Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.

Содержание

Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Для решения  этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Украинские сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. 

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в  старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности. 

Многочисленные  обычаи и традиции можно отнести  к комплексным формам воздействия  на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.  

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются  средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. 

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и  пословицах, утверждается мысль о  том, что человек воспитуем и  обучаем, что самое ценное человеческое качество – нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. 

Главной целью  нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного  опыта, наследование духовного достояния  украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. 

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными  праздниками и обычаями – это  приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного  поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. 

Содержанием нравственного  воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его  культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства. 

В самой природе  человека заложена необходимость органического  сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В  стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему. 

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение [27]. 

Народные праздники  превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого  отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы. 

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам. 

Для системы  дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного  подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В  каждом празднике, представляющем собой  конкретную педагогическую систему, проявляются  закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия. 

Важнейшим элементом  воспитательной системы народного  праздника по мнению А.М. Богуш являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества [4]. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения. 

В целом можно  выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации. 

Выводы к первому  разделу  

Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.  

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. 

Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений; символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует). В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. 

2. Организация  работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников  

2.1 Содержание  работы по нравственному воспитанию  дошкольников средствами народных  обрядов и праздников 

Перспективная программа развития образования  в Украине в XXI веке ориентирует  педагогов придерживаться принципа вариантности программ воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Рассмотрим, как реализуются в действующих программах принципы народности, ознакомление детей с историей, обрядами и праздниками родного народа. 

Программа «Малятко» [22] содержит раздел «Дитина i навколишнiй свiт», в котором определены темы ознакомления детей с окружающим. На втором и третьем годах жизни авторы предлагают три темы – «Моя семья», «Детский сад», «Труд взрослых». Во второй младшей и средней группах добавляются темы «Наша улица», «Родной город». Только детям старшей и подготовительной групп предлагается тема «Народоведение». В соответствии с программой дети знакомятся с традициями украинского народа.  

Раздел «Художественная  литература» предусматривает широкое ознакомление детей с устным украинским народным творчеством с раннего детства. Разделы «Изобразительное искусство» и «В мире музыки» содержат задачи ознакомления детей с украинским национальным искусством, народными промыслами, украинскими народными песнями, танцами, хороводами, играми, музыкой. 

Региональная  программа «Украïнське дошкілля» [30] содержит немало народоведческих  сведений в разделе «Родной край». Так, уже на четвертом году жизни  дети знакомятся с домами и сооружениями, построенными в национальном стиле, с изделиями народных умельцев, с народными обычаями, праздниками, государственными символами. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей Украины, советуют придерживаться древних украинских традиций. Также дети старшего дошкольного возраста знакомятся с семейными отношениями, семейными традициями, обрядами и праздниками в Украине. 

В программе  «Дитина» [23] содержатся народоведческие  задачи в разделе «Любій малечі –  про цікаві речі». Материал раздела  подан по тематическому принципу. Это такие темы, как «Наш дитсадок», «Родина», «Культура родинних відносин», «Наш дім (квартира)», «Предмети побуту та вжитку», «У нашоï Оксаночки таке хороше вбраннячко», «Смачного вам», «Золоті руки», «Вони живуть поряд з нами», «У світлиці природи», «Мій рідний край», «Ми подорожуємо», «Народна берегиня», «Свята». 

В старшем дошкольном возрасте добавляются и конкретизируются еще такие темы: «Про сталевих коней, килими-літаки і чоботи-бігунці», «Фольклорні  символи». 

В разделе «Чарівні фарби і талановиті пальчики» дети знакомятся с картинами украинских художников как классиков, так и современников, народным декоративным искусством, приобщаются к активной продуктивной деятельности. Так, по программе дети должны уметь лепить декоративные тарелки, подносы, миски, кувшины, кружки, подсвечники, обереги (в виде птиц, зверей, коней) с последующим раскрашиванием. 

В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведению  используются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего  мира, родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, на музыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов. Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Групповые занятия (объединяют не более 10-15 детей) проводят с каждой подгруппой отдельно. Это могут быть экскурсии, наблюдения, игры. 

Индивидуально-групповые  занятия объединяют от пяти до восьми детей. Это разыгрывание малых жанров фольклора, заучивание потешек, стихов, считалок, скороговорок, пословиц. Индивидуальные занятия проводят с одним ребенком (или тремя-четырьмя детьми) для закрепления или коррекции полученных знаний, умений и навыков. 

Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный  характер. На протяжении занятия воспитатель  использует разнообразные методы обучения: рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры, картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы, диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаются программные задачи из разных разделов. 

Тематика занятий 

Младшая группа (четвертый год жизни): «Родная  улица», «Улица дошкольного учреждения», «Дорожка домой», «Зелено-радостно вокруг», «Город (село) мой родной». 

Средняя группа (пятый год жизни): «Путь к родным» (улицы, на которых живут родственники), «По родным улицам», «Моя дорожка», «Дошкольное учреждение», «Наш город», «Парки и скверы города», «Транспорт города», «Площади города», «Памятники города», «Где мы отдыхаем», «Что я знаю о своем городе (селе)?». 

Старшая группа (шестой год жизни): «По улицам города», «Чем богат наш город?», «Памятные  места города (села)», «Моя Родина –  Украина», «Путешествие по Украине», «Мы  – потомки запорожских казаков», «Легенда о трех братьях и сестре» (история Киева), «Почему ты грустный, Богдан?» (легенда о Богдане Хмельницком). Отдельные темы содержат как общетрадиционный материал, так и региональный. 

Информация о работе Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников