International Mathematics and Science Study - TIMSS), высшие баллы получили школьники Сингапура, к ним приближаются Южная Корея и Япония. Результаты российских школьников попали в промежуточную среднюю группу. Хочется заметить, что данные тестирования за 1991 и за 1995 года не сильно отличается, что свидетельствует об отсутствии прогресса в сфере среднего образования страны. [7 - с. 3-16.]
Таким образом можно выделить следующие причины модернизации образования в России:
1) логическое завершение образовательной реформы 1992 года;
2) социально-экономический кризис, побудивший "застой" в среднем образовании России;
3) сравнительно низкий показатель знаний российских школьников в 90-х годах ХХ века.
1.2. ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В этой оторванности
образовательной отрасли от
- неэффективная экономика
образования - очевидно затратная,
нецелевая, социально
- неэффективное содержание
общего образования - крайне устаревшее
и перегруженное,
- неэффективное
- неэффективная система
социально-экономического
- неэффективное управление
образованием, предельно бюрократизированное,
Таким образом, центральная
задача модернизации
При этом надо отчетливо
осознавать еще одну
Благосостояние России
держится вполовину (50%) на человеческом
капитале, 10% дает воспроизводимый
капитал и 40% обеспечивает природа.
Перспективы роста
Ключевые условия реализации
этого императива - возвращение государства
в сферу образования и
И здесь не нужно
драматизировать неизбежность "внешних
усилий", если мы хотим реальных
изменений в образовании. Это
- закономерность. Само образование,
как показал весь исторический
опыт его развития, не может
ни реформировать, ни
По словам Кумбса, мировая практика наглядно свидетельствует, что "изменения внутри систем образования во многих странах были скорее результатом внешнего вмешательства, чем собственной инициативы"[6, с. 96]. О том же свидетельствует и опыт России, где все реформаторские усилия всегда приходили в образование извне с тем, чтобы привести его в соответствие с потребностями развития страны. Суммируя мировой опыт социального реформирования и развития образования, опыт взаимоотношений образования и общества, К.Д. Ушинский еще в 1857 году писал: "Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям"[17, с. 385].
Итак, окончательное понимание
предстоящей модернизации
Между тем уже месяц спустя (26 июля) было издано правительственное распоряжение №1072-р с "Планом действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы". Раздел "Реформирование образования" этого плана был весьма примитивным и на несколько порядков уступал программе Я. Кузьминова - Г. Грефа. Более того, в нем отчетливо слышались явные отголоски экономического радикализма образца 1997 г., в частности в нарушении конституционных прав на общее образование родителям предлагалось "софинансировать" обучение учащихся гимназий и им подобных школ.
Однако не этот близорукий
экономический радикализм, вновь
вызвавший бурную негативную
реакцию общества, оказался основным
препятствием на пути
Эта склейка остается
и по сей день, хотя в правительственных
документах по модернизации
В этих условиях, учитывая
острейшую общественную
Сегодня уже нет
смысла делать секрет из того,
что руководство
Фактически те же
аргументы против инициативы
Министерства образования и
Таким образом, как
видим, в самом правительстве
существуют разные взгляды на
суть и задачи модернизации
образования. При этом в
ВЫВОД
Согласно "Концепции модернизации российского образования ", главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Активными
субъектами образовательной