Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа
Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.
Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество информации, чтобы гарантировалась полнота усвоения главного материала. Профилизация средней школы тоже требует активного внедрения новых форм и методов обучения. С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ…...……5
Мотивация учащихся при обучении физике…………………..……..... 5
Методы и приемы мотивации учащихся при
обучении физике…………………………………………….……..... 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ………………….……..…………..... 17
2.1 Применение компьютера на уроках физики в качестве универсального технического средства обучения……………………………………….….….. 17
2.2 Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики ………………………………………………………………….
2.3 Использование образовательных ресурсов……………………………….. 19
2.4 Проектная деятельность учащихся.………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................... 26
(Неопределенность
состоит в том, что не сказано,
(Не дана постоянная
дифракционной решетки,
2. Ситуация интереса. Ученики всегда охотно решают то, что им интересно, в результате чего они получают интересную информацию.
3. Ситуация несоответствия, неожиданности. Создается при знакомстве учащихся с явлениями, выводами, фактами, которые вызывают удивление, кажутся парадоксальными или противоречат знаниям учеников, стихийно сложившимся в результате жизненного опыта.
(Обычно сначала недоумение: как вообще могут отразиться лучи вправо, если справа находится шар?)
Какой дефект зрения появится у рыбы, вынутой из воды?
4. Ситуация исправления ошибочных утверждений. В ней реализуется потребность в самоутверждении, в проявлении собственной компетентности.
Рисунок 1.1 |
Рисунок 1.2 |
5. Ситуация сотрудничества. Ситуации создаются при решении задач в малых группах, типология которых весьма подробно прописана В. В. Гузеевым [2, с. 40]. Он же освещает, как организуется работа учащихся в группах выравнивания, поддержки и развития.
а) При решении задач по волновой оптике в профильных классах дети очень часто сталкиваются с трудностями при использовании математических приближений (tgα ≈ sinα, l1 + l2 ≈ 2l, d → 0 при R » d). Для систематизации и отработки предлагается в малых группах составить свою шпаргалку по элементам задач, в которых встречаются эти математические допущения. Можно провести конкурс на лучшую шпаргалку. Затем надо провести сортировку всего массива домашних задач по теме, чтобы отобрать задачи, в которых встречаются эти элементы. Даже если ученики не будут решать эти задачи, они все равно продумают алгоритм решения каждой в процессе сортировки. Таким образом ученик учится оценивать сложность задачи.
б) Целесообразно давать в малые группы задачи нетрадиционного содержания. Например:
«Теплоход проходит мимо стоящей на якоре шхуны. В момент наибольшего сближения боцман шхуны вытягивает руку и, глядя только правым глазом, заслоняет поставленным вертикально большим пальцем вытянутой руки нос теплохода. Открыв левый глаз и закрыв правый, он видит, что теперь его палец закрывает корму теплохода. Боцман, зная некоторые параметры теплохода и своего тела, сразу же называет расстояние L до него.
1) Перечислите нужные для решения параметры.
2) Найдите расстояние L.
3) Предложите использование этого способа для определения расстояния в другом случае.
Если группы определены по уровню подготовки, то для более слабых групп можно дать готовые параметры (длина теплохода а = 100 м, расстояние от глаз боцмана до большого пальца его вытянутой руки l = 65 см), а для очень слабых – готовый алгоритм решения.
IV. Ситуации, организуемые на лабораторных уроках
Лабораторные уроки отличаются
тем, что позволяют создать условия
для развития исследовательских
способностей учеников: находить и
формулировать проблему, формулировать
цели исследования, высказывать гипотезы
и планировать эксперимент. Как
можно реализовать
1. Проведение лабораторной работы № 6 «Определение фокусных расстояний оптических сил линз». Ученикам может быть предложен следующий текст:
а) У одного из домочадцев разбились очки, а рецепт очков, в котором была указана оптическая сила линз, потерялся. Используя один из осколков, восстановите рецепт.
б) Директор школы утверждал, что видел из своего окна ученицу К., курившую возле постройки, находящейся на расстоянии S = 100 м от окон его кабинета. Учитывая, что директор был без очков, определите, стоит ли ученице К. идти с повинной или можно избежать наказания, исходя из предположения, что из-за дефекта зрения директор мог ошибиться. В наличии имеются очки директора.
Учащиеся получают следующие указания к работе:
Если учесть, что в настоящее
время трудно встретить класс, где
не было бы детей с плохим зрением,
носящих очки, то можно воспользоваться
этими «приборами» для
За работу ученики сначала сами выставляют себе отметку, по желанию аргументировав ее. В .отличие от самостоятельных работ по задачам и теории этот вид работы допускает больше критериев оценки и наглядность результатов. Можно воспользоваться следующими критериями:
После проверки через черту выставляется отметка учителя.
2. Даже при предметном
подходе можно создать
3. Проведение лабораторного
практикума по изучению
3. Уроки промежуточного контроля
Обычно урок проводится в три этапа: консультация, тестирование, контроль – самокоррекция – коррекция. На каждом из них можно создать ситуации, способствующие развитию внутренней мотивации.
1. Консультация в виде эстафеты [2, с. 72]. Класс делится на группы по 5–6 человек. Группам предлагается за 10 минут составить и записать по 30 вопросов, относящихся к пройденной теме (работа в цейтноте позволит выделить самые актуальные вопросы). Далее каждая группа по очереди адресует свой вопрос следующей (повторяющиеся вопросы вычеркиваются из списков). После ответа спикера команды учитель может расширить его, дав свою консультацию по затронутому вопросу. И так по кругу. Больше одного командного круга не получается: работа быстро переходит в такую стадию, когда на вопросы отвечает уже только учитель, добиваясь всех тех целей, которые ставились перед консультацией. При этом консультация проходит в живом общении, по плану, который составляют сами ученики, определяя области своих затруднений; незнание ответа по окончании темы еще не наказывается плохой отметкой, есть возможность в любой момент получить помощь.
Рисунок: 1.3 Схема проведения консультации (по В. В. Гузееву)
2. На этапе контроля – коррекции надо организовать ситуацию так, чтобы оценка результатов труда носила больше диагностический, чем контролирующий характер, чтобы была возможность сравнить сделанное с эталоном. Для этого после проведения теста или тренировочной работы по задачам, однотипным с заданиями контрольной работы, надо позволить ученику самому выставить себе отметку и исправить допущенные ошибки. При этом ученики для себя диагностируют, какими из программных требований они уже досконально владеют, а над какими еще необходимо поработать в классе или дома. Ребенку дается «право на ошибку», которое снимает психологический стресс перед итоговой работой, повышает ощущение собственной компетентности и чувство уверенности в своих силах.
Таким образом: целью ориентировочно-мотивационного
этапа урока подразумевается психологическая
и познавательная готовность учеников
к получению новых знаний. Это возможно
при наличии ситуаций, в которых ученики
контролируют и оценивают свою подготовленность
к уроку, актуализируют опорные знания
и определяют свою некомпетентность.
ГЛАВА 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ
2.1 Применение компьютера на уроках физики в качестве универсального технического средства обучения.
Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.
Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.