Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.
Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Изучение
конкретных разработок технологии модульного
обучения показало, что процесс конструирования
образовательного модуля заключается в
тщательном отборе учебного материала,
достаточного для реализации педагогических
задач. Модульный подход в обучении позволяет
систематизировать и структурировать, а
также рационально уплотнять содержательную
часть педагогического процесса в необходимых пределах. В
основе дидактической системы модульной
технологии положены следующие принципы:
блочность (порционность)
в подходе к определению целей и содержания обучения;
структурирование отобранного материалов
отдельные компоненты; придание динамичности
(посредством целеполагания, вычленения
отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных
блоков; логичность, последовательность
элементов содержания обучения. Обучающий
модуль содержит в себе полный и достаточный комплект
рекомендаций для достижения целей и задач обучения и
воспитания.
Заключение
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.
Основным
приоритетом сегодня выступает
личностно-ориентированное
Работу можно условно разделить на три направления:
Первый
раздел предполагает решение следующих
задач: помочь ребёнку осознать свои
характерные особенности и
Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.
Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.
Воспитание базируется на положительных примерах в поведение взрослых. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать это самим, но и уделять внимание работе с родителями.
Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада. Сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы определения активности родителей.
В своей работе следует избегать таких неэффективных способов педагогического воздействия, как долгие наставления и нравоучения, которые часто дают обратный эффект.
Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания.
Инновационная
технология модульный принцип обучения
помогает в организации учебно-
Таким образом, реализация
Список используемой литературы
Приложение
«Нам на улице
не страшно»
Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.
Автор: Петрова Галина Викторовна, старший воспитатель МДОУ N29, г.Старый Оскол Белгородской области.
Пояснительная записка
Актуальность
создания модульного курса «Нам на улице
не страшно» обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
-лидирующим местом травм, полученных
в результате дорожно-транспортных происшествий
в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной
необходимости выполнения правил дорожного
движения.
Анализ существующих программ
обучения детей дошкольного возраста
с правилами дорожного движения показал,
что они являются составной частью общей
программы воспитания детей. Все занятия
по обучению правилам дорожного движения
напоминают школьную модель обучения,
а игра, как основной вид деятельности
дошкольного возраста теряет свою значимость
и важность. Отказ от главного принципа
дошкольной педагогики – обучение в процессе
игры ведет к потере устойчивого интереса
к занятиям, инициативы, любознательности
и самостоятельности дошкольников.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости
разработки и внедрения системы занятий,
которая сделает обучение дошкольников
правилам дорожного движения более интересным,
позволит реализовать принцип обучения
в игре и поднимет уровень знаний детьми
правил дорожного движения.
Модульный
курс по обучению дошкольников
правилам дорожного движения основывается
на принципах:
-обучение в процессе игры, как главного
принципа дошкольной педагогики;
-модульный принцип построения образовательной
программы, позволяющий использовать
ее как часть программы по основам безопасности
детей дошкольного возраста, направленной
на развитие у детей осознанного выполнения
правил дорожного движения;
- последовательности - любая ступень в
обучении ребенка правилам дорожного
движения опирается на уже усвоенное в
предыдущем модуле.
Цель модуля: формирование у детей
дошкольного возраста навыков безопасного
поведения на улице через систему организации
педагогической деятельности на модульной
основе.
Достижению этой цели служит решение
задач по изучению правил дорожного
движения:
- создание условий для сознательного
изучения детьми правил дорожного движения
через интеграцию разнообразных видов
деятельности (игровой, познавательной,
продуктивной);
- повышение устойчивого интереса к занятиям
по изучению правил дорожного движения;
- закрепление знаний у детей по дорожной
тематике, формирование полезных навыков
и привычек безопасного поведения на улице.
Модульный курс реализуется
в рамках изучения программы по ознакомлению
дошкольников с окружающим миром
и программы «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» (под редакцией
Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной).
Структура модуля представлена системой
обучающих занятий и развивающих мероприятий
по формированию у детей навыков безопасного
поведения на улицах города на основе
реализации модульного принципа.
При определении количества
часов, отведенных на модуль, учитывались
возрастные психологические особенности
детей и задачи обучения дошкольников
правилам дорожного движения на каждом
возрастном этапе. Занятия, включенные
в модуль, вписываются в сетку часов по
каждому виду деятельности и являются
составной частью педагогического процесса
и не увеличивают общую нагрузку детей.
Игровая деятельность, беседы, экскурсии,
обучающие игры с задачей решения проблемных
ситуаций осуществляются в свободное
время.
Каждый модуль имеет свои цели,
задачи, завязку и сюжет, вокруг которого
объединяются занятия по дорожной безопасности
по видам деятельности (познавательной,
игровой, продуктивной). Он дает определенную
сумму знаний по ПДД, необходимую именно
в данной возрастной группе. Содержание
модуля включает: во
второй младшей группе
умение различать виды транспорта, знакомство
с понятиями улица, дорога, тротуар, светофор;
в средней группе – знакомство
с правилами перехода через улицу (пешеходный
переход), правилами поведения в автобусе,
закрепление знаний о видах транспорта;
в старшей группе – расширение знаний
о безопасном поведении в транспорте,
при езде на велосипеде, о дорожных знаках;
в подготовительной
группе – закрепление знаний детей
о дорожных знаках, видах перекрестков,
участниках дорожного движения, безопасном
движении по улице. В основе реализации
модульного курса использовался принцип
эмоционального восприятия, который позволил
сделать педагогический процесс более
интересным для дошкольников и реализовать
принцип обучения в игре.
Сюжеты модулей послужили объединяющим
стержнем для всех занятий, они позволили
сделать цель обучения правилам дорожного
движения понятной для детей. В модуль
вошли следующие сюжеты: «Приключения
автомобильчика» - долгосрочная игра во
второй младшей группе, «Светофорчик в
гостях у ребят» - герой игры Светофорчик
ставит перед детьми проблемные ситуации,
«Автомобильчик и Светофорчик открывают
музей «Дорожная азбука» - совместная
деятельность педагогов и детей по созданию
музея правил дорожного движения, «Школа
зеленого огонька» - переписка с инспектором
ГИБДД.
Направление, в котором реализуется
модуль – это взаимодействие педагогов
и детей в процессе организации работы
по обучению правилам дорожного движения.
Совместная деятельность с детьми
включает 4 блока:
Обучение дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и с педагогом, что ведет к становлению личностно-ориентированной модели обучения.
Учебный план модуля (48)
|
Содержание модуля реализуется по плану
|