Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.
Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения
Курсовая работа: Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников Название: Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа Добавлен 08:16:10 27 апреля 2009 Похожие работы
Просмотров:
923 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек
Средний балл: 0 Оценка: неизвестно
Скачать
Содержание
Введение
1. Проблема нравственного
воспитания дошкольников в
1.1 Анализ понятия
«нравственное воспитание» в
психолого-педагогической
1.2 Особенности
организации нравственного
1.3 Воспитательный
потенциал народных обрядов и
праздников
Выводы к первому
разделу
2. Организация работы
по нравственному воспитанию дошкольников
средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание
работы по нравственному
2.2 Методы и
приемы организации
Выводы ко второму
разделу
Выводы
Список использованных
источников
Приложения
Введение
Изменения, произошедшие
в Украине за последние десятилетия,
обусловили переосмысление сущности нравственного
воспитания, его места и роли в общественной
жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит
нравственности», одним из проявлений
которого выступает утрата духовных ценностей
народа, в частности отчуждение подрастающего
поколения от народной культуры, его ценностей.
В государственной
национальной программе «Освiта» («Украïна
ХХI століття») одним из основных принципов
названа национальная направленность
образования, проявляющаяся в органическом
сочетании национальной истории
и традиций, сохранении и обогащении
культуры украинского народа. Реализация
этого принципа связана с утверждением
приоритетов духовности, морали, патриотизма.
Как известно, дошкольный
возраст отличается повышенной восприимчивостью
к социальным воздействиям. Ребенок,
придя в этот мир, впитывает в себя
все человеческое: способы общения, поведения,
отношения, используя для этого собственные
наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения,
подражание взрослым. Двигаясь путем проб
и ошибок, он овладевает нормами жизни
в человеческом обществе. Это делает дошкольный
возраст наиболее благоприятным для нравственного
воспитания. Вопросами нравственного
воспитания дошкольников занимались такие
ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская,
В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко,
Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.
Каждый народ
из поколения в поколение передает
свой общественный и социальный опыт,
духовное богатство как наследство
старшего поколения младшему. Народ
всегда выступает в роли воспитателя
молодого поколения, а воспитание при
этом приобретает народный характер.
Только народное воспитание является
живым органом в историческом процессе
народного развития, такое воспитание
приобретает необычайно влиятельную силу
на формирование национального характера,
национальной психологии человека, на
его нравственное становление.
Вопросами воспитания
детей на народных обрядах и праздниках
занимались и занимаются многие ученые
и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов,
Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский).
В неразрывной связи с
В наше время
приобщение детей к народному
творчеству, искусству, непосредственное
участие в национальных праздниках
воспитывают в них нравственные
чувства, развивают художественное мировоззрение,
наполняют эмоциональную сферу ребенка
радостью, поднимают настроение, формируют
эстетический вкус. Все это обусловило
выбор темы курсовой работы: «Народные
обряды и праздники как средство нравственного
воспитания детей дошкольного возраста».
Цель работы:
выявить эффективность
Объект исследования:
процесс нравственного
Предмет исследования:
народные обряды и праздники как средство
нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
В соответствии
с целью, объектом и предметом
были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть
основные понятия: «
2. Выявить
особенности нравственного
3. Изучить
украинские народные обряды и
праздники и определить их
роль в нравственном
Для решения
поставленных задач использовались
следующие методы исследования:
- изучение и
анализ научной и методической
литературы по исследуемой
- изучение педагогического
опыта;
- наблюдение
за деятельностью дошкольников;
- классификация,
систематизация и обобщение
Структура курсовой
работы: курсовая работа состоит из
содержания, введения, двух разделов, выводов,
списка используемых источников (36), приложений.
Общий объем работы 38 страниц.
1. Проблема нравственного
воспитания дошкольников в
1.1 Анализ понятия
«нравственное воспитание» в
психолого-педагогической
Нравственное
воспитание – это целенаправленный
процесс приобщения детей к моральным
ценностям человечества и конкретного
общества. С течением времени ребенок
постепенно овладевает принятыми в обществе
людей нормами и правилами поведения и
взаимоотношений, присваивает, то есть
делает своими, принадлежащими себе, способы
и формы взаимодействия, выражения отношения
к людям, природе, к себе.
В педагогическом
словаре нравственное воспитание понимается
как один из самых важных видов
воспитания, заключающийся в
Т.И. Пониманская
рассматривает нравственное воспитание
как целенаправленное взаимодействие
взрослого и ребенка с целью
формирования нравственных чувств и
качеств, усвоение моральных норм и правил,
развитие нравственных мотивов и навыков
поведения [21].
По мнению В.А.
Сластенина нравственность – это
личностная характеристика, объединяющая
такие качества и свойства, как
доброта, порядочность, честность, правдивость,
справедливость, трудолюбие, дисциплинированность,
коллективизм, регулирующие индивидуальное
поведение человека [26].
С.А. Козлова
результатом нравственного
В.И. Ядэшко в
понятие нравственного
Содержание нравственного
воспитания упорядоченно вечными ценностями
и конкретными потребностями
общества, которые с течением времени
изменяются. Основано оно на принципах
равноценности личностей педагога и ребенка,
гуманизме содержания и средств воспитания,
доверии и уважении в процессе воспитания,
создании позитивной эмоциональной атмосферы,
творческого взаимодействия педагога
и ребенка.
Сформированные
в дошкольном возрасте основы нравственной
направленности личности в значительной
степени определяют дальнейшую ее жизнь,
а исправить допущенные родителями, педагогами
ошибки в нравственном воспитании детей
тяжело или невозможно.
По словам Л.Р.
Болотиной нравственное воспитание –
это развитие и формирование качеств личности,
характеризующих отношение к самому себе,
другим людям и видам деятельности [5].
Опыт нравственного поведения дошкольников
складывается в процессе общения со взрослыми
и закрепляется в различных совместных
видах деятельности и взаимоотношений
со сверстниками.
И.А. Каирова
подчеркивает, что нравственное воспитание
является процессом, направленным на целостное
формирование и развитие личности ребенка,
и предполагает становление его
отношений к Родине, обществу, людям, к
труду, к своим обязанностям и к самому
себе. В процессе нравственного воспитания
формируются чувства патриотизма, товарищества,
глубокое уважение к людям труда [1].
В.Г. Нечаева
в свою очередь определяет нравственное
воспитание как активный целенаправленный
процесс формирования морального сознания,
нравственных чувств и привычек, нравственного
поведения с первых лет жизни ребенка
[18].
Нравственное
воспитание – процесс двусторонний.
С одной стороны, он предполагает
активное воздействие на детей взрослых:
родителей, педагогов, с другой – активность
воспитуемых, которая проявляется в их
поступках, чувствах и отношениях.
Как известно, дошкольный
возраст отличается повышенной восприимчивостью
к социальным воздействиям. Ребенок,
придя в этот мир, впитывает в себя все
человеческое: способы общения, поведения,
отношения, используя для этого собственные
наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения,
подражание взрослым. И двигаясь путем
проб и ошибок, он может в конце концов
овладеть элементарными нормами жизни
в человеческом обществе. Однако путь
этот очень долог, не всегда эффективен
и не обеспечивает глубины в освоении
морали.
Д.И. Латышина отмечала,
что мораль как форма общественного
сознания рождается в системе
конкретно-исторических общественных
отношений, является их духовным продуктом,
суммой правил, требований, норм, регулирующих
взаимодействия между людьми, их отношение
к вещам и явлениям реального мира. Мораль,
опираясь на силу общественного мнения,
использует духовное поощрение, понуждение,
побуждение, осуждение, воздействует на
сознание людей, воспитывает их в духе
принятых в обществе моральных законов
[13].
По мнению О.В.
Ковальчук роль взрослого как
«социального проводника» очень
важна и ответственна. Задача взрослого
– определить, чему, как и когда учить
ребенка, чтобы его адаптация к человеческому
миру состоялась и прошла безболезненно
[10].
Прочность, устойчивость
нравственного качества зависят
от того, как оно формировалось, какой
механизм был положен в основу педагогического
воздействия. Рассмотрим механизм нравственного
становления личности.
Для формирования
любого нравственного качества важно,
чтобы оно проходило осознанно.
Поэтому нужны знания, на основе
которых у ребенка будут
+ мотивы
+чувства и
отношения
+ навыки и привычки
+поступки и
поведение
=нравственное
качество
Схема 1.1. Механизм
нравственного воспитания
Информация о работе Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников