Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.
Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Авторы методических рекомендаций анализируют ряд причин, приводящих к использованию большого числа обязательных занятий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятельность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе дошкольного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, заложенных в «Типовую программу», по которой продолжали работать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обязательных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испытывали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.
Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно использовались для полноценного развития ребенка, в то время как наполнение жизни детей в детском саду изобразительным и музыкальным искусством, литературой создает условия для снижения психологической нагрузки, воспитывает у детей самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга.
Однообразная обстановка в группе с регламентированным размещением «уголков», расположение детских столов по типу школьного класса, письменный стол воспитателя усиливали формализованные отношения.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми авторы методических рекомендаций предлагают проводить по следующим направлениям:
Гуманизация
педагогического процесса предполагает
построение личностно ориентированной
модели воспитания, изменение формы общения
воспитателя с детьми в процессе традиционных
видов детской деятельности и в повседневной
жизни. В большей степени учитывать
интересы, желания, способности ребенка,
стремиться к сотрудничеству в познавательном,
продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии,
к партнерству в играх.
2.2
Модульный принцип
организации педагогического
процесса в детском
саду.
Работая с модулями, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала и до конца, поэтому легко ориентируется в ней.
Он сам решает, выполнить модуль
целиком или от чего – то
отказаться, провести все занятия
компактно или растянуть на
продолжительное время,
Продолжительность модуля, количество
включённых в него занятий,
интервал между ними
Внедрение модульного принципа
не означает отказа о
Занятия, включённые в модуль,
легко вписываются в сетку
часов по каждому виду
Часто возникает вопрос: сколько
модулей можно вести
Модули могут стать
Структура составления модуля.
Описание модуля:
После указания всех пунктов структуры модуля следует завязка сюжета (беседа педагога с детьми) и описание занятий с указанием целей, программных задач, материалов и оборудования, методов обучения, организации детей, а так же виды деятельности, методические рекомендации, ход самого занятия.
В конце занятия или всего модуля можно дать дополнительный справочный материал.
Название модульного планирования связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование–это законченный блок информации.
В начале
модуля происходит знакомство детей
с объектом через наблюдение, обследование,
рассматривание, эстетическое восприятие.
На данном этапе проходят экскурсии и
наблюдения в природе, знакомство с образцами
классического и изобразительного искусства,
чтение художественной литературы и познавательного
материала, игры на развитие мышления,
восприятия, памяти и т. п.
В основную часть модуля входят занятия
рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием;
задания-упражнения, эстетические игры,
экспериментирование с различными художественно-изобразительными
материалами и т. п.
Завершением модуля является выполнение,
творческих заданий; оформление выставок,
альбомов, композиций; фантазирование
на предложенную тему и придумывание новых
историй, организация спектаклей, театрализованных
игр, праздников.
Разработанное модульное планирование
можно брать с любого возрастного этапа,
т.к. общая картинка представлений формируется
в течение всего года. Планирование модулей
чередуется в соответствии с сезонными
явлениями природы и социально-бытовым
календарем, в сюжетной тематике выстраивается
параллель с другими предметами образовательного
цикла «Мир профессий», «Транспорт»,
«Знакомые лица», «Далекие миры» и др.
Модульное планирование дает возможность
выбора:
В модульном
планировании даны ориентиры, но их можно
изменять.
Значимое место в работе по системе
модульного планирования для достижения
более высоких результатов занимают эффективные
методы и приемы, и разнообразные формы
организации работы с детьми.
Процесс
реорганизации всей системы образования,
протекающий много лет, предъявляет
высокие требования к организации
дошкольного воспитания и обучения,
интенсифицирует поиски новых, более
эффективных психолого-
Инновационные
процессы на современном этапе развития
общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На
современном этапе развития России
происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования
усложняется, акцентируя внимание педагогов
дошкольного образования на развитие
творческих и интеллектуальных способностей
детей, коррекции эмоционально-
Инновационные
технологии – это система методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных
средств, направленных на достижение позитивного
результата за счёт динамичных изменений
в личностном развитии ребёнка в
современных социокультурных
На
современном этапе модернизации
отечественного образования жизненно
необходимо внедрение новых педагогических
технологий, при использовании которых
возможно оптимальное решение
Этот вывод подтвердился изучением работ авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, таких, как С. Я. Батышев, И. И. Ильясов, Д. Ш. Матросю И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене и др.
В
названных трудах освещены подходы к
проектированию модульных образовательных
систем. В них обозначены общие и конкретные принципы
конструирования модульных проектов для
общеобразовательной и специально-профессиональной
Данная технология была применена в контексте разработки модели реализации национально-регионального компонента (далее НРК) в дошкольном образовании.
Под
модульной технологией
Анализ показал, что принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:
1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.
2.
Образовательный модуль
3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача — мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.