Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Описание

Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.
Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.

Работа состоит из  1 файл

В Ф Миллер 1 гл..docx

— 67.75 Кб (Скачать документ)

Отдельно останавливается автор на «сложных именах» (существительных и прилагательных), группируя их по «классам».

В пятой главе изучается один из наиболее важных разделов осетинской морфологии – склонение. Рассмотрение идет в следующем порядке:

1) образование множественного числа;

2) падежные окончания;

3) склонение имен существительных;

4) имена прилагательные;

5) местоимения;

6) имена числительные.

Автор отмечает агглютинативный характер образования множественного числа. «В противоположность принципам индоевропейского склонения, – пишет он, – примета множественного числа предшествует падежным окончаниям, а не следует за ними. Тот же принцип, напоминающий склонение урало-алтайских и угрофинских языков, как известно, находим в языках новоиранских, например, в новоперсидском» (стр. 119).

При более глубоком изучении осетинского склонения В.Ф. Миллер пришел к выводу, что к 8 падежам, определенных А. Шегреном, следует добавить еще два: адессивный (местный внешний) и соединительный (союзный).

Далее В.Ф. Миллер подробно рассматривает становление всех падежных окончаний.

Следующий наиболее важный грамматический раздел «Спряжение» исследуется в шестой главе книги. И в данном случае В.Ф. Миллер развивает и углубляет положения А. Шегрена, пополнив их своими собственными наблюдениями. Кроме того, у автора под рукой были посвященные осетинскому глаголу исследования иранистов: австрийского этнографа и языковеда Фридриха Мюллера и русского ираниста Карла Залемана.

Материал рассматривается В.Ф. Миллером в следующем порядке:

1) личные окончания;

2) виды глагольных основ;

3) наклонения;

4) вспомогательные глаголы;

5) времена;

6) страдательный залог;

7) описательные формы спряжения;

8) сложные – глаголы с предлогами;

9) именные формы глагола;

10) таблицы спряжения.

Как всегда и здесь автор рассматривает явления современного осетинского языка не только в плане описательном, но и под углом зрения их становления и развития.

В перечисленных шести главах второй части «Осетинских этюдов» В.Ф. Миллера глубокому историческому изучению подвергаются все основные вопросы осетинской фонетики и морфологии. В этом отношении данное грамматическое исследование представляет собою превосходный материал для исторической грамматики осетинского языка.

Работа В.Ф. Миллера, написанная спустя почти 40 лет после «Осетинской грамматики» акад. Шегрена, явилась вторым капитальным трудом по осетинскому языку. Осетинское языкознание стало отныне на научную основу сравнительно-исторического изучения.

Во вторую часть «Этюдов», кроме рассмотренного нами грамматического  исследования, автор включил в  качестве седьмой главы самостоятельную  этнографическую работу «Религиозные верования осетин», рассказывающую о верованиях осетин, осетинских дзуарах (святых местах поклонения духам-покровителям), общественных праздниках, домашних обрядах, преданиях о небесных светилах и т.д.

Первые две части «Осетинских этюдов» были представлены автором в качестве докторской диссертации.

Третья часть «Осетинских этюдов» В.Ф. Миллера вышла в 1887 году. В нее включены разные по своему характеру материалы. Но основная часть исследования посвящена историческим вопросам. В начале книги идет работа «Исторические сведения об осетинах и вопрос о происхождении этого народа». В первой главе ее говорится о территории, границах и соседях осетин, о названиях, которые они дают соседним народам. Рассматривается также древняя территория осетин, занятая в настоящее время другими народами. Разбираются слова, свидетельствующие о северном происхождении этого народа и их раннем быте. Автор останавливается и на источниках сведений о прошлом осетин.

Глава вторая посвящается предкам осетин – аланам. Доказывается, что имя кавказских алан распространялось и на осетин. Обобщаются сведения средневековых писателей-историков об аланах и т.д. В третьей главе автор исследует различные аспекты вопроса о времени поселения предков осетин на севере Кавказа. Он приводит исторические доказательства того, что осетины являются одними из потомков проживающих некогда в Причерноморских степях скифов и сарматов, о чем свидетельствуют многочисленные топонимические названия, а также собственные имена тех времен, сохранившиеся в надписях на различных предметах и в записях средневековых историков.

Следующая историческая работа, помещенная в третьей части «Этюдов», называется «Экскурсом о болгарах и аланах в новом списке географии, приписываемой Моисею Хоренскому». Здесь также излагаются исторические сведения о непосредственной родственной связи осетин и алан.

Третья историческая работа «Экскурс о скифах» на богатом историческом и лингвистическом материале доказывает так называемую «иранскую гипотезу скифов». Согласно этой гипотезе, скифы принадлежали (во всяком случае определенная их часть) к числу ираноязычных народов.

Далее в книге идут «Грамматические экскурсы в области осетинского языка». Они представляют собой результаты дальнейшей работы В.Ф. Миллера над грамматикой осетинского языка и являются дополнением ко второй части «Этюдов». Новые выводы касаются разделов фонетики, словообразования, склонения, спряжения и словопроизводства. Изложение материала тесно связывается автором с соответствующими положениями своего предшествующего исследования.

Последний раздел третьей части «Этюдов» содержит фольклорный материал, куда вошли пословицы, загадки на двух основных диалектах и образцы южно-осетинского наречия.

Тексты снабжены переводами на русский язык и некоторыми комментариями. В конце книги помещены указатели имен и предметов и отдельных осетинских слов.

Появление «Осетинских этюдов»  В.Ф. Миллера было выдающимся событием не только для осетиноведения, но и  для иранистики. Иранская филология пополнилась обширным исторически освоенным языковым материалом такого архаического языка, как осетинский. Исследования В.Ф. Миллера получили самые восторженные отзывы иранистов. Примечательно, что именно за «Осетинские этюды» автору была присуждена ученая степень доктора сравнительного языкознания (5 февраля 1884 г.)

Результатом интенсивной полевой работы и кабинетных изысканий многих лет явились основополагающие «Осетинские этюды» и множество других работ, из которых самые мелкие отмечены такой же основательностью, полнотой знаний, вдумчивостью и силой ума, как самые крупные.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать некоторые обобщения.

Во-первых, работами В.Ф. Миллера  окончательно установлен иранский характер осетинского языка, определено его место среди индо-европейской семьи языков вообще, и среди иранской ее ветви в частности. Во-вторых, академик В.Ф. Миллер ввел материал осетинского языка в русло сравнительного индо-европейского и иранского языкознания. В-третьих, своими трудами В.Ф. Миллер построил твердый фундамент истории осетинского языка, а также древней истории осетин, осетинской этнографии и фольклористики.

Наконец, языковой материал, зафиксированный в трудах В.Ф. Миллера (особенно его тексты), представляют большую ценность для последующих исследователей языка и фольклора осетинского народа.

Рассматривая древние  и средневековые периоды жизни  «оссов» (алан), В.Ф.Миллер детально остановился  на вопросе исторической этнонимии  и доказал принадлежность этнонимов  ос, алан и яс к одному и тому же народу. Опираясь на солидную источниковедческую базу, он пришел к убеждению о  принадлежности языка осетин «к иранской группе индоевропейской семьи»; предки осетин «входили в состав тех иранских кочевых племен, которые были известны за многие столетия до Р.Хр. под именем сарматов и отчасти скифов...». В другой работе ученый писал, что осетины являются остатком большого иранского племени, в классическую древность известного под именем понтийских скифов и сарматов, а в средние века — под именем алан. В.Ф.Миллер проанализировал корпус античных, древнеармянских и древнегрузинских исторических памятников и в определенной мере воссоздал жизнь аланских племен I-IV вв..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

     Проведенное  исследование выявило общую динамику  становления и развития личности  В.Ф. Миллера как педагога, дало основание составить его научную биографию, и подвело к следующим выводам:

1.Всеволод Федорович Миллер родился в Москве 7 апреля 1848 г.  Его отец, Федор Богданович Миллер – известный поэт, переводчик классической западноевропейской поэзии (в большинстве Шекспира и Шиллера), издатель и редактор, среди произведений которого – роман, басни, эпиграммы, стилизованные поэмы-былины, романсы, стихи и т.д. Выдающийся российский филолог,академик В.Ф. Миллер (1848-1913) —лингвист, историк культуры, этнограф,археолог, исследователь древнерусской литературы и русской народной словесности на рубеже ХIХ-ХХ вв. — был родоначальником нового и плодотворного этапа в истории российского академического кавказоведения.

2.Собранный и проанализированный материал дал нам основание составить объективную научную биографию В.Ф. Миллера и сформулировать вывод о том, что жизнь ученого-педагога богата активнонаправленной педагогической практикоориентированной деятельностью,ему удалось реализовать в своей научно-исследовательской деятельности передовые традиции отечественной науки своего времени.

3.Многочисленные кавказоведческие труды В.Ф. Миллера посвящены важнейшим проблемам истории, археологии, этнографии, религии, эпиграфики, языкознания и устной народной поэзии народов Северного Кавказа. Бесспорной заслугой академика Миллера является то, что не только его труды, но, прежде всего, сама его личность и его беззаветная работа по подготовке национальных кадров, как сказали бы сегодня, способствовали пробуждению у представителей в ту пору уже довольно многочисленной горской интеллигенции интереса к изучению родного языка, истории, этнографии своего народа. Образованные горцы (прежде всего осетины, а также кабардинцы, балкарцы, таты и др.) не только помогали академику в его работе во время научных путешествий по Кавказу, предпринятых им с археологической, лингвистической и фольклорной целью, но и сами становились серьезными исследователями культуры своего народа.

    4.Кавказоведческое наследие В.Ф. Миллера огромно по объему, а его значение для современных исследователей истории, языка, фольклора народов Северного Кавказа невозможно переоценить.

Таким образом, труды В.Ф. Миллера подняли осетиноведение на огромную высоту, составив новый этап, этап сравнительно-исторического и всестороннего изучения осетин – миллеровский этап осетиноведения.

 

 

 

 

 

1 Калоев Б.А. В.Ф. Миллер-кавказовед (Исследование и материалы).- Орджоникидзе, 1963. – С.38

2 Этнографическое обозрение. 1913. №3-4.- С.25-31

3 Максимов А. Научные методы В.Ф. Миллера в этнографии//Этнографическое обозрение, 1913. № 3-4. С.40-41.

4 Там же. С.46

 


Информация о работе Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера