Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.

Содержание

Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа: Народные обряды и праздники как  средство нравственного воспитания дошкольников Название: Народные обряды и праздники как средство нравственного  воспитания дошкольников

 Раздел: Рефераты  по педагогике

 Тип: курсовая  работа Добавлен 08:16:10 27 апреля 2009 Похожие работы

 Просмотров: 923 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

Содержание 

  

Введение 

1. Проблема нравственного  воспитания дошкольников в процессе  ознакомления с народными обрядами  и праздниками 

1.1 Анализ понятия  «нравственное воспитание» в  психолого-педагогической литературе 

1.2 Особенности  организации нравственного воспитания  дошкольников 

1.3 Воспитательный  потенциал народных обрядов и  праздников 

Выводы к первому  разделу 

2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников 

2.1 Содержание  работы по нравственному воспитанию  дошкольников средствами народных  обрядов и праздников 

2.2 Методы и  приемы организации нравственного  воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников 

Выводы ко второму  разделу 

Выводы 

Список использованных источников 

Приложения 
 

Введение  

  

Изменения, произошедшие в Украине за последние десятилетия, обусловили переосмысление сущности нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей. 

В государственной  национальной программе «Освiта» («Украïна ХХI століття») одним из основных принципов  названа национальная направленность образования, проявляющаяся в органическом сочетании национальной истории  и традиций, сохранении и обогащении культуры украинского народа. Реализация этого принципа связана с утверждением приоритетов духовности, морали, патриотизма.  

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова. 

Каждый народ  из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ  всегда выступает в роли воспитателя  молодого поколения, а воспитание при  этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление. 

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений и символичность. 

В наше время  приобщение детей к народному  творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста». 

Цель работы: выявить эффективность использования  народных обрядов и праздников в  нравственном воспитании дошкольников. 

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 

Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 

В соответствии с целью, объектом и предметом  были определены следующие задачи исследования: 

1.  Раскрыть  основные понятия: «нравственное  воспитание», «обряды», «традиции». 

2.  Выявить  особенности нравственного воспитания  детей дошкольного возраста. 

3.  Изучить  украинские народные обряды и  праздники и определить их  роль в нравственном воспитании  дошкольников. 

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

- изучение и  анализ научной и методической  литературы по исследуемой проблеме; 

- изучение педагогического  опыта; 

- наблюдение  за деятельностью дошкольников; 

- классификация,  систематизация и обобщение полученной  информации. 

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, выводов, списка используемых источников (36), приложений. Общий объем работы 38 страниц. 

  

1. Проблема нравственного  воспитания дошкольников в процессе  ознакомления с народными обрядами и праздниками  

 

1.1 Анализ понятия  «нравственное воспитание» в  психолого-педагогической литературе  

Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.  

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов  воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [7]. 

Т.И. Пониманская  рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью  формирования нравственных чувств и  качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [21]. 

По мнению В.А. Сластенина нравственность – это  личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как  доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [26]. 

С.А. Козлова  результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение  в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее  сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [11]. 

В.И. Ядэшко в  понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [8]. 

Содержание нравственного  воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями  общества, которые с течением времени  изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка. 

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно. 

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности [5]. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками. 

И.А. Каирова  подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное  формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [1]. 

В.Г. Нечаева  в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [18].  

Нравственное  воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.  

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.  

Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного  сознания рождается в системе  конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов [13].  

По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как  «социального проводника» очень  важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [10]. 

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят  от того, как оно формировалось, какой  механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. 

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания, отраженный в схеме 1.1.знания и представления 
 

+ мотивы 
 

+чувства и  отношения 
 

+ навыки и привычки 
 

+поступки и  поведение 
 

=нравственное  качество 
 

Схема 1.1. Механизм нравственного воспитания 

Информация о работе Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников