Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.

Содержание

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 70.90 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

Им.П.И. Чайковского» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Модульный  принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении» 
 
 

                    Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного  отделения ВПК  специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения

                               Мартюшева К.А. 
                   

                                            Научный руководитель: Белоногова Е.В 
 

    2012

    Оглавление

    Введение

   Глава I  Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

    1. О российских программах дошкольного образования.

    1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.

    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    2.1 Обновление дошкольного образования

    2.2  Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.

    Заключение

    Список  используемой литературы

    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  В настоящее время система дошкольного  воспитания испытывает противоречия переходного  периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.

  В «Типовой программе воспитания и  обучения в детском саду» (1984) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы. Это  был определенный процесс , но постепенно выявились и недостатки такой  системы работы: обучение приобрело  черты сходства со школьным .Этому  способствовало построение занятий  по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система  работы в дошкольном образовательном  учреждении  привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.

  Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые  поиски путей интеграции  всех видов  деятельности в единый педагогический процесс .

  Повсеместно стихийно появилась такая форма  работы ,как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой  организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

  Позднее был разработан так называемый модульный  принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать  современные требования к организации  работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской  психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной  единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е  логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана  директором НИИ дошкольного образования  академиком Н.И Поддьянковым  еще  в 1973 , но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане  и не реализована  практически.

  Отличительной особенностью модуля является наличие  сюжета ,который объединяет все занятия  в единое целое. Это может быть долговременная игра  или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей  к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную  эмоциональную окраску.

  В настоящее время воспитательный образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении характеризуется  возрастанием объема интенсивности  учебно-познавательной деятельности, в учебный план  вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного ,по оценке специалистов уровня двигательной активности ,отрицательно влияющего  на их эмоциональное и физическое благополучие.

  Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: «Образование должно быть не большим  по   объему , но емким».

  Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать  свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику  родного языка); в  интересной, игровой форме обогащать  словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

  «ДОМИНИРОВАНИЕ  ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАКЛАДЫВАЕТ  СВОЮ ПЕЧАТЬ НА ВСЕ СТОРОНЫ ДЕТСКОЙ  ПСИХИКИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНУЮ И ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРА30ВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ» -   Н.Н. ПОДДЬЯКОВА

  Важно отметить при этом,  что результаты научного поиска Н.Н.  Поддьякова не могут существовать в науке и практике сами по себе, отдельно.  При их внедрении в практику работы детских садов важно было сочетать их с открытиями других отечественных и зарубежных учёных С.Л. Рубинштейна, А.Я. Пономарёва, Л.А. Венгера, В.В. Столина, В.В. Давыдова, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и др.  

Проблема  исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации педагогического процесса в системе дошкольного образования.

Объект  исследования: эффективность модульного обучения в системе дошкольного образования

Предмет исследования: особенности применения модульного обучения  в системе дошкольного образования

Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации работы в дошкольном учреждении.

Статистическая  гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:

  • позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок
  • выполнять образовательную программу не виде «прямого обучения» , а  в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности
  • строить общение на личностно - ориентированной основе и связанными с ней педагогики сотрудничества и развития

Цель  исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность

Задачи:

  1. Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
  2. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
  3. Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
  4. Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

Методы  исследования:  Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание содержания традиционных и форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.

База исследования. МДОУ г.Воткинск детский сад № 11, старшая группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике 

     1.1 О российских программах  дошкольного образования. 

  Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

  Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении), не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

  Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

  Анализ  современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.

  Вместе  с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

  Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». Однако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с учетом современных видов программ, которые определены в Законе РФ «Об образовании» (основные, дополнительные, примерные).

     1.2  Переход к вариантности  программного обеспечения  работы дошкольных  учреждений.

          Социальные, экономические и идеологические  изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

  За 30 лет после принятия ООН «Декларации  прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.

  Основная  идея Конвенции заключается в  обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Информация о работе Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении