Музыка на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Цель: выявить и теоретически обосновать значение музыки на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
исследовать теорию формирования мотивационной сферы;
рассмотреть методику и особенности работы с музыкальным материалом при обучении иностранному языку;
рассмотреть специфику иностранной песни, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранному языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на уроках английского языка………………………………………………………………...6
Роль музыкальной наглядности в процессе обучения английскому языку……………………………………………………………………..….6
Использование музыкальной наглядности для формирования активного иноязычного словаря учащихся младшей школы ………………...…9
Глава 2. Методические основы использования музыки на уроках английского языка………………………………………………………………………….…13
2.1. Критерии отбора музыкального материала……………………………..13
2.2. Комплекс упражнений для формирования речевых навыков посредством музыкальной наглядности на уроках английского языка……………………..16
2.3. Разработка урока……………………………………………………………21
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

муз2.docx

— 59.44 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

АДЫГЕЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет иностранных языков

Кафедра английской филологии 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По теории обучения иностранным языкам 

МУЗЫКА  НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 
 

                     Выполнила студентка

                         Латышевич А. А

                                              Группа «Б», IV курс 

                                  Научный руководитель

                                    ассистент каф. англ. фил.

                                Басте Ф. Ю. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1.  Теоретические основы  использования  музыки на уроках английского языка………………………………………………………………...6

    1. Роль музыкальной наглядности в процессе обучения английскому языку……………………………………………………………………..….6
    2. Использование музыкальной наглядности для формирования активного иноязычного словаря учащихся  младшей школы ………………...…9

Глава 2. Методические основы использования  музыки на уроках английского языка………………………………………………………………………….…13

2.1. Критерии  отбора музыкального материала……………………………..13

2.2. Комплекс  упражнений для формирования  речевых навыков посредством  музыкальной наглядности на уроках  английского языка……………………..16

2.3. Разработка  урока……………………………………………………………21

Заключение 25

Список литературы 27 
 

 

Введение

     Существующая  в современном обществе тенденция  к возрастающей роли иностранного языка  во всех сферах жизнедеятельности человека диктует новый подход к обучению иностранным языкам, суть которого заключается не только в пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в формировании нового взгляда на место зарубежной культуры в учебном процессе. Опираясь на многолетний опыт российских и  зарубежных методистов (Сафонова В.В., Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Тучкова Т.У., Монка Б., Клементьева Т.Б. и др.), можно с уверенностью сказать, что  обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой  народа страны изучаемого языка является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Такое приобщение не только делает изучение иностранного языка более привлекательным  для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более  точному и адекватному пониманию  носителей изучаемой культуры. Те, кто связан с обучением и преподаванием иностранных языков, знают, что в настоящее время существует большое количество технологий, методов, которые позволяют эффективно и даже в короткие сроки если не изучить иностранный язык, то хотя бы получить необходимые знания. Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов, а также сторонников бессознательного воздействия при обучении (суггестопедии), является искусство.

     Различные формы музыкального искусства могут  помочь повысить эффективность процесса обучения за счёт повышения уровня мотивации у  учащихся, который способствует развитию познания и их интеллектуальной деятельности. Как известно, мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. В связи с этим музыкальное искусство рассматривается в качестве базового компонента на уроках английского языка, при включении которого в уроки иностранного языка необходимо учитывать, прежде всего, предпочтения школьников. Важнейшим регулятором при выборе любого вида искусства становится возраст школьников. В младших классах музыка по сравнению с кино и литературой явно не пользуется успехом. Уже среди средних школьников (5 - 6 классы) музыка обгоняет литературу, но еще серьёзно уступает кино. Значительно меньше отставание музыки от кино в интересах старших подростков. При этом музыка уходит далеко вперед в сравнении с литературой. И, наконец, в старших классах по числу школьников, называющих музыку любимым видом искусства, она выходит на первое место. Группа любителей музыки в этом возрасте составляет большую половину учащихся. Научить любить и понимать музыку другой страны можно только при помощи самой музыки. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.

     Использование музыки на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к  культуре страны изучаемого языка, так  как дети этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при  работе с этим своеобразным лингвострановедческим  материалом создаётся хорошая предпосылка  для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные  песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. При  этом в отличие от учебных текстов  общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, музыка в качестве страноведческого материала  оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

     Объект исследования: процесс совершенствования знаний у учащихся по иностранному языку с помощью музыки.

           Предмет исследования: способы применения музыки на уроках иностранного языка.

     Цель: выявить и теоретически обосновать значение музыки на уроках иностранного языка.

        Задачи исследования:

  • изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
  • исследовать теорию формирования мотивационной сферы;
  • рассмотреть методику и особенности работы с музыкальным материалом при обучении иностранному языку;
  • рассмотреть специфику иностранной песни, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранному языку.

  Методы  исследования:

  - изучение психолого-педагогической  и методологической литературы  по данному вопросу;

  - изучение и обобщение опыта  учителей по исследуемой проблеме.

     Практическая  значимость заключается в возможности использовать музыку на уроках иностранного языка, в связи с развитием технологий и многообразии музыкальной культуры.

     Теоретическую базу исследования составили такие авторы, как:

     Орлова  Н.Ф.; Зимняя И.А. ; Каппинчекова Е.П. ;Качалов Н.А.;  Жидкова Е.В.; Борисова А. В.; Пассов Е.И.; Кудравец О.В.и т.д.

 

Глава 1.  Теоретические  основы  использования  музыки на уроках английского  языка.

1.1. Роль музыкальной  наглядности в  процессе обучения  английскому языку.

     В настоящее время перед школой и перед каждым учителем в частности  стоит основная задача - формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности (к изучению иностранного языка в  частности), такой мотивации, которая  побуждала бы их к упорной, систематической  учебной работе. Ведь очевидно, что  без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

     Как свидетельствует теория и практика преподавания иностранных языков, перспективным  и эффективным на уроке иностранного языка является использование в  качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного  песенного материала. Выбор современной зарубежной музыки обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Кроме того, использование музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроке, повысить эффективность учебной деятельности школьников, так как музыка является «…одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников»[5: 45].

     Рассматривая  проблему психологических резервов  оптимизации  обучения  иностранному  языку, И.А.  Зимняя  называет  использование  на  занятии современной музыки, песен, популярных у молодёжи ритмов среди ряда других условий формирования  познавательной  потребности  обучающихся. Отметив, что смысловое содержание учебных текстов обычно не информативно, И.А. Зимняя предлагает дополнить их текстами, в которых целенаправленно и упорядоченно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли, отражающие злободневные реалии [4, 46].

     В  качестве  подобных  текстов могут  выступать песни на английском языке, представляющие  собой образец  звучащего  аутентичного  текста,  содержащего активную лексику и  наиболее распространенные в языке  грамматические формы и структуры  и адекватно  отражающего  особенности  жизни  и культуры народов,  говорящих  на английском языке. Песни  на  английском языке – универсальный материал для развития всех видов речевой  деятельности в совокупности. Они  успешно  используются  для  введения, закрепления и активизации лексических  единиц и грамматических форм, а  также для формирования и  развития  слухо-произносительных  навыков  и коммуникативных умений обучающихся.

     Текст песни – это ситуативный сценарий, где слова представлены не изолированно, а в контексте, что позволяет  освоить не только одно конкретное значение слова, но и целиком понятие, обозначаемое им. Кроме того, в тексте песни лексика вводится внутри единой речевой формы: такой материал легко запоминается, трансформируется и активизируется в речи.

     Музыка  как вид искусства обладает эстетической и нравственной ценностью, а также  является совокупностью слуховой, образной, частично зрительной языковой наглядностью. Музыкальная наглядность, безусловно, перцептивна и театрализовано-поступочна (в песне часто воссоздаются различные аспекты жизни, реакция на которые выражается в образах, впечатлениях от прослушанного) [16: 11].

     Однако  следует иметь в виду, что музыкальная  наглядность – специфический  вид наглядности, поскольку декодирование  заложенного автором в текст  песни смысла происходит медленнее, чем при восприятии зрительного или моторного образа. Используя музыкальную наглядность, следует помнить о специфике музыкального восприятия – музыкальный образ раскрывается и формируется одновременно с экстрамузыкальными мыслительными и перцептивными образами: у каждого школьника-слушателя возникает своё оценочное восприятие данной музыки, своя «эмоциональная реакция» на прослушанное [9: 341], не последнюю роль играют личные предпочтения школьников, их темперамент, фоновые знания о музыке вообще.

     По  сравнению с речью, песня оказывается  более эмоционально окрашенной, что  способствует повышению активности учащихся и снижению усталости. Лад  и тональность в песне помогают передать эмоциональное состояние, раскрывают переживания, оттенки чувств и настроения. Более того, сама структура мелодии оказывается интонационно более выразительной и доступной, чем реальная речь: в музыкальном произведении обязательны чёткие кульминационные моменты, тактические акценты, спады и подъёмы.

     О  том, как  искусство  вообще  в  своей  специфике  может породить  иноязычную  речевую  деятельность,  пишут G. Blell и К. Hellwig: «Искусство индуцирует в  обучаемом  индивидуальные  процессы  переработки зрительных, музыкальных и языковых образов  и  обусловливает  в конечном  итоге субъективно-креативные  продуктивные  речевые  процессы, причем  процесс  и  продукт  есть  составные  части языкового и жизненного опыта. Музыка и искусство  свободно  интерпретируются,  оставляют  след  в культурном сознании, возбуждают креативность и вызывают индивидуальные языковые реакции» [2; 179].

     G. Blell и К. Hellwig описывают семь основополагающих  функций,  объединяющих  музыку  и иностранные языки:

1) физиологическая  (способствующая  запоминанию);

2) психогигиеническая (способствующая  расслаблению, разгрузке);

3) эмоциональная  (вызывающая  эмоции  и  чувства);

4) социально-психологическая  (усиливающая динамику в группе);

5) когнитивная  (способствующая  мыслительным процессам);

6) функция   бессознательного  учения (сложные  языковые структуры заучиваются  на бессознательном уровне);

7) коммуникативная  (способствующая  общению).

По нашему мнению,  такая объединяющая концепция  даёт  основание  использовать  перечисленные  функции  в  процессе  обучения  иноязычному общению  на основе использования  средств  музыкальной наглядности.

1.2. Использование музыкальной  наглядности для  формирования активного  иноязычного словаря  учащихся младшей  школы .

     Имеются отдельные публикации в журналах об использовании  песен  в  обучении  иностранным языкам, прежде всего  в целях аспектного обучения иностранному языку, т.е. для формирования и развития отдельных навыков и умений владения изучаемым языком. Например, О.В. Кудравец отмечает, что  песни  помогают  без  особого  труда  более прочному  усвоению  и  расширению  лексического запаса, так как они включают новые  слова и выражения.  Грамматическое  явление  усваивается  значительно  легче. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Использование  песен способствует  совершенствованию  навыков  иноязычного произношения, а также способствует формированию активного иноязычного словаря у учащихся [10; 17].

Информация о работе Музыка на уроке иностранного языка