Профессиональное образование.
Здесь можно выделить пять
основных новых позиций.
1) Существенная модернизация
содержания и структуры профессионального
образования, достижение его конкурентоспособности,
устранение в нем диспропорций
и излишнего дублирования в
подготовке кадров, оптимизация
перечней профессий и специальностей,
по которым осуществляется их
подготовка, и главное - преодоление
отрыва профессионального образования
от потребностей федерального
и регионального рынков труда,
что ведет к серьезным деформациям
в системе спроса и предложения
кадров.
2) Приведенные данные
о серьезных структурных перекосах
в системе профессионального
образования, с одной стороны,
и возрастающая в стране потребность
в высококвалифицированных рабочих
кадрах и специалистах среднего
звена - с другой, были источником
постановки рабочей группой Госсовета
вопроса об опережающем развитии
в этой системе начального
и среднего профессионального
образования при их серьезной
модернизации. Направления и меры
этой модернизации подробно рассмотрены
в докладе.
3) В сфере высшего образования
следует указать следующие основные
меры:
а) приоритетная поддержка
ведущих вузов, имеющих сложившиеся
научные школы мирового уровня,
способных осуществить образовательный
и научно-технический прорыв и
обеспечить его соответствующими
кадрами (таких вузов в стране
наберется не больше 2-3 десятков
из 1017 вузов, среди которых 607 государственных);
б) переаттестация
ряда вузов и особенно расплодившихся
филиалов вузов, а также отдельных
программ высшего образования,
в частности в области экономики,
права, менеджмента;
в) реальный, а не
словесный переход на многоуровневое
высшее образование, соответствующая
дифференциация вузов и ССУЗов,
развитие системы профессиональных колледжей,
выполняющих функции первой ступени высшего
образования, как основы профессионального
образования в малых городах.
4) Учитывая необходимость
осуществления неразрывной связи
профессионального образования
с производством и многократные
обращения деловых кругов о
расширении их роли в решении
этого вопроса, равно как и
в развитии профессионального
образования в целом, рабочая
группа Госсовета предложила
в короткое время разработать
нормативно-правовое обеспечение
активного участия работодателей
и других социальных партнеров
в решении проблем профессионального
образования, в том числе в
выработке его стандартов, в формировании
заказа учреждениям профессионального
образования, в контрактной подготовке
кадров и проведении кадровой
политики на уровне субъектов
Федерации.
5) Во взаимосвязи с
проходящим реформированием военного
образования рабочей группой
предложено рассмотреть вопрос
об организации общепрофессиональной
подготовки офицеров по специальностям
инженерного, социально-экономического
и гуманитарного профиля преимущественно
на базе гражданских учебных
заведений высшего и среднего
профессионального образования,
а также о создании межвузовских
военных факультетов подготовки
офицеров запаса.
3.3. ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
В этой своей части
доклад рабочей группы Госсовета
наиболее близок к правительственной
программе. Однако в нем более
жестко и определенно, чем в
правительственных документах, поставлен
вопрос о крайнем недофинансировании
системы образования и необходимости
резкого увеличения ассигнований в этой
сфере при проведении ее всесторонней
модернизации. Сегодня реальное недофинансирование
образовательных учреждений достигает
60%, чего нет ни в одной стране мира. Бюджетные
расходы на образование составляют только
3% ВВП, что также много ниже мировых стандартов.
Необходимо в ближайшие три-четыре года
удвоить финансирование профессионального
образования и увеличить финансирование
общего образования минимум на 50%. При
том, повторим, непременном условии, что
в самой системе образования начнутся
глубокие, качественные изменения, без
чего любые ассигнования уйдут в "черную
дыру" нынешнего устройства отрасли.
В этом смысле возвращение государства
в образование - это не безответное и безадресное
увеличение его финансирования. Это в
первую очередь финансирование проводимой
государством модернизации образования.
3.4. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТАТУСА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ, УСИЛЕНИЕ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Проблематика данного
раздела доклада рабочей группы,
раздела, который является, пожалуй,
наиболее сильным, вовсе не
присутствует в правительственной
программе. Между тем улучшение
социально-экономического положения
педагогов, повышение их профессионализма,
формирование педагогического корпуса,
соответствующего запросам современной
жизни, не только одно из
приоритетных направлений образовательной
политики, но и решающее условие
модернизации образования. Отсутствие
этой проблематики в правительственных
документах можно объяснить только
примитивным технократизмом, явным
пренебрежением к человеку и человеческому
фактору, возобладавшими во властном сознании
за последние десять лет.
Пересказывать новации
данного раздела доклада - значит
переписывать его заново. Отметим
лишь, что стержнем здесь является
федеральная программа "Педагогические
кадры России", которая разворачивается
по трем основным направлениям:
"Повышение статуса педагогического
работника", "Усиление государственной
поддержки педагогических и управленческих
работников образования", "Повышение
профессионализма педагогических
кадров". Первые два направления
включают обширный комплекс мер:
переход на оплату труда работников
общего образования с уровня
субъектов Федерации; повышение
минимальной ставки педагогических
работников до уровня не ниже
прожиточного минимума; отказ от ЕТС в
сфере образования и переход на отраслевую
систему оплаты труда, что позволит государству
опережающими темпами повышать учительскую
зарплату; введение надбавок молодым специалистам
и за продолжительность непрерывной работы
в образовательных учреждениях, а также
надбавок, стимулирующих высокие результаты
педагогической деятельности; предоставление
отсрочки от призыва в армию молодым специалистам-педагогам
и многое другое. (К сожалению, из данного
комплекса мер по настоянию, как это ни
парадоксально, образовательного ведомства
были сняты два существенных момента:
а) закрепленная "Законом о развитии
образования в г. Москве" пятидесятипроцентная
скидка по оплате содержания детей молодых
педагогов в дошкольных учреждениях и
б) предложенные Я.И.Кузьминовым льготы
по оплате обучения детей учителей в платном
секторе средних и высших профессиональных
учебных заведений.)
В рамках третьего
направления в качестве ключевой
задачи выделено решительное
и всестороннее реформирование
педагогического образования - его
организации, структуры, содержания,
принципов взаимосвязи с образовательной
практикой и т.д.
3.5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
Данная проблематика
также отсутствует в правительственной
программе. Но надо признать, что
и в докладе рабочей группы
Госсовета она представлена не
в лучшем виде. Это, пожалуй,
самый бледный раздел доклада,
что, увы, тоже один из результатов
консенсуса. Испуг перед предстоящей
реорганизацией, вероятно, настолько
парализовал образовательное ведомство,
что оно заблокировало продвижение
сколько-нибудь серьезных, прорывных
идей. Ведь даже такая безобидная
мысль, как создание в рамках
федеральных округов своеобразных
образовательных округов - не
как дополнительных бюрократических
структур, а как коллективных
координирующих органов - напугала
министерство и была отвергнута
им.
Скорее всего, по
той же причине и в правительственных
документах нет ничего об изменениях
в системе управления образованием.
Инстинкт самосохранения сильнее
инстинкта истины. Однако, хотелось
бы кому-то того или нет,
радикальная реорганизация этой
системы неотвратима, ибо ее
нынешняя неэффективность, о чем
говорилось ранее, более чем
очевидна.
И, тем не менее,
при всех названных обстоятельствах,
в докладе рабочей группы был
выделен ряд, как общих важных
концептуальных моментов, так и
значимых операциональных предложений.
ВЫВОД
Реформа педагогического
образования давно должна была бы
стать опережающей, однако на деле она
фактически не состоялась. И педагогические
вузы сегодня не только не дают необходимых
кадров для школы, но объективно являются
одним из главных препятствий
на пути обновления и развития отечественного
образования.
В значительной мере
этот же упрек может быть
адресован и нынешнему состоянию
педагогической науки с ее
головным учреждением - Российской
академией образования, резко
отстающей от процессов, которые
идут и в обществе, и в образовании,
давно нуждающейся в глубоком,
качественном обновлении. Доклад
рабочей группы Госсовета подчеркивает,
что требуется в первую очередь
кардинальная перестройка самой
организации педагогической науки,
изменение изживших себя принципов
ее финансирования, когда средства
выделяются не на научные исследования,
а на содержание научных учреждений.
Необходимы также неотложные
и решительные усилия для преодоления
оторванности академической педагогической
науки от запросов современного
общества и передовой образовательной
практики, для обеспечения ее
деятельного участия в решении
реальных, а не мнимых нужд
и проблем образования (типа
пресловутой 12-летки), для создания
механизмов постоянного и системного
обновления образования, а не
его стихийного и спорадического
псевдообновления, типа серийного производства
новых БУПов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так можно описать
основные тенденции в развитии
образования в современном обществе.
В реальной же образовательной
политике, которая до сих пор
остается ведомственной вотчиной,
безраздельно господствуют установки
самого ведомства, к коим правительство
и его премьер большей частью
не имеют никакого касательства.
Смысл этих установок
сводится к банальной подмене
сути вещей - 12-летка вместо
модернизации. В правительственных
программах модернизация нацелена
на глубокое, кардинальное обновление
образования, в том числе школьного,
без изменения существующих сроков
обучения. В интерпретации Министерства
образования вся модернизация
сводится к введению 12-летки, что
фактически означает сохранение,
консервацию всего старого в
школе при растягивании его
на 12 лет и в лучшем случае
при его беглом косметическом
ремонте.
В целом можно сказать,
что реформа - это не то, что
планируется, а то, что реально
происходит в жизни. Даже если
полагать, что кто-либо планирует
что-либо в интересах страны, то
на практике совсем иные люди
совсем в других интересах
осуществляют совсем другое. Но
о политике в итоге судят
не по ее планам и замыслам,
а по ее практическим результатам.
Результат - мерило политики. Он
либо ее венец, либо надгробный
камень.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Дельта. 2000 - 678 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 2001. - 538 с.
- История педагогики и образование / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.- 697 с.
- Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М., 2003. - 187 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 327 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире, системный анализ. - М.: Прогресс, 1970 - 149 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 271 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: ИКЦ "МарТ", 2004. - 370 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. - 622 с.
- Раджа Рой Сингх (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования. 1993. №1. С. 7-21.
- Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Вече, 2000. - 526 с.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2004. - 201 с.
- Савин Н.В. Педагогика. - М., 2002. - 373 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2008. - 423 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. - 574 с.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: Наука, 2001. - 469 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Т.1. - М. - Л.: АПН РСФСР, 1950. - 675 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2002. - 723с.
- Эльконин А.Б., Вагнер Л.В. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. - М., 2001. - 270с.