Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Описание

Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.
Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.

Работа состоит из  1 файл

В Ф Миллер 1 гл..docx

— 67.75 Кб (Скачать документ)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗЗРЕНИЯ 

В.Ф. МИЛЛЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  нашего исследования обуславливается, как осмыслением протекающих в настоящее время процессов воссоздания неидеологизированной истории российской культуры и образования, изучением взаимосвязи составляющих её элементов (национальных и религиозных), так и анализом научно-педагогической деятельности и воззрений В.Ф. Миллера, возможности использования творческого наследия в современном образовательном пространстве.

Изучение традиционной культуры конкретных народов составляет одну из неизменных и главных задач  этнографической науки. Однако ее решение  возможно только при наличии широкой  источниковой базы – материалов этнографических, антропологических, археологических  исследований, солидного корпуса  письменных источников, а также полевых  материалов этнографов, фольклористов  и т.д. В данном списке письменные источники занимают особое место, так  как благодаря им можно документально  проследить и проанализировать этапы  развития этнической истории и культуры того или иного народа.

Обращение к историческому  опыту развития просветительства на Северном Кавказе периода середины XVIII - начала XX веков представляется весьма значимым также и по следующим соображениям.

Во-первых, культурологическая ситуация последних лет характеризуется  заметным оживлением интереса к реалиям  российской истории середины XVIII - начала XX вв. В контексте противоречивого  развития страны, происходившего в  исследуемый период, большое значение приобретает изучение исторического  опыта духовного развития Северного  Кавказа - региона, играющего особую роль в социокультурной сфере  России. Именно в это время был  накоплен уникальный опыт экономической, социальной и культурной модернизации народов, относившихся к так называемым «инородцам». В деле ее приобщения к  реалиям современного общества в короткий исторический срок был достигнут значительный прогресс. История просветительства Северного Кавказа середины XVIII - начала XX вв. служит наглядным примером того, как осуществлялся этот процесс в одном из национальных регионов России.

Во-вторых, исследуемый период остается все еще недостаточно изученным  этапом в отечественной кавказоведческой историографии из-за существовавших долгое время идеологем. Современная  познавательная парадигма, сложившаяся  в постсоветский период, формирует  принципиально новые явления  в развитии отечественной историографии: меняется тематика научных изысканий, формируется качественно новое  отношение к исследовательскому опыту зарубежной и российской историографии, на первый план выдвигается междисциплинарный, многофакторный подход к исследованию общественно-политических, социально-экономических  и социокультурных процессов. Поэтому  рассматриваемый этап отечественной  истории нуждается в глубоком, всестороннем и объективном исследовании.

В-третьих, проводимая в стране перестройка системы образования  настоятельно диктует необходимость  развития отечествоведения с применением  национально-регионального компонента. В этом ключе современная культура северокавказских народов обязана  брать на вооружение все то лучшее, что сохранила для нас история  культурного развития горцев, чтобы  на позитивных примерах прошлого воспитывать  молодое поколение. Поэтому ретроспекция горского просветительства при разработке курсов краеведения в учебных  заведениях региона становится объективной  необходимостью, с чем связан рост интереса исследователей к региональной истории, позволяющей глубже понять истоки историко-культурологического  прошлого народов Северного Кавказа.

В-четвертых, сегодня, когда  российское общество переживает процесс  модернизации, в том числе и  в сфере социальной культуры, как  никогда важно переосмыслить  многообразный и неоднозначный  опыт просветительства середины XVIII - начала XX вв. и воссоздать объективную картину прошлого. Новые подходы к оценкам научного и просветительского наследия горской интеллигенции этого периода помогут преодолеть ранее сложившиеся стереотипы в отношении культурных ценностей северокавказских народов. Поэтому нужна тесная связь времен: настоящего с прошлым и будущим, ведь только современность определяет те проблемы духовного развития горцев, которые наиболее актуальны в наши дни. Только такой подход может определить главные направления в развитии кавказоведения.

В-пятых, в условиях, когда  межнациональные конфликты на Кавказе  периодически обостряются, а геополитическая  ситуация отличается чрезвычайной нестабильностью, проблемы, избранные нами для исследования, значительно актуализируются. Об этом необходимо сказать, поскольку просветительская мысль всегда оказывала влияние  на социально-политическую сферу тех  или иных этносов. Поэтому обращение  к историческому прошлому северокавказских народов, к их культуре, которые находят  конкретное отражение в просветительском наследии горской интеллигенции, могут  подсказать нам много полезного  для решения современных проблем  нейтрализации национальных конфликтов.

Все это дает основание  считать исследуемую проблему актуальной.

Изучение Кавказа издавна  являлось одним из важнейших направлений  российской науки. Исследованию этого  во многом уникального географического  и этнографического региона посвятило  свою жизнь несколько поколений  российских ученых, среди которых  были такие выдающиеся исследователи  как М.О. Косвен, Л.И. Лавров, Н.Я. Марр, Ф.Ф. Торнау, Г.Ф. Чурсин и многие другие.

Модернизация традиционных горских обществ, вызванная присоединением Кавказа к Российской империи, отразилась на взглядах и характере деятельности горских просветителей, получивших образование в высших и средних  учебных заведениях России и испытавших на себе положительное влияние передовой  русской и мировой культур.

 

Описание быта народов  Кавказа в российской науке конца XVIII — XIX вв. было достаточно противоречивым. Демократически настроенные представители  передовой русской культуры, науки  и общественной мысли вслед за В.Г. Белинским, А.С. Грибоедовым, М.Ю. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, начиная с первой половины XIX столетия, в романтико-поэтической  форме знакомили российского  читателя с образованными горцами. Эту традицию продолжили учёные П.Г. Бутков, И.А. Гюльденштедт, Г.Ю. Клапрот, М.М. Ковалевский, А.М. Шёгрен, писатели и педагоги Л.Н. Модзалевский, Я.М. Неверов, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и многие др. Руководствуясь гуманными целями, они предприняли ряд практических шагов по развитию культуры и школы  народов Северного Кавказа, что  способствовало сближению северокавказских горцев с Россией.

Многие ученые жили среди  горцев целые десятилетия - А.П.Берже, Я.М.Неверов, П.К.Услар, Л.Н.Модзалевский, Л.Г.Лопатинский и другие. Они  занимались исследованиями нравов горцев, их культуры, разрабатывали для них  письменность, способствовали открытию народных школ с обучением на материнском  языке, обобщая свои наблюдения в  фундаментальных трудах о жизни  и обычаях народов Северо-Кавказского  региона.

Ценные сведения о появлении  первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и на всем Северном Кавказе  имеются в работах М.Краснова "Историческая записка о Ставропольской гимназии" (1887 г.) и "Просветители Кавказа" (1913 г.). В книгах показана деятельность первых миссионерских  и просветительских организациях, радикально настроенных педагогов и руководителей  учебного ведомства в крае.

Особо внимание заслуживает  выдающийся российский филолог, академик В.Ф. Миллер (1848-1913) — лингвист, историк культуры, этнограф, археолог, исследователь древнерусской литературы и русской народной словесности на рубеже ХIХ-ХХ вв. — был родоначальником нового и плодотворного этапа в истории российского академического кавказоведения.

Ему удалось реализовать  в своей научно-исследовательской  деятельности передовые традиции отечественной науки своего времени.

Многочисленные кавказоведческие труды В.Ф. Миллера посвящены важнейшим проблемам истории, археологии, этнографии, религии, эпиграфики, языкознания и устной народной поэзии народов Северного Кавказа. Бесспорной заслугой академика Миллера является то, что не только его труды, но, прежде всего, сама его личность и его беззаветная работа по подготовке национальных кадров, как сказали бы сегодня, способствовали пробуждению у представителей в ту пору уже довольно многочисленной горской интеллигенции интереса к изучению родного языка, истории, этнографии своего народа. Образованные горцы (прежде всего осетины, а также кабардинцы, балкарцы, таты и др.) не только помогали академику в его работе во время научных путешествий по Кавказу, предпринятых им с археологической, лингвистической и фольклорной целью, но и сами становились серьезными исследователями культуры своего народа.

Кавказоведческое наследие В.Ф. Миллера огромно по объему, а его значение для современных исследователей истории, языка, фольклора народов Северного Кавказа невозможно переоценить. Опубликованные в конце XIX начале XX вв. кавказоведческие  исследования и полевые записи В.Ф.

Миллера давно стали библиографической  редкостью и не всегда доступны исследователям даже в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга.

До самого последнего времени  основное внимание кавказоведы уделяли  осетиноведческим трудам ученого; они  действительно были в центре его интересов, но, наряду с осетинами, Миллер основательно занимался языком и фольклором другого ираноязычного народа Северного Кавказа татов, а также кабардинцев, балкарцев, чеченцев.

Поэтому вполне закономерно, что сегодня  его творчество стало объектом изучения. Возросшая актуальность проблемы, теоретическая  и практическая значимость его трудов, а также недостаточная освещённость научно-педагогической деятельности В. Ф. Миллера определили тему исследования: «Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера».

Степень научной разработанности  проблемы. Педагогическое наследие В.Ф. Миллера, его исследования в области педагогики, языкознания, этнографии, истории, литературы до сих пор не были достаточно изучены.

Исследователями наследия В.Ф. Миллера не изучались специально его педагогическая, просветительская и организаторская деятельность, хотя именно в этих областях было приложение его основных сил,

В процессе своей научно-педагогической деятельности он разрабатывал основы преподавания осетинского языка и литературы, организации национального образования. Его просветительская деятельность была посвящена проблемам развития осетинской лингвистики, становления единого осетинского литературного языка, изучению памятников прошлого и др.

Проведённое нами исследование показало, что существует противоречие между широким использованием наследия В.Ф. Миллера в научно-педагогической литературе и отсутствием целостного исследования его педагогической и научно-просветительской деятельности.

Это противоречие и обусловило выбор проблемы нашего исследования: «Определение личного вклада в развитие теории и практики образования Северной Осетии, В.Ф. Миллера как педагога и просветителя, какой вклад он внёс в развитие образования и просвещения Северной Осетии первой половины XX века».

Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.

Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..

Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть и проанализировать научно-педагогические идеи В.Ф. Миллера, определить его вклад в развитие педагогической науки и практики в Северной Осетии;

- раскрыть сущность подходов В.Ф. Миллера к решению проблем становления осетинского языка и обосновать их актуальность для современного образования;

- исследовать этнокультурные воззрения В.Ф. Миллера направления научной и практической деятельности  в истории Северной Осетии;

- обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для практики современных учебных заведений на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого материала.

Методологическую базу исследования составили современные концептуальные подходы в сфере отечественной  истории, культуры и образования; философские  положения о взаимосвязи общественного  развития и педагогики, о соотношении  общего и особенного в жизни общества, о диалектической взаимодополняемости  национального и общечеловеческого, о единстве теории и практики, о бережном отношении к культурному наследию прошлого; системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в единстве биографию учёного, его личный вклад в историю развития горской культуры и просвещения, науки и образования.

 

В работе использовались следующие методы исследования:

-  теоретические: исторический, культурологический, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ философской, социально-политической, историко-этнологической, художественной и психолого-педагогической литературы, архивных источников: теоретическое обобщение;

  • эмпирические: педагогический анализ и научная оценка учебных программ, учебников, научных исследований, опыта работы школ и вузов; педагогическое интервью, беседы.

Источниковую базу исследования составили:

  • труды В.Ф. Миллера в разных областях научного знания;
  • архивные материалы;
  • опубликованные документы, статьи, работы, отражающие жизнь и научно-педагогическую деятельность В.Ф. Миллера;

- учебно-методические материалы В.Ф. Миллера (очерки, учебники, отчёты, отзывы, аналитические материалы, записки, доклады, его документы).

Информация о работе Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера