Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность.

Содержание

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1 О российских программах дошкольного образования.
1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 70.90 Кб (Скачать документ)

  Авторы  методических рекомендаций анализируют  ряд причин, приводящих к использованию  большого числа обязательных занятий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятельность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе дошкольного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, заложенных в «Типовую программу», по которой продолжали работать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обязательных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испытывали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.

  Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно использовались для полноценного развития ребенка, в то время как наполнение жизни детей в детском саду изобразительным и музыкальным искусством, литературой создает условия для снижения психологической нагрузки, воспитывает у детей самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга.

  Однообразная  обстановка в группе с регламентированным размещением «уголков», расположение детских столов по типу школьного класса, письменный стол воспитателя усиливали формализованные отношения.

  Совершенствование педагогического процесса и повышение  развивающего эффекта в образовательной работе с детьми авторы методических рекомендаций предлагают проводить по следующим направлениям:

  • изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);
  • отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
  • изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с не большими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
  • насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на обще человеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
  • изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности 
    и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

  Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей  степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. 

2.2 Модульный принцип  организации педагогического  процесса в детском  саду. 

     Работая с модулями, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала и до конца, поэтому легко ориентируется в ней.

     Он сам решает, выполнить модуль  целиком или от чего – то  отказаться, провести все занятия  компактно или растянуть на  продолжительное время, использовать  рекомендованное оборудование или  заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

     Продолжительность модуля, количество  включённых в него занятий,  интервал между ними формальной  регламентации не подлежит. Эти  параметры определяются логикой  построения педагогического процесса  в данной группе, спецификой изучаемых  понятий и замыслом педагогов,  возникающими жизненными ситуациями, не имеющих отношения к модулю.

     Внедрение модульного принципа  не означает отказа о программы,  по которой работает конкретный  детский сад. Напротив, роль этого  основополагающего документа ещё  более возрастает. Каждый педагог  обязан выполнить стандарт, предусмотренный  программой, с той разницей, что  работа на модульной основе  позволяет делать это не в  виде «прямого обучения», а  легко, интересно, в виде игры.

     Занятия, включённые в модуль,  легко вписываются в сетку  часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной  частью педагогического процесса  и не увеличивают общую нагрузку  детей. Исключения составляют  беседы, которые проводятся в  свободное время.

     Часто возникает вопрос: сколько  модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже -  два, в исключительном  случае – три, если они не  перекликаются по тематике и  не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу  на основе модулей нерациональна.  Это приведёт к сокращению  свободной и трудовой деятельности  детей, к выпадению многих форм  работы, которые являются нужными  и важными.

     Модули могут стать структурной  единицей целостного педагогического  процесса только в случае, если  будет разработано их большое  количество с разными дидактическими  и воспитательными целями и  задачами. Тогда у педагогов появится  возможность конструировать педагогический  процесс на основе оптимальной  комбинации модулей разной направленности. 

  Структура составления модуля.

  1. Выбор цели.
  2. Постановка задач.
  3. Планируемы методы обучения.
  4. Выбор ведущего вида деятельности.
  5. Конкретизировать основные направления воспитательного процесса.
  6. Выбор сюжета модуля.

  Описание  модуля:

  После указания всех пунктов структуры  модуля следует завязка сюжета (беседа педагога с детьми) и описание занятий  с указанием целей, программных  задач, материалов и оборудования, методов  обучения, организации детей, а так  же виды деятельности, методические рекомендации, ход самого занятия.

  В конце занятия или всего модуля можно дать дополнительный справочный материал.

  Название  модульного планирования связано с  международным понятием «модуль», одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование–это законченный блок информации.

  В начале модуля происходит знакомство  детей с объектом через наблюдение, обследование, рассматривание, эстетическое восприятие. На данном этапе проходят экскурсии и наблюдения в природе, знакомство с образцами классического и изобразительного искусства, чтение художественной литературы и познавательного материала, игры на развитие мышления, восприятия, памяти и т. п. 
В основную часть модуля входят занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; задания-упражнения, эстетические игры, экспериментирование с различными художественно-изобразительными материалами и т. п. 
Завершением модуля является выполнение, творческих заданий; оформление выставок, альбомов, композиций; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых историй, организация спектаклей, театрализованных игр, праздников. 
Разработанное модульное планирование можно брать с любого возрастного этапа, т.к. общая картинка представлений формируется в течение всего года. Планирование модулей чередуется в соответствии с сезонными явлениями природы и социально-бытовым календарем, в сюжетной тематике выстраивается параллель с другими предметами образовательного цикла  «Мир профессий», «Транспорт», «Знакомые лица», «Далекие миры» и др.

   
Модульное планирование дает возможность выбора:

  • педагогу решать поставленную задачу в более удобной для него форме;
  • детям обеспечивает системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода и резервности заданий.

  В модульном  планировании даны ориентиры, но их можно  изменять. 
Значимое место в  работе по системе модульного планирования для достижения более высоких результатов занимают эффективные методы и приемы, и разнообразные формы организации работы с детьми.

  Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет  высокие требования к организации  дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более  эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

  Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь  систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия  потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень  не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

  Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

  На  современном этапе развития России происходят изменения в образовательных  процессах: содержание образования  усложняется, акцентируя внимание педагогов  дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию  познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  технологий.

  Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного  результата за счёт динамичных изменений  в личностном развитии ребёнка в  современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут  либо изменять процессы воспитания и  обучения, либо совершенствовать. Инновационные  технологии сочетают прогрессивные  креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

  На  современном этапе модернизации отечественного образования жизненно необходимо внедрение новых педагогических технологий, при использовании которых  возможно оптимальное решение образовательных  задач. Между тем все еще не разработаны теоретические основы проектирования инновационных технологий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении  в условиях поликультурного и поли этнического пространства. Тем не менее, наиболее вариативные пути совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ содержатся, в модульном подходе к обучению и воспитанию дошкольников.

  Этот  вывод подтвердился изучением работ авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, таких, как С. Я. Батышев, И. И. Ильясов, Д. Ш. Матросю И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене и др.

  В названных трудах освещены подходы к проектированию модульных образовательных систем. В них обозначены общие и конкретные принципы конструирования модульных проектов для общеобразовательной и специально-профессиональной школ, которые были нами, преобразованы и привнесены в педагогический процесс дошкольного учреждения.

  Данная  технология была применена в контексте разработки модели реализации национально-регионального компонента (далее НРК) в дошкольном образовании.

  Под модульной технологией понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, которое представляет собой единую систему. Образовательный модуль включает в себя содержание НРК, целеполагание, задачи, методы, способы и средства, контроль над процессом обучения и учебно-методический комплекс по реализации модели.

  Анализ  показал, что принципиальные отличия  модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:

  1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.

  2. Образовательный модуль обеспечивает  достижение поставленных целей. Дети учатся формулированию последовательности действий, пониманию цели деятельности.

  3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача — мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.

Информация о работе Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении