Мотивация учащихся при обучении физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.
Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество информации, чтобы гарантировалась полнота усвоения главного материала. Профилизация средней школы тоже требует активного внедрения новых форм и методов обучения. С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ…...……5
Мотивация учащихся при обучении физике…………………..……..... 5
Методы и приемы мотивации учащихся при
обучении физике…………………………………………….……..... 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ………………….……..…………..... 17
2.1 Применение компьютера на уроках физики в качестве универсального технического средства обучения……………………………………….….….. 17
2.2 Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики ………………………………………………………………….
2.3 Использование образовательных ресурсов……………………………….. 19
2.4 Проектная деятельность учащихся.………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................... 26

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 159.44 Кб (Скачать документ)

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Таким образом:

При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в  учебной деятельности, легче усваивается  и становится более доступным  учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной  деятельности .

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности  учителя.

 

    1. Методы и приемы мотивации учащихся при обучении физике

 

1. Уроки изучения нового материала

На уроках изучения нового материала, как отмечает Н. И. Запрудский, решается задача актуализации опорных знаний и репродуктивного, в основном, усвоения материала параграфов. Целью ориентировочно-мотивационного этапа урока подразумевается психологическая и познавательная готовность учеников к получению новых знаний. Это возможно при наличии ситуаций, в которых ученики контролируют и оценивают свою подготовленность к уроку, актуализируют опорные знания и определяют свою некомпетентность. Важнейшие условия для достижения целей этого этапа:

  • опора на субъективный опыт учеников;
  • активная работа детей по восприятию, анализу и преобразованию новой информации;
  • наличие ситуаций взаимодействия учеников по овладению новым учебным материалом.

Для этого организуются следующие  ситуации.

1. Работа учеников с ориентировочными картами, которые представляются на листах бумаги или на классной доске. Отличительная особенность карт – наличие «белых пятен», которые заполняются учениками во время их индивидуальной работы и взаимодействия с одноклассниками. Поясним это на примерах.

а) Классификация оптической области электромагнитных волн дается теперь в одном параграфе, очень сжато, хотя имеет большое практическое значение в повседневной жизни. Спектр световых волн (излучение ИК, видимое, УФ) и радиоволн коротко рассматривается через некоторое время, что делает этот вопрос несколько размытым. С этой темой у детей связан достаточно большой личный опыт, отсюда много «бытовых» неточностей в понятиях. О многом они слышали из СМИ, с некоторыми применениями сталкивались в медицинских учреждениях. Пусть ученики сами проанализируют то, что уже знают, и заполнят те места, где возникли «белые пятна». Ориентировочная карта может быть следующей: 

 

Таблица 1.1-«Ориентировочная карта»

Источники излучения 

Свойства 

Применение 

Возможные негативные последствия  неосторожного использования или

Правила техники безопасности при использовании 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) По теме «Спектры» дается перечисление спектров с их краткой  характеристикой. Определения очень  схожи, вид спектра дается на отдельной  вклейке. Для систематизации детям  предлагается, самостоятельно работая  с текстом учебника, построить  структурно-логическую схему спектров, дополнив ее цветными рисунками под  каждым видом. Для последующего повторения ученику достаточно будет лишь воспользоваться  своей опорой.

2. Технология французских педмастерских  [3, с. 184], которая предполагает как активную индивидуальную работу учеников по восприятию нового материала, так и ситуацию взаимодействия с другими учениками. По разделу оптики это возможно на двух вводных уроках по волновой и геометрической оптике. При этом предусматривается заполнение следующей таблицы:

 

Таблица 1.2-«Основные знания учащихся по явлению»

Явление

Признаки, по которым можно  обнаружить данное явление 

Пояснительный чертеж

Условия протекания

Теоретическое объяснение (законы, формулы)

Примеры проявления в природе  и технике 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После проведения второго  урока можно сравнить образовательные  продукты учеников и на этой основе сделать вывод о соотношении  границ применимости геометрической и  волновой оптики. Для начала этой ситуации на доске можно нарисовать весы с  зеркалом на одной чаше и с мыльным  пузырем на другой и поставить  вопрос: «Что перевесит?».

(Перевесит мыльный пузырь, так как геометрическая оптика  – предельный случай волновой  оптики.)

3. «Пресс-конференция».

При организации этой ситуации учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать вопросы, позволяющие раскрыть ее более  глубоко.

Для этого в начале урока  после 10-минутного введения с демонстрациями школьникам предлагается задать интересующие их вопросы, которые затем классифицируются по группам:

  • вопросы, на которые мы сможем ответить сейчас и сделаем это на уроке;
  • вопросы, на которые можно найти ответ в литературе;
  • вопросы, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.

Затем объясняется материал с опорой на наработанный материал. В тетрадях ученики могут составить  по выбранным вопросам «путеводитель» по лекции и заполнять его по мере подачи материала.

Если материал детям знаком по изученному ранее, целесообразно организовать попарный взаимо опрос учеников по ранее предложенным ими вопросам. Содержанием для такой формы работы может быть материал § 55 «Голография», который является привлекательным и интересным, но вместе с тем теоретически сложным.

Таким же образом можно  провести урок по теме «Оптические  явления в атмосфере». Для начала урока предлагается, например, задание  на составление списка народных примет, связанных с оптическими явлениями, по принципу «знаю – хочу выяснить».

II. Ситуации, организуемые  на уроках 
закрепления и углубления знаний

На уроках этого типа осуществляется конкретизация отдельных понятий  и связей между ними. По своей  структуре урок начинается с ориентировочно-мотивационного этапа: организуется повторение опорных  знаний, формируется ориентировочная  основа деятельности учеников, происходит «погружение» учеников в их незнание, создаются условия для самоопределения  школьников на деятельность и ее результаты. На операционно-познавательном этапе  организуется целенаправленная деятельность учеников по овладению теоретическим материалом в объеме категорий «понимание», «анализ», «применение» теоретических знаний для решения качественных задач. Важнейшими условиями достижения целей являются:

  • привлекательная для учеников форма проведения занятий;
  • кооперативность в обучении;
  • познавательная активность учеников;
  • наличие обратной связи.

Для этого могут быть организованы следующие ситуации:

  1. «Мозговой штурм».

Этот метод великолепно  развивает творческие способности  учеников, их коммуникативные навыки, удовлетворяет потребность в  самоутверждении, поиске, общении. Здесь  могут подойти, например, следующие  задания:

  • Как можно изготовить линзу и оценить ее оптические характеристики?
  • С какой целью можно применить прибор, использующий полное отражение? Представьте схему такого прибора.
  • Каковы принципы «невидимости» объектов в природе и технике? Создайте своего «невидимку».

В зависимости от уровня подготовки учеников эта форма может  быть расширена до метода проектов [3, с. 144] при условии включения  в формулировку задания исследовательского компонента. Основное преимущество в  этом случае заключается в удовлетворении практических интересов учащихся, их познавательных потребностей и тем  самым обеспечении положительной  внутренней мотивации. В такой деятельности развиваются умения анализировать  и проводить рефлексию своих  действий. Выполняя личностно значимый проект, школьник реализует свои способности, свое желание познать мир и, что  важно, самостоятельно постигает методы познания, причем это познание происходит не изолированно, а в тесном контакте с другими людьми.

  1. Летучий практикум по теме «Оптические приборы».

На предыдущем уроке класс  делится на группы по 5–7 человек, каждая группа готовит один из приборов, т. е. разбирается с принципом его  действия и готовится к объяснению другим группам. Чтобы группа работала в интересах каждого ее участника, она не должна знать заранее, кто  будет «учителем» для других групп. В классе все перемещаются группами по кругу, переходя от одного «консультанта» к другому, задавая ему интересующие вопросы по данному прибору. В  конце урока предлагается тест по элементам всех оптических приборов. В данном случае реализуется ситуация совместного научения, основные принципы которой: общие учебные задачи, позитивная взаимозависимость, сотрудничество в группе, индивидуальная ответственность.

  1. Семинар-практикум по решению задач на построение и качественных задач.

В разделе «Геометрическая  оптика» большинство качественных задач на понимание материала  – это задачи на построение: изображение  в плоском зеркале, нахождение области  видимости изображения, построение хода луча в плоскопараллельной пластине, в призме, в тонкой линзе. Для проведения семинара-практикума часть учащихся на уроке объединяются в группы, и каждая группа получает задание, которое  необходимо выполнить за определенное время. По истечении этого времени  группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. После защиты и ответов на вопросы обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Потом класс оценивает деятельность групп. Группы по истечении отведенного времени могут обменяться задачами, а затем, по окончании и этого времени, обсудить обе задачи. В рамках такой формы можно реализовать обучение на разных уровнях планируемых результатов обучения.

Групповая форма вовлекает  в активную работу даже пассивных  учеников со слабой мотивацией к обучению, так как они не могут отказаться выполнить свою часть работы, чтобы  не подвергнуться обструкции со стороны  одноклассников. Кроме того, постепенно возникает установка на желание  быть не хуже, чем другие.

2. Уроки решения задач минимального и повышенного уровня

На уроках этого типа ученики  отрабатывают умения решать задачи по новой теме на выбранном ими уровне. Для достижения целей урока необходимо:

  • создать возможность всем ученикам класса актуализировать свои знания и умения, связанные с решением задач по новой теме;
  • организовать ситуацию успеха учеников;
  • использовать эффективные, хорошо отработанные технологии по обучению решению задач.

Необходимым условием для  этого является создание ситуаций, которые на протяжении урока поддерживают интерес учеников к решению задач.

1. Ситуация неопределенности. Возникает в тех случаях, когда предложенная задача содержит недостаточно данных для получения однозначного решения. Ученики должны обнаружить недостаточность данных, а потом либо ввести дополнительное условие, либо провести анализ и определить границы, в которых может изменяться искомая величина, например:

  • Будет ли виден чертеж, если его накрыть матовым стеклом?

Информация о работе Мотивация учащихся при обучении физики