Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа
Цель: выявить и теоретически обосновать значение музыки на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
исследовать теорию формирования мотивационной сферы;
рассмотреть методику и особенности работы с музыкальным материалом при обучении иностранному языку;
рассмотреть специфику иностранной песни, как одного из стимулирующих факторов в обучении иностранному языку.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыки на уроках английского языка………………………………………………………………...6
Роль музыкальной наглядности в процессе обучения английскому языку……………………………………………………………………..….6
Использование музыкальной наглядности для формирования активного иноязычного словаря учащихся младшей школы ………………...…9
Глава 2. Методические основы использования музыки на уроках английского языка………………………………………………………………………….…13
2.1. Критерии отбора музыкального материала……………………………..13
2.2. Комплекс упражнений для формирования речевых навыков посредством музыкальной наглядности на уроках английского языка……………………..16
2.3. Разработка урока……………………………………………………………21
Заключение 25
Список литературы 27
По определению Солововой Е.Н., активный словарь – это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении, т.е. те слова, которые находятся на кончике языка, как говорят англичане. Гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах. В качестве творческого способа может выступать использование музыкальной наглядности.
В
песнях уже знакомая лексика встречается
в новом контекстуальном
Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.
Выпускаемые в настоящее время диафильмы со звуковым сопровождением и кинофрагменты содержат музыкальный фон, включают песни страны изучаемого языка. Этот материал также может стать средством для развития как подготовленной, так и неподготовленной речи учащихся, способствовать расширению фонового знания, т. е. обогатить учеников сведениями страноведческого характера, приобщить их к культуре страны изучаемого языка.
Основной задачей преподавания иностранных языков в настоящее время является обучение языку как реальному и полноценному средству общения. По мнению С.Г. Тер-Минасовой, реальное общение возможно только при ясном понимании и учете социокультурного фактора. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этом языке [19; 14]. Необходимо более глубоко изучать мир носителей языка, их культуру в широком смысле слова, их образ жизни, национальный характер, менталитет и т.д. Е.И. Пассов полагает, что процесс овладения иностранным языком может и должен нести ученикам иноязычную культуру. Он определяет иноязычную культуру как ту часть духовного богатства, которую способен дать человеку процесс обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах [17; 85].
Проанализируем, как отражаются предложенные Е.И. Пассовым аспекты иноязычной культуры в музыкальных произведениях. Познавательный аспект заключается в том, что обучение иноязычной культуре рассматривается как средство обогащения духовного мира личности через приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, о взаимосвязях культур родного и иностранного языков, через приобретение знаний о строе языка, особенностях, сходстве и различиях с родным языком, а также для удовлетворения личных познавательных потребностей. Развивающий аспект иноязычной культуры предполагает целенаправленное развитие у обучающихся: а) речевых способностей; б) психических функций, связанных с речевой деятельностью (речевое мышление, память, внимание, воображение); в) способности к общению; г) мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой. Развитие вышеуказанных способностей определяется как главное условие успешности овладения всеми аспектами иноязычной культуры. Использование музыкальных произведений мотивирует речевую деятельность, пробуждая интерес с помощью формы и содержания произведения, развивает воображение и внимание слушателей. В группе создается атмосфера доверия, спокойствия, восприимчивости (как в разумно организованном детском коллективе). Очевидно поэтому Г. Лозанов использует для описания такого настроения в группе термин «инфантилизация». По мнению Г. Лозанова, инфантилизация представляет собой универсальную реакцию, которая, не нарушая уровня нормальной интеллектуальной деятельности, значительно повышает функцию восприятия и представления, а особенно функцию памяти [11; 24]. Воспитательный аспект иноязычной культуры означает следующее. Иностранный язык – это средство, с помощью которого можно не только приобретать и демонстрировать свой культурный уровень, свою способность мыслить, но и средство, с помощью которого можно оценивать чужую мысль, чужое творчество. Это ключ к другой культуре. Следовательно, в процессе овладения иноязычной культурой у обучающихся воспитывается чувство интереса к другим культурам, чувство взаимопонимания, терпимости и уважения к культуре другого народа. Учебный аспект иноязычной культуры заключается в том, что обучающийся овладевает необходимыми видами речевой деятельности – говорением, письмом, чтением, аудированием. Одновременно он познаёт культуру изучаемого языка.
Итак, каждый из аспектов иноязычной культуры значим практически: познавательный влияет на мотивацию, развивающий облегчает овладение иноязычной культурой, воспитательный способствует тому и другому, и все они совершенно особенным образом проявляются при использовании в обучении иностранному языку музыкальных произведений. Эти аспекты интегрируются в понятие «иноязычная культура», которая, являясь целью обучения, служит одновременно средством для выполнения сверхзадачи обучения – воспитание личности.
Музыкальная наглядность должна использоваться дозировано и постепенно, она подкрепляется сначала различного вида опорами (текст: полный/неполный; статическое изображение; видеосюжет). По мере развития речевых умений и в зависимости от целеполагания роль опор снижается [6; 9].
Глава 2. Методические основы использования музыки на уроках английского языка.
2.1. Критерии отбора музыкального материала.
Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а так же для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Но для того, чтобы песня сыграла свою положительную роль , нужно придерживаться определенного алгоритма ее использования. Начинать нужно с тщательного отбора песни. [1, 13].
Мелодии должны нравиться учащимся, музыкальное сопровождение должно быть современным и живым. И еще не надо забывать об одной особенности песни: учащиеся будут петь песни не только в классе, но и тогда, когда урок будет уже далеко позади, а они будут их петь для своего удовольствия. Песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончании урока, песни могут жить долго и стать частью чьей - либо культуры.
Очевиден
факт, что отбирая песенный материал
соответственно современным предпочтениям
старшеклассников, учитель повышает
у обучаемых мотивацию учения
и заинтересованность в самом
уроке иностранного языка. Однако
далеко не любой песенный материал,
который у старшеклассников вызывает
интерес, может быть использован
на уроках иностранного языка в школе.
При отборе музыкальной наглядности
в образовательных целях
Критерий аутентичности является одним из наиболее важных при отборе музыкального материала. Работа с подлинным, ценным в познавательном отношении учебными материалами может обеспечить школьникам не только возможность овладеть ещё одним способом общения, но и проникнуть в новую национальную культуру. Отбор именно аутентичного музыкального материала отвечает лингвострановедческой цели обучения, а также способен повысить мотивацию учащихся.
Следующий критерий отбора музыкального материала – критерий положительного эмоционального воздействия музыки на учащихся. Отобранный музыкальный материал должен влиять как на мотивационную , так и на эмоциональную сферы личности учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса атмосферу комфортного самочувствия учителя и учащихся.
Кроме того, музыкальный материал должен быть отобран согласно критерию соответствия интересам и возрасту учащихся и должен содержать в себе проблемы, актуальные для молодёжных людей. В случае недоувлетворения данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится, несмотря на возможную высокую художественную, лингвострановедческую и методическую ценность музыкального материала.
Далее следует выделить критерий методической ценности музыкального материала для формирования и совершенствования навыков и умений в соответствии с программой обучения иностранному языку. Данный критерий является одним из наиболее важных при отборе текстовой составляющей. Тексты отобранных песен должны соответствовать тематике занятий, содержать ранее изученную лексику, а вновь вводимые лексические единицы должны быть представлены в понятном контексте. Чёткость ритма и рифмы в тексте песни облегчает процесс овладения новыми лексическими единицами.
В качестве музыкальной наглядности возможно использование видеоклипов. Так как видеоклипы представляют собой специфический учебный материал, их отбор в целях обучения лексике старшеклассников также заслуживает особого рассмотрения. Отбирая видеоклипы для процесса обучения, необходимо руководствоваться следующими критериями:
1)
видеодорожка должна
2)
видеоряд должен быть ясным
и понятным для
3)
видеоклип должен
4)
желательно присутствие
5)
желательно наличие
6)
видеоклип должен иметь
При
отборе музыкального материала следует
также учитывать некоторые
Таким образом, следует констатировать, что отбор музыкального материала представляет собой достаточно трудоёмкую и серьёзную методическую деятельность.
2.2. Комплекс упражнений для формирования речевых навыков посредством музыкальной наглядности на уроках английского языка.
Известно, что для успешной работы с музыкальным материалом на уроках иностранного языка в первую очередь следует определить круг интересов учащихся и выявить их музыкальные предпочтения. В случае, если школьникам будет предложен материал, вызывающий отрицательные эмоции, эффект работы с ними будет минимальным. Далее следует кропотливая работа по подборке музыкального материала [8; 181].
После того, как музыкальный материал уже отобран, учитель приступает к планированию учебной деятельности по овладению лексикой с опорой на музыкальную наглядность.
На
первом этапе формирования лексических
навыков – ориентировочно-