Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Описание

Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.
Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.

Работа состоит из  1 файл

В Ф Миллер 1 гл..docx

— 67.75 Кб (Скачать документ)

Этапы исследования:

На первом этапе (         гг.)изучалась и анализировалась данная проблема, определялся научный аппарат исследования. Прорабатывались архивные документы, материалы о жизни и творчестве В.Ф. Миллера, творческое наследие ученого.

На втором этапе (           гг. )анализировались труды В.Ф. Миллера и исследования авторов о творческом наследии ученого  с точки зрения его вклада в развитие просвещения. Проведен историко-педагогический анализ творчества В.Ф. Миллера с целью выявления его педагогических взглядов. Определено современное значение педагогических взглядов В.Ф. Миллера.

На третьем этапе (     гг.) осуществлялись обобщение и интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

  • - проведён целостный анализ педагогической, просветительной и научной деятельности В.Ф. Миллера, определён его вклад в развитие педагогической мысли Северной Осетии;
  • определена сущность общепедагогических и дидактических взглядов В.Ф. Миллера, его подходы к решению проблем становления осетинского языка со стороны лингвистической разработки развития осетинского языка;
  • проанализирован и обобщён вклад В.Ф. Миллера в развитие культурологи, филологии, этнографии, ономастики, фольклора; дана оценка его научных исследований и учебно-методической работы в контексте развития педагогической мысли Северной Осетии и Северного Кавказа в целом.
  • Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в сравнительно- сопоставительном аспекте раскрыта научно-педагогическая и воззрения В.Ф. Миллера и определен его огромный вклад в развитие осетинского языка. Теоретическое значение имеют идеи о совершенствовании профессиональной подготовки учителей, о развитии высшего профессионального образования и национальной школы, его видение воспитывающего обучения, комплексное изучении истории, культуры, устного народного творчества и традиционной педагогики северокавказских народов.
  • Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в исследовании таких дисциплин, как краеведение, этнография, литературоведение, языкознание, топонимика, история. Основные положения работы могут быть использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в средних специальных и высших учебных заведениях Северного Кавказа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.

Основные  положения, выносимые на защиту:

  • В.Ф. Миллер входит в плеяду осетинских педагогов-просветителей первой половины XX века. Его личность сформировалась под воздействием традиционной культуры воспитания осетинского парода, поликультурной научной и педагогической среды, под влиянием личного взаимодействия с ведущими учёными Северного Кавказа и страны. Его научные интересы были направлены на решение самых актуальных общепедагогических, дидактических, методических, лингвистических, этнографических, исторических проблем.
  • Педагогическое наследие и научно-просветительская деятельность В.Ф. Миллера свидетельствуют о глубоком понимании им духовно-нравственных интересов осетинского народа, взаимосвязи и взаимодополняемости общечеловеческого и национального в его развитии.
  • Основные черт методических принципов В.Ф. Миллера свидетельствуют о его приверженности к прогрессивным педагогическим идеям интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе обучения, развития их познавательных способностей, изменения организационных форм обучения, усиления практической направленности в обучении, развития гражданского самосознания обучаемых, воспитания молодёжи в духе интернационализма, создании национальной школы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цель, задачи, методологические основы и методы исследования. Излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выделяются положения, выносимые на защиту.

  • В первом разделе «Краткие биографические данные и основные этапы научной и педагогической деятельности» рассматриваются вопросы становления личности и мировоззрения ученого: выявлены факторы формирования его педагогических взглядов, анализируется его общественно-просветительская и педагогическая деятельность, раскрывается его вклад в развитие просвещения в Северной Осетии.
  • Во втором разделе «Разработка В.Ф. Миллером актуальных проблем кавказоведения», представлен анализ  трудов В.Ф. Миллера, содержащих ценные материалы и идеи по проблемам этнопедагогики. Дается  характеристика основных идей и направлений его педагогических взглядов. Показана возможность использования творческого наследия ученого в современной системе образования.

В третьем разделе  «Педагогические воззрения В.Ф. Миллера», дается интерпритация В.Ф. Миллером народной педагогики осетин, ее воспитывающее значение как осетинской народной педагогики, а также значение научно-педагогического творчества В.Ф. Миллера для современного образования осетинского народа.

  • В заключении содержатся основные выводы исследования, сформулированы научно-методические рекомендации по итогам работы.
  • В приложении представлены архивные документы, труды В.Ф. Миллера.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткие биографические данные и основные этапы научной  и педагогической деятельности

1.1 Становление В.Ф.  Миллера как ученого 

Всеволод Федорович Миллер родился  в Москве 7 апреля 1848 г.  Его отец, Федор Богданович Миллер – известный поэт, переводчик классической западноевропейской поэзии (в большинстве Шекспира и Шиллера), издатель и редактор, среди произведений которого – роман, басни, эпиграммы, стилизованные поэмы-былины, романсы, стихи и т.д.

Соответствующая атмосфера интеллигентной семьи, в которой культивировался  интерес к слову, врожденное чувство  языка – все это  явилось, по всей вероятности, отправной точкой в становлении ученого. Кроме  того, им получено было достойное образование  – вначале в пансионе Эннеса, одном из самых лучших в Москве, затем в 16 лет в 1865 году поступил на историко-филологический факультет  Московского университета. Такой  выбор был сделан благодаря влиянию  востоковеда Павла Яковлевича Петрова, который увлек юношу, заинтересовал его на всю жизнь восточной филологией. Еще в годы обучения в пансионе Миллер овладел французским и немецким языками, затем в университете увлекся итальянским, историей итальянской живописи и классического искусства, а уже к его окончанию в 1870 г., овладел санскритом (древнеиндийским классическим языком). Значительное влияние на формирование научных интересов Вс. Ф. Миллера оказали его преподаватели, среди которых такие известные имена как Ф.И. Буслаев, П.Я. Петров, С.М. Соловьев, В.И. Герье.

За явно выдающиеся успехи в учебной  работе Вс.Ф.Миллер был оставлен при  университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания. В этот период ученый особенно интенсивно занят дальнейшим изучением санскрита, русской словесности, языков прибалтийскйх  народов и т. д.

Одной из самых первых научных экспедиций была совместная с Ф.Ф. Фортунатовым поездка 1871 года в Сувалкскую губернию, где он не только практиковался в изучении литовского языка, но записал около 20 сказок и более 100 песен, что и было издано в 1873 г. при «Известиях Московского Университета».

Во время еще одной  командировки за границу издал по-чешски: "Arijsky Mitra" (в "Casopis Mus.") и две  статьи в "Zeitschr." Kuhn'a.

Наибольшее предпочтение Вс.Ф.Миллер все больше отдает арийской (индоиранской) ветви индоевропейской семьи языков, что закономерно приводит его  к иранским языкам народов России. Для сравнительного изучения среди них особый интерес представляет осетинский язык. Разрабатывая вопросы преемственной связи осетин с сарматами и скифами, ученый еще и поэтому углубленно изучает осетинский язык.

После того, как Вс.Ф.Миллер защитил магистерскую диссертацию "Асвины-Диоскуры" в 1876г., началась его научная и педагогическая деятельность. Он преподавал в Московском университете санскрит и древнюю  историю Востока; на высших женских  курсах профессора Герье читал историю русского языка и древнерусскую литературу.

Научными публикациями начинающего ученого стали: в  1877 г. книга "Взгляд на Слово о полку Игореве", а также в 1877 и 1880 годах совместно с М.М. Ковалевским "Критическое Обозрение".

В 1884 г. Вс.Ф.Миллер стал профессором, а уже в 1897 г. возглавил Лазаревский институт восточных языков, это было в те времена единственное учебное заведение в Москве, где готовились востоковеды- арабисты, иранисты, тюркологи. В 1911 году Вс.Ф.Миллера избирают  ординарным академиком Петербургской академии наук, в связи с чем он оставляет Москву и переезжает в Петербург. Ученый получает мировую известность, являясь почетным членом 10-ти научных обществ России, этого звания его удостаивают 12  зарубежных научных учреждений.

Свой особый интерес к Осетии Вс.Ф. Миллер ученый всячески подчеркивает: «Заинтересовавшись осетинами сначала только с историко-этнографической стороны, как потомками аланов и сарматов, я из личных отношений с ними во время моих поездок по Осетии вынес самые отрадные впечатления. Я увидел перед собой народ живой, способный, интеллигентный, бодрый, несмотря на часто тяжелые условия существования, стремящийся к просвещению... эти свойства вашей народности возбудили во мне к ней искреннее сочувствие, которое руководило моими дальнейшими занятиями, направлявшимися время от времени к Осетии»1.

В результате своей первой экспедиции на Кавказ, в 1879 г., Вс.Ф.Миллер углубленно занялся сравнительно-грамматическим исследованием иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Необходимо отметить, что в ходе каждой из пяти своих поездок на Кавказ (1879, 1880, 1881, 1883, 1886 гг.2) ученый работал в горах Осетии, посетив почти все осетинские села, беседуя со старейшинами на их родном языке, которым овладел уже во второй своей поездке, записывая фольклорные тексты и нартские сказания на обоих диалектах осетинского языка, занимаясь сбором этнографического материала и исследуя археологические памятники края. Яркие осетиноведческие работы ученого становились результатами этих поездок, он и сегодня вызывают широкое внимание  глубиной исследовательского подхода, концептуальностью, широтой охвата материала, оригинальностью сопоставительных построений и незаурядным литературным мастерством.

Так, его «Осетинские  этюды», изданные в Москве в 1881г. (первая часть) и в 1882 (вторая часть) составили диссертацию на степень доктора.

По мере работы обозначилась необходимость подготовки третьей части. Таким образом, в первую часть этого труда оказались включены полевые материалы, собранные Вс.Ф. Миллером в Осетии, - фольклорные тексты с русским переводом и комментариями, во вторую вошли исследования автора по осетинскому языку, представляющие его фонетику и грамматику, и материалы по древним религиозным верованиям Осетии, а в третьей автор изложил результаты историко-этнографических изысканий, подняв и по возможности осветив важные и сложные вопросы этногенеза и истории Осетии с древности. Работая над третьей частью монографии, Всеволод Федорович стремился заполнить возникающие проблемы, по крупицам собирая данные лингвистики, нумизматики, топонимии и т.п., пытаясь извлечь из них хотя бы «долю подлинной исторической истины». В этой части работы автор широко привлекает материалы собственных наблюдений, древние исторические источники и труды предшествующих осетиноведов (Д.Я. Лаврова, В.Б. Пфафа, А. А. Шифнера, А. М. Шёгрена), дополнив их материалами этнографов-осетин как знатоков осетинского языка, фольклора, быта.

Этот же труд ученого был удостоен большой золотой медали Русского географического общества.

Неоспоримое достоинство этого  капитального труда Вс.Ф. Миллера заключается не только в широком перечне изложенных тем, но прежде всего в его научно-исследовательской направленности, что разительно отличает «Осетинские этюды» от прежних описательно-повествовательных работ, написанных до Миллера. Свою монографию ученый снабдил обширным библиографическим списком, куда наряду с сочинениями об осетинском языке и описаниями путешествий, этнографическими и историческими материалами вошли также фольклорные тексты на осетинском языке и произведения осетинской поэзии. При этом автор не только дает пространный обзор приведенных источников, но и критически оценивает их, скрупулезно классифицирует, определяет хронологические рамки и авторство. Именно потому аргументация исследователя твердо обоснована. Однако, будучи настоящим ученым, Вс.Ф. Миллер понимает всю ответственность за выводы относительно столь сложных для изучения вопросов, поэтому нередко его суждения достаточно осторожны или специально оговорены.

Вс.Ф. Миллер был ярким  представителем науки своего времени. Вторую половину XIX в. с полным основанием можно назвать эпохой междисциплинарности, когда еще не произошла окончательная дифференциация различных общественных наук в качестве самостоятельных академических дисциплин, и они, группируясь вокруг социологических теорий, составляли целостное социально-гуманитарное знание. Междисциплинарность таким образом обеспечивала возможность объяснения эмпирического материала, которым в избытке располагали история, этнография, география, социальная статистика, не обладавшие, однако, подлинной самостоятельностью из-за отсутствия собственного методического инструментария. Отсюда - многоаспектность лучших научных работ того времени, их широкий тематический охват и стремление к всеобъемлющему сравнительному анализу.

Информация о работе Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера