Мотивация учащихся при обучении физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.
Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество информации, чтобы гарантировалась полнота усвоения главного материала. Профилизация средней школы тоже требует активного внедрения новых форм и методов обучения. С этой целью представляется эффективным использование достижений компьютерных технологий в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ…...……5
Мотивация учащихся при обучении физике…………………..……..... 5
Методы и приемы мотивации учащихся при
обучении физике…………………………………………….……..... 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ………………….……..…………..... 17
2.1 Применение компьютера на уроках физики в качестве универсального технического средства обучения……………………………………….….….. 17
2.2 Использование информационно коммуникационных технологий на уроках физики ………………………………………………………………….
2.3 Использование образовательных ресурсов……………………………….. 19
2.4 Проектная деятельность учащихся.………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................... 26

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 159.44 Кб (Скачать документ)

Приведем примеры  таких аннотаций при изучении физики.

1.     http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.

4.     http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков

Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль  «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/)   и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.

Таким образом: 

Промежуточные результаты сегодня:

1.     Использование ресурсов при подготовке к уроку физики.

2.     Поиск информации по разделам курса физики.

3.     Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по физике.  

 

2.4      Проектная деятельность учащихся.

 

 

   Учебный проект – это совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация, презентация.

Проектная деятельность воспитывает  и развивает: самостоятельность  в проявлениях (в паре, группе, индивидуально); умение выслушать других; умение высказать  свое мнение; коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные  цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы  используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.

Промежуточные результаты сегодня: участие в конкурсах исследовательских проектов МАН РБ, Фестиваль Портфолио и др.

Дистанционное обучение         

 Современные технологии  позволяют организовать дистанционную  форму обучения. Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение дает возможность ученику самому получать требуемые знания.

От традиционных форм обучения ДО отличают следующие характерные  черты:

     - появляется возможность заниматься в удобное для себя время, в подходящем темпе и месте. При этом продолжительность освоения курса может варьироваться;

— обучаемый может осваивать  данный курс одновременно с основным обучением или главной профессиональной деятельностью;

— возможность формирования индивидуального учебного плана  из набора отдельных курсов;

— учащийся может одновременно обращаться к самым различным  источникам информации (библиотекам  и базам данных, электронным и  обычным пособиям). С помощью Интернета  возможно общение как с преподавателем, так и с другим обучаемым. Разумеется, возможен и личный контакт;

— эффективно используется как время обучаемого, так и  время преподавателя. Снижаются  требования к учебным площадям и  их эксплуатации;

— применение новейших информационных технологий способствует продвижению  и адаптации человека в современном  информационном обществе;

— ДО дает равные возможности получения разнообразно образования вне ограничений места проживания, состояния здоровья и других особенностей.  

 Эффективность ДО, впрочем, как и традиционного обучения, зависит от качества используемых учебных материалов и мастерства педагогов. Однако при организации ДО следует обратить внимание на следующие моменты:

— в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика;

— необходимо, чтобы обучаемый  научился самостоятельно приобретать  знания, пользуясь разнообразными источниками  информации, умел работать с этой информацией, используя различные способы  познавательной деятельности, обладал  необходимыми приемами работы с компьютером  и в сети Интернет;

— самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный  характер, напротив, обучаемый с  самого начала должен быть вовлечен в  активную познавательную деятельность, предусматривающую применение полученных

знаний для решения  разнообразных проблем окружающей действительности;

— организация самостоятельной  деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, соответствующих данной форме обучения, стимулирующих раскрытие  внутренних резервов каждого ученика. Наиболее удачны в этом отношении  обучение в малых группах, метод  проектов, исследовательские, проблемные методы; подробный конспект занятия  с необходимым материалом —необычные сведения, вопросы, творческие задания;

— перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия;

— перечень видов деятельности самого дистантного педагога;

— перечень материалов или  сами материалы, необходимые для  занятия (ссылки на веб-сайты, собственные  веб-квесты, тексты, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM).

Таким образом:    

 Современные технологии  позволяют организовать дистанционную  форму обучения. Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение дает возможность ученику самому получать требуемые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать  множество дидактических, организационных и методических проблем.

Конструирование обучающей  среды с использованием ИКТ - есть формирование физической культуры учащихся в её формах (учебная дисциплина, дополнительное образование, внеклассные мероприятия), где управление конструированием рассматривается как процесс создания среды, адекватной изменениям социума.

Модель учебного процесса, в которой используются возможности  новых информационных технологий, позволяет  эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя  и учащегося, а также интегрировать  различные формы и стратегии  освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности. Она представляет собой своеобразный, уникальный для данной среды сплав отдельных, педагогических и др. компонентов, обеспечивающих в целом обучающий эффект, повышающий мотивацию учащихся к изучению дисциплины и  их творческую активность.

Учитывая загруженность  современного учителя, можно порекомендовать  воспользоваться мультимедийными  новинками рынка. Сегодня их особенно много и, что самое приятное, увеличиваются  их технические и дидактические  возможности.

Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а зачастую применение электронных  образовательных программ на уроке  требует больше времени, но дает возможность  учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся вникнуть более  детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические  вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных  моделей.  

 Наибольшая эффективность  использования компьютера на  уроке достигается в следующих  случаях: 

- использование мультимедийных  курсов при изучении тем, явлений,  которые наиболее полно и детально  освещаются только в электронных  образовательных программах, которые  невозможно изучать в реальном  эксперименте;

- более полная визуализация  объектов и явлений по сравнению  с печатными средствами обучения.

- использование возможности  варьировать временные масштабы  событий, прерывать действие компьютерной  модели, эксперимента и использование  возможности их повторения;

- автоматизация процесса  контроля уровня знаний и умений  учащихся;

- решение и анализ интерактивных  задач, требующих аналитического  и графического решения с использованием  манипуляционно-графического интерфейса;

- тестирование и коррекция  результатов учебной деятельности;

- использование программных  сред, виртуальных лабораторий для  организации творческой, учебно-поисковой  деятельности учащихся.  

 Разумеется, педагогическая  эффективность использования программных  сред зависит не только от  самих электронных средств, но  и от подготовки учителей для  работы с ними, от наличия оборудования  в школе.  

 

Компьютер - мощный инструмент

в руках грамотного учителя,

но никогда не сможет претендовать

на место самого Учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В.Апатова. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228с.

2. Белостоцкий П. И., Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. \ Белостоцкий П.И., Г.Ю. Максимова., Н.Н.Гомулина- М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. - С, 3-9.

3. Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок физики” 7 класс, Москва, 2000г.

  1. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Физика. - 2000 - № 39. – С.68-71.

 

  1. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов.— М.: Изд-во МГУ, 1983. — 165 с.

 

6. Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” \ Е.П. Ильин - Питер, 2000г.-С. 54-68.

7. Кавтрев А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе. Компьютерные инструменты в образовании,\А.Ф. Кавтрев.- №1. - Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998. - с. 42.

8. Кавтрев А. Ф. Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений// А.Ф. Кавтрев.-Первое сентября. Физика. 2001.  № 20. С. 5 - 8.  

9. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0».\А.Ф. Кавтрев.- М.: ООО «Физикон», 2000. - 50с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 


Информация о работе Мотивация учащихся при обучении физики