Мотивация учащихся при обучении физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.
Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество информации, чтобы гарантировалась полнота усвоения главного материала. Профилизация средней школы тоже требует активного внедрения новых форм и методов обучения. С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ…...……5
Мотивация учащихся при обучении физике…………………..……..... 5
Методы и приемы мотивации учащихся при
обучении физике…………………………………………….……..... 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ………………….……..…………..... 17
2.1 Применение компьютера на уроках физики в качестве универсального технического средства обучения……………………………………….….….. 17
2.2 Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики ………………………………………………………………….
2.3 Использование образовательных ресурсов……………………………….. 19
2.4 Проектная деятельность учащихся.………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................... 26

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 159.44 Кб (Скачать документ)

Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе  мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся  к предмету.

Промежуточные результаты сегодня  – это:

1.     Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.

2.     Подготовка презентации к урокам.

3.     Тестирование учащихся.      

 Использование компьютерных  моделей на уроках физики.

Компьютерная модель позволяет  управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей  математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом  эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности  при построении и чтении графиков.

Можно выделить следующие  виды заданий для учащихся к компьютерным моделям:

  • компьютерные эксперименты;
  • экспериментальные задачи (то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент);
  • расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся  предлагается 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров);
  • задачи с недостающими данными (при решении таких задач учащийся  должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и  самостоятельно выбрать его величину),
  • творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов);
  • исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.);
  • проблемные задания (с помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели).

 

  Промежуточные результаты сегодня – это:

1.     Создана база компьютерных моделей по определенным темам.

2.     Модели используются на уроках физики.      

 Использование компьютерной измерительной лаборатории. 

Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Такой комплекс L-микро с широкими измерительными возможностями предлагает «Росучприбор». Он состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся.  

  

2.2 Использование  информационно коммуникационных технологий на уроках физики

 

Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Одним из факторов, который влияет на мотивацию учащихся, является интерес к изучаемому предмету. Второй путь стимуляции интереса состоит в выделении нового или яркого элемента в учебном материале. Сочетание новизны и умелой подачи материала привлечет внимание учащихся, повысит их интерес и в итоге увеличит мотивацию к учебе. Еще один важный по значению элемент учебы, на который мы можем влиять, это обратная связь, помогающая учащимся узнавать о своих достижениях. Таким образом, чтобы учащиеся были мотивированны на учебу, необходимо стимулировать их интерес к образовательному процессу посредствам вышеперечисленных факторов. Но возникает ряд трудностей.

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в  себя разделы, изучение и понимание  которых требует развитого образного  мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких  разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе  курса физики можно найти главы, трудные для понимания. Чтобы  понять суть непростых физических явлений  и процессов, нужно обладать и  эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. К сожалению, многие ученики  не владеют необходимыми мыслительными  навыками для глубокого понимания  явлений, процессов, описанных в  данных разделах. В таких ситуациях  на помощь приходят современные технические  средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер и мультимедийные пособия.  При подготовке к урокам можно использовать фрагменты ЦОРов: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

ИКТ технологии используют на всех этапах учебного занятия: они  оказывают значительное влияние  на контрольно-оценочные функции  урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности:

  1. При объяснении нового материала (подбор текстового и графического материала по теме урока;  создание учебно – дидактической презентации; создание раздаточного материала; использование мульмедийных пособий);
  2. При контроле усвоения материала (подготовка контрольных и самостоятельных работ, разработка тестовых заданий, разработка опорных конспектов);
  3. Во внеурочной деятельности (организация и выполнение проектной – исследовательской деятельности учащихся); 
  4. Применение мультимедийных материалов (при постановке опытов, моделировании физических процессов, явлений).

Примерно на 50% уроков можно  применять информационные технологии. Применение ИКТ технологий не ограничивается уроками физики. В частности, на уроках информатики при изучении модуля «Информационные модели» можно  провести интегрированные уроки  физики и информатики. Например, «Моделирование молекул броуновского движения».

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Применение ИКТ технологий  может не только создать модель таких  явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью. Например, при изучении темы «Основные  положения молекулярно-кинетической теории» рассмотреть модель диффузии удобно при помощи анимации:

 

Рис. 4.а. Диффузия (начало процесса).

Рис. 4.б. Диффузия (установившееся положение).

Данная модель позволяет  учащимся увидеть процесс диффузии в динамике, что невозможно воспроизвести  с помощью лабораторного оборудования. Помимо этого у учащихся задействована  зрительная память, что способствует наилучшему усвоению и запоминанию  материала. 

При изучении темы «Броуновское движение»  можно воспользоваться сайтом «Анимация  физика», где в динамике представлена траектории движения частицы. Учащимся при изучении данной темы трудно представить как может двигаться частица, модель же позволяет наглядно показать траекторию движения, тем самым, повышая эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.

При изучении темы «Изопроцессы»  изотермический процесс можно демонстрировать с помощью модели  «Мультимедийный курс физики “Открытая физика. Часть 1». Моделируется изотермический процесс в газе, т. е. процесс квазистатического расширения или сжатия идеального газа, находящегося в контакте с тепловым резервуаром (T = const). Температуру резервуара можно выбирать. Приводится график зависимости (PV) для изотермического процесса, выводится энергетическая диаграмма, на которой указываются количество теплоты Q, полученной газом, произведенная газом работа A и изменение ΔU его внутренней энергии. Вывод по изученному учащиеся формулируют сами. Использование такой модели позволяет проанализировать зависимость между величинами Q, A, ΔU, наглядно продемонстрировать графическую зависимость, просмотреть процесс с оптимальной для усвоения скоростью, меняя исходные параметры.

Для проведения промежуточного и итогового контроля знаний учащихся используют тестовую оболочку TESTER, так как эта программа удобна в использовании и не требует больших временных затрат при подготовке к уроку. Большое преимущество в применении тестовых оболочек на уроке и в том, что результат выполненной работы виден сразу в виде оценки и количества правильных ответов по отношению к общему числу вопросов, что способствует активизации познавательных интересов учащихся. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Помимо этого, использование тестовых оболочек позволяет ученику убедиться в эффективности своих действий, наряду с этим происходит неосознанная подготовка ученика к дистанционному обучению. Так же тестовые оболочки позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.

 

2.3 Использование образовательных ресурсов

 

 

     Готовые программные продукты позволяют   существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал. расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.      

Также на уроках физики во время  прохождения педагогической практики в СШ №7 г. Мозыря использовались программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы  «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы»  Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория», «1С:Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы  содержат  электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты,  позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.    

Данные программы также  предназначены для уроков практикумов, которые применяются для решения  задач с последующей  проверкой на компьютерной модели, что стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.      

Интерактивные лабораторные работы позволяют  в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам  в лабораторных условиях.      

Однако следует отметить, что все перечисленные формы  проведения практических занятий с  использованием ИКТ первоначально  требуют четко отработанной технологии, в том числе постановки учебных  задач и организации учебной  деятельности учащихся.     

Использование Интернет – ресурсов      

Большие возможности в  моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно  новом уровне проводить различные  формы учебных занятий.

  • Интернет - учебная, справочная информация
  • Интернет - ЕГЭ
  • Интернет – практикумы, урок
  • Интернет – профильная, до вузовская подготовка
  • Интернет - олимпиады, конкурсы

Для организации первоначального  знакомства учащихся с ресурсами  Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов  с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

 

Такой список может  находиться на специальном стенде в  кабинете. Полезно и самих учащихся постепенно подключить к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.

Информация о работе Мотивация учащихся при обучении физики