Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.
Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения
Волк: Какая красивая
ночь, даже есть никого не хочется!
1-я Звезда: Это
потому что праздник –
Сказочница: Удивился
волк, сел под елочку, на звездочки
смотрит. Тут скачет Белочка.
Музыка для
Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.
Белочка: Вот
опять пришла зима,
Но не для
потехи
Прячет белка
в закрома
Шишки и орехи.
(замечает Волка)
Ой-ой-ой! Волк!
(закрывается
лапками)
Волк: Не бойся,
белка, я тебя не трону.
2-я Звезда: Праздник
сегодня – Христос родился!
И небо, и земля
– все радуется!
Сказочница: Села
Белочка рядом с Волком, красоте
леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…
(Музыка для
Медведя. Выходит Медведь,
Медведь: Я в
берлоге сплю зимой
Под большущею
сосной.
Лишь когда
придет весна,
Просыпаюсь ото
сна.
Что за шум? Почему
меня разбудили?
Белочка: Радость
у нас, Медведушка. Христос родился!
Сказочница: Понял
тогда Медведь, почему ему в такую
ночь не спится. Ой, кто это?
(Музыка для
Зайчика. Зайчик прыгает,
Зайчик: В лесу
недолго до беды,
Но заяц не простак.
Могу запутать
я следы:
Вот так, вот так,
вот так!
(видит Волка,
пугается)
Ой, боюсь!
Медведь: Не бойся,
Волк тебя не тронет. Сегодня праздник
– Рождество!
Зайчик: А что
такое Рождество?
3-я Звезда: Прислушайтесь,
поет звезда!
Спешите все
туда, туда,
Где на соломе, средь
яслей,
Родился Тот, кто
всех светлей,
Кто всех прекрасней
и мудрей –
Спаситель мира,
царь царей!
Все: Пойдемте, пойдемте!
(Музыка, звери
идут друг за другом.)
Сказочница: И
решили звери пойти поклониться
Божественному Младенцу. Да только
выяснилось, что на такой праздник они
идут без подарка!
Белочка: У меня
только сушеные грибы да шишки!
Волк: А у меня
только лапы и хвост!
Медведь: Было бы
лето – набрали бы цветов и ягод.
А сейчас кругом снег, и деревья
голые стоят…
Сцена 3
(Появляется
Елочка.)
Елочка: Может быть,
я вам пригожусь? Я - единственное зеленое
дерево в лесу.
Сказочница: И
правда, может, Елочку подарите?
(Все подходят
к Елочке, трогают.)
Все: Она же совсем
колючая!
Елочка: Что же
нам делать?
(Музыка: тропарь
Рождества. Выходит 2-й Ангел)
2-й Ангел:
Не огорчайтесь! За вашу
(Музыка для
Звезд, например, “Вальс цветов”.)
Звездочки, летите!
(Звездочки под
музыку украшают Елочку.)
Все: Ах, какая
красивая, какая нарядная!
(Водят хоровод
и поют “Маленькой елочке…”
Потом все, кроме Елочки и
Сказочницы, уходят за свечами.)
Сцена 4
Елочка: Но вдруг
блеснули, зажигаясь,
На елке бриллианты
звезд.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию, Христос.
Сказочница: И
с этих пор Христовой елкой
Она зовется
у людей.
И блещут скромные
иголки
В огне Рождественских
свечей!
(Выходят дети
со свечами и поют песню
Рождественских свечей.)
Мы маленькие
свечи,
Но можем мы
светить,
И свет Господней
речи
Другим сердцам
явить.
Припев:
Свет, свет, свет,
Светит наш.
Свет, свет, свет,
Светит наш.
И в этот дивный
вечер
Бог дарует нам
честь:
Гореть, неся по
свету
Рождественскую
весть.
Припев.
Приложение Б
Народные игры
«Калина»
Дети стоят
в кругу и поют песню:
Ой на горі калина,
Під горою малина,
Ой так, на горі
калина,
Ой так, під
горою малина.
Там зійшлася дітвора,
Танцювати почала,
Ой так, там
зійшлася дітвора,
Ой так, танцювати
почала.
На слова первого
ряда дети трижды хлопают в ладони.
На слова «Під горою малина» они
приседают, снова хлопают в ладони (перед
коленями). На слова «Ой так, на горі калина»
топают одной ногой (трижды), а на слова
«Ой так, пiд горою малина» поворачиваются
налево вокруг себя. На слова «Там зійшлася
дітвора» дети делают четыре шага вперед,
уменьшая круг; на слова «Танцювати почала»
делают четыре шага назад, увеличивая
круг. На слова «Ой так, там зійшлася дітвора»
топают второй ногой (трижды), а на слова
«Ой так, танцювати почала» поворачиваются
направо вокруг себя.
«Ой у перепілки…»
Дети стоят в
кругу, слегка расставив ноги, руки опущены
вдоль тела. Один ребенок внутри круга
– это перепелка.
На слова «Ой
у перепілки та голівка болить»
все дети вместе с воспитателем поднимают
руки вверх и дотрагиваются пальцами
рук к голове сбоку, а на слова
«та голівка болить» опускают руки вдоль
тела.
На припев:
Тут була, тут
перепілочка,
Тут була, сизокрилая
дети беруться
за руки и идут по кругу влево, а
перепелка – вправо или делает
шаг на месте. На последние слова
все останавливаются. На слова:
Ой у перепілочки
та колінця болять,
Та колінця
болять
все дети наклоняются
вперед. На слова «колінця» ладонями
касаются колен, а на слово «болять»
- выпрямляются. На припев «Тут була…»
дети берутся за руки и идут по кругу
вправо. На слово припева «сизокрилая»
останавливаются.
Воспитатель продолжает:
Ой у перепілочки
крильця не болять,
Крильця не болять…
Все дети поднимают
руки в стороны и на слова «не
болять…» опускают их вниз.
На слова «Пташки знялися й полетіли» все дети бегут по кругу.
Информация о работе Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников