Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.

Содержание

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 70.90 Кб (Скачать документ)

  Изучение  конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования  образовательного модуля заключается в тщательном отборе учебного материала, достаточного для реализации педагогических задач. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть педагогического процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы модульной технологии положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материалов отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных блоков; логичность, последовательность элементов содержания обучения. Обучающий модуль содержит в себе полный и достаточный комплект рекомендаций для достижения целей и задач обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный  процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.

     Многие  годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.

     Основным  приоритетом сегодня выступает  личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и  поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном  благополучии.

     Работу  можно условно разделить на три  направления:

  1. Уверенность в себе;
  2. Чувства, желания, взгляды;
  3. Социальные навыки.

     Первый  раздел предполагает решение следующих  задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек  уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь  общаться с разными людьми каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его  возможности ещё ограничены, но они  совершенствуются и развиваются  – завтра он обязательно сделает  то, что не смог сегодня.

     Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях  – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.

     Уверенность в себе  является важным качеством  личности человека. Оно позволяет  иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. 

     Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и  единомышленниками.

     Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском  саду и семье является непременным  условием социально-эмоционального развития ребёнка.

     Воспитание  базируется на положительных примерах в поведение взрослых. Поэтому  педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать это самим, но и уделять внимание работе с родителями.

     Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь  их в жизнь детского сада. Сделать  их союзниками в своей работе. Родителей  нужно постоянно держать в  курсе событий, создавать возможности  для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы  определения активности родителей.

     В своей работе следует избегать таких  неэффективных способов педагогического  воздействия, как долгие наставления  и нравоучения, которые часто  дают обратный эффект.

     Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания.

     Инновационная технология модульный принцип обучения помогает в организации учебно-воспитательного  процесса, создает благоприятные  условия для преемственности  воспитания и обучение детей, так  как формирует положительный  микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой.

       Таким образом, реализация демократическим  принципов воспитания и обучения  детей  дошкольного возраста  посредством использования оригинальных  методик, ориентированных на развитии  уникальных способностей ребенка  и вовлечение семьи в образовательный  процесс, способствует подготовке  его к жизни в меняющимся  мире, формирует у него устойчивое  стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

  1. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 4-5 лет.- Киров, 2003.- 47с.
  2. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 5-6 лет.- Киров, 2003.- 56с.
  3. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 6-7 лет.- Киров, 2003.- 48с.
  4. Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  «Нам на улице  не страшно»                          Приложение1

Модифицированная  программа по обучению детей дошкольного  возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.

Автор: Петрова Галина Викторовна, старший воспитатель МДОУ N29,  г.Старый Оскол Белгородской области.

Пояснительная записка

  Актуальность  создания модульного курса «Нам на улице не страшно» обусловлена:  
- резким ростом автомобилизации; 
-лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке; 
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.       
   Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Все занятия по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста теряет свою значимость и важность. Отказ от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры ведет к потере устойчивого интереса к занятиям, инициативы, любознательности и самостоятельности дошкольников. 
       Данные анализа свидетельствуют  о необходимости разработки и внедрения системы занятий,  которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным,   позволит  реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.   

   Модульный  курс по обучению дошкольников  правилам дорожного движения  основывается на принципах:   
-обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики; 
-модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать  ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной  на  развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения;  
- последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле. 
Цель модуля: формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения  на улице через систему организации педагогической деятельности на модульной основе. 
Достижению этой цели служит решение задач по изучению правил дорожного движения:  
- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной);  
- повышение  устойчивого интереса к занятиям по изучению правил дорожного движения; 
- закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице. 
     Модульный курс реализуется  в рамках изучения программы по ознакомлению дошкольников с окружающим  миром  
и  программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной). Структура модуля представлена системой обучающих  занятий  и развивающих мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города на основе реализации  модульного принципа. 
    При определении количества часов, отведенных на модуль, учитывались возрастные психологические особенности детей и задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения на каждом возрастном этапе.  Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности и являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются  в свободное время.         
    Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. Содержание модуля включает: во второй младшей группе умение различать  виды транспорта, знакомство с понятиями  улица, дорога, тротуар, светофор; в  средней группе – знакомство  с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о   видах  транспорта;  в старшей группе – расширение знаний о безопасном поведении  в транспорте,  при езде на велосипеде, о дорожных знаках; в подготовительной группе – закрепление знаний детей  о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице. В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным   для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.  
    Сюжеты модулей послужили объединяющим стержнем для всех занятий, они позволили сделать цель обучения правилам дорожного движения понятной для детей. В модуль вошли следующие сюжеты: «Приключения автомобильчика» - долгосрочная игра во второй младшей группе, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации, «Автомобильчик и Светофорчик открывают музей «Дорожная азбука» - совместная деятельность педагогов и детей по созданию музея правил дорожного движения, «Школа зеленого огонька» -  переписка с инспектором ГИБДД. 
    Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.
 

   
Совместная деятельность с детьми включает 4 блока:

  1. Транспорт.
  2. Улицы города.
  3. Светофор.
  4. Дорожные знаки.

  Обучение  дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных  взаимоотношений между собой  и с педагогом, что  ведет к  становлению личностно-ориентированной модели обучения. 

Учебный план модуля  (48)

Блоки 2 младшая средняя старшая подготовительная
Транспорт 2 3 5 4
Дорога  и ее части 2 3 2 4
Светофор 1 2 5 2
Дорожные  знаки   3 8 4
Количество 5 10 20 13
  

 

Содержание  модуля реализуется  по плану

Вид деятельности 2 младшая средняя старшая подготовительная
Занятие 2 4 8 5
Игровая деятельность 1 2 3 2
Деятельность  вне занятий  1 3 8 5
Итоговое  развлечение 1 1 1 1
Общее количество 5 10 20 13
Длительность 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

Информация о работе Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении