Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить украинские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.

Содержание

Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Як живете, мої  любі, 

Діточки кохані? 

Чи вчилися  добре в школі, 

Чи були слухняні? 

Чи знаєте ви молитви, 

Вірші, колядку? – 

Хто розкаже, поспіває – 

Подарунки знайду! 

Или в обжинках осенью: 

Чудо-диво зерно  меле, зерно меле. 

Сипле в міхи муку білу, муку білу. 

Буде діткам хліб пшеничний 

І галушечки  варені, варені… 

В дошкольном учреждении кроме праздников проводят еще досуг с элементами украинской обрядности. Цель досуга – вызвать у детей бодрое, веселое настроение, создать условия для выявления творческих способностей, чувства радости и удовольствия от этого. 

Досуг может  быть разным по тематическому и функциональному назначению. Украинская народная календарная обрядность предусматривает такой досуг для детей дошкольного возраста: досуг взрослых для детей (без участия последних), досуг взрослых совместно с детьми, досуг детей одной возрастной группы, досуг, который объединяет детей разного возраста. 

Досуг взрослых для детей без их участия может  организовываться по каждому циклу  календарной обрядности для детей  всех возрастных групп с разным уровнем  сложности сюжета (сценария). В таком типе досуга для детей младшего и среднего возраста взрослые веселят их, подавая интересный познавательный материал в непринужденной игровой форме. 

Досуг, который  проводится накануне Пасхальных праздников, может быть полностью посвящен писанке, а сценарий можно разнообразить малыми фольклорными произведениями, такими, как загадки, стихотворения, пословицы. 

Наибольший интерес  имеет для детей досуг, который  проводят взрослые для детей по случаю праздника, например «Рождественский  вертеп». Это театрализованное действие имеет глубокое познавательное значение. Оно вводит детей в мир сложных исторических и религиозных событий, которые в младшей и средней группах превышают по своему содержанию возможности самостоятельного познания детей. 

Наибольшую ценность имеет досуг, который проводится при активном участии детей разных возрастных групп. Например, досуг «А уже весна», который проводится на площадке дошкольного учреждения. Из взрослых в этом празднике может принимать участие воспитатель – одна из ведущих, и ребенок старшего дошкольного возраста. 

Досуг, который  организовывается самими детьми, может  проводиться исключительно по их инициативе. Концерты любимых песен, устного народного творчества, вечера народных танцев, игр, забав приносят детям особую радость. Задание воспитателя заключается в том, чтобы подобрать для детей соответствующее музыкальное сопровождение, атрибуты, костюмы. Участие самих детей в этих приготовлениях аналогично их участию в празднике. 

Особое место  имеет досуг с использованием музыкальных инструментов. Такой досуг предусматривает систематическую работу с детьми на занятиях, в кружках и творческих студиях с целью овладения игрой на музыкальных инструментах. 

Организуя досуг, воспитатель должен развивать самостоятельность  детей. В младшей группе это проявляется в том, что дети отвечают на вопросы воспитателя, подают отдельные реплики, хлопают в ладони, когда это нужно, подпевают знакомой песне, мелодии. 

Детей средней  группы включают в подготовку досуга. Воспитатель может поручить им подобрать нужные игрушки для театрализованного действия, атрибуты, обновить костюмы или их элементы для кукол и для себя. Воспитатель может привлекать детей к составлению сценария досуга, программы концерта. Например, воспитатель сообщает детям о том, что будет концерт на тему «Лето красное». Какие произведения они хотели бы включить в его программу? Или, например, на известном детям фольклорном материале проводится досуг «Ой на Ивана, ой на Купала» на территории дошкольного учреждения. Заранее взрослые приносят какое-то пригодное полено. Это Купайло. Вокруг него обметают землю, кладут связки чебреца, мяты, ветки украшают васильками, бархатцами. На самый верх ставят венки из калины и барвинка. Девушки также надевают венки, становятся вокруг вербы, берутся за руки и начинают водить хороводы. По сценарию дети самостоятельно группируются в хороводы, игры, становятся в группы, исполняя разные любимые песни, читают произведения детского фольклора на память. Воспитатель не должен ограничивать творчество детей. 

Подготовка досуга зависит от его содержания. Вечерницы, народные обряды и действия могут проводиться без предварительной подготовки, сразу после праздника, когда в памяти сохранились его любимые фрагменты и дети хотят их повторить для того, чтобы еще раз получить удовольствие. 

Другие виды досуга требуют продолжительной  и тщательной подготовки репертуара, определенного времени для понимания  его содержания, для работы с детьми как на занятиях, так и в повседневной жизни. 

Досуг, который  не требует специальной подготовки и идет после праздничных утренников, можно планировать и проводить каждую неделю, а более сложные развлечения комплексного содержания, для которых необходима предварительная подготовка, проводятся один раз в полтора месяца, принимая во внимание даты обрядового календаря. 

На отдельное  место в системе праздников и  досуга в дошкольном учреждении необходимо вынести праздник Матери. Он не является календарно-обрядовым, но празднуется  по традиции в первое воскресенье  мая. 

До 1939 года праздник Матери праздновали в Украине как общенародный. Поскольку в Украине мать всегда была в большом почтении как продолжательница рода и как хранительница домашнего очага, ее праздник отмечали в кругу семьи. Сейчас праздник Матери возродился совместно с возрождением украинских национальных традиций. Зал нужно украсить в традициях жилой комнаты с особенностями украинского интерьера: вышитыми рушниками, керамической посудой, вязанками трав-оберегов, изображением Божьей Матери. Праздник матери следует проводить на языке родной матери. 

В педагогическом процессе дошкольного учреждения такой  праздник можно проводить под  всеохватывающим названием «Почему  мы мать называем святой…». Проводить  его следует во всех возрастных группах, подбирая соответствующий фактический  материал. 

Таким образом, проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских  заданий. От воспитателей дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.  

Выводы ко второму  разделу  

В дошкольном учреждении материалы по украинскому народоведению  используются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира, родной природой, художественной литературой, изобразительной деятельностью, на музыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов. 

Занятия народоведческого цикла имеют комбинированный  характер. На протяжении занятия воспитатель использует разнообразные методы обучения: рассматривание изделий и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры, картины, художественные произведения, технические средства (диапроекторы, диафильмы). Они могут быть также комплексными, когда на одном занятии решаются программные задачи из разных разделов. 

Проведение праздников требует серьезной подготовки воспитателя  и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздника и родители. Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, сделать морально-эстетические выводы и определиться в отношении к ним, то есть заложить основы моральных представлений и чувств. 

Выводы  

Проведенное исследование позволило сделать следующие  обобщающие выводы: 

1. Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 

Обряды –  это совокупность установленных  обычаем символических, определенных традицией условных действий, направленных на оформление определенных событий в жизни людей, приуроченных к отдельным этапам трудовой деятельности, а также к отмечанию времен года. Традиции – опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, которые сложились исторически и передаются из поколения в поколение. 

2. Особенностями  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста является  то, что с течением времени  ребенок постепенно овладевает  принятыми в обществе людей  нормами и правилами поведения  и взаимоотношений, присваивает,  то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.  

3. Главной целью  нравственного воспитания на  основе народных обрядов и  праздников является приобретение  молодым поколением нравственного  опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. 

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.  

Список использованных источников  

1.  Азбука  нравственного воспитания. Под ред.  д. чл. АПН СССР И.А. Каирова  и канд. пед. Наук О.С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1975. – 320 с.  

2.  Артемова  Л.В. Історія педагогіки України:  Підручник. - К.: Либідь, 2006.– 424 с. 

3.  Андросова  М. Народная игра как средство  формирования готовности дошкольников  к речевому общению.// Дошкольное  воспитание. 2007, №3. – С. 113-115.  

4.  Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське народознавство  в дошкільному закладі: Навч. посіб.  – 2-ге вид., переробл. і допов.  – К.: Вища шк., 2002. – 407 с. 

5.  Болотина  Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С.  Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.  

6.  Волков  Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.  – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с. 

7.  Гончаренко  С. Украïнський педагогічний словник.  – К.: Либідь, 1997. – 376 с. 

8.  Дошкольная  педагогика: Учеб. пособие для учащихся  пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с. 

9.  Запорожец  Л.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избр. психологические труды. – М.: Просвещение, 1986. – 357 с. 

10.  Ковальчук  О.В. Українське народознавство. – К.: Знання, 1994 – 378с.  

11.  Козлова  С.А., Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. 

12.  Кукушин  В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие.  – М.: Издательство Московського  психолого – соціального института;  Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с. 

Информация о работе Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников