Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:59, реферат
Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.
Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.
Этапы исследования:
На первом этапе ( гг.)изучалась и анализировалась данная проблема, определялся научный аппарат исследования. Прорабатывались архивные документы, материалы о жизни и творчестве В.Ф. Миллера, творческое наследие ученого.
На втором этапе ( гг. )анализировались труды В.Ф. Миллера и исследования авторов о творческом наследии ученого с точки зрения его вклада в развитие просвещения. Проведен историко-педагогический анализ творчества В.Ф. Миллера с целью выявления его педагогических взглядов. Определено современное значение педагогических взглядов В.Ф. Миллера.
На третьем этапе ( гг.) осуществлялись обобщение и интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.
Основные положения, выносимые на защиту:
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цель, задачи, методологические основы и методы исследования. Излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выделяются положения, выносимые на защиту.
В третьем разделе «Педагогические воззрения В.Ф. Миллера», дается интерпритация В.Ф. Миллером народной педагогики осетин, ее воспитывающее значение как осетинской народной педагогики, а также значение научно-педагогического творчества В.Ф. Миллера для современного образования осетинского народа.
Всеволод Федорович Миллер родился в Москве 7 апреля 1848 г. Его отец, Федор Богданович Миллер – известный поэт, переводчик классической западноевропейской поэзии (в большинстве Шекспира и Шиллера), издатель и редактор, среди произведений которого – роман, басни, эпиграммы, стилизованные поэмы-былины, романсы, стихи и т.д.
Соответствующая атмосфера интеллигентной семьи, в которой культивировался интерес к слову, врожденное чувство языка – все это явилось, по всей вероятности, отправной точкой в становлении ученого. Кроме того, им получено было достойное образование – вначале в пансионе Эннеса, одном из самых лучших в Москве, затем в 16 лет в 1865 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Такой выбор был сделан благодаря влиянию востоковеда Павла Яковлевича Петрова, который увлек юношу, заинтересовал его на всю жизнь восточной филологией. Еще в годы обучения в пансионе Миллер овладел французским и немецким языками, затем в университете увлекся итальянским, историей итальянской живописи и классического искусства, а уже к его окончанию в 1870 г., овладел санскритом (древнеиндийским классическим языком). Значительное влияние на формирование научных интересов Вс. Ф. Миллера оказали его преподаватели, среди которых такие известные имена как Ф.И. Буслаев, П.Я. Петров, С.М. Соловьев, В.И. Герье.
За явно выдающиеся успехи в учебной работе Вс.Ф.Миллер был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания. В этот период ученый особенно интенсивно занят дальнейшим изучением санскрита, русской словесности, языков прибалтийскйх народов и т. д.
Наибольшее предпочтение Вс.Ф.Миллер все больше отдает арийской (индоиранской) ветви индоевропейской семьи языков, что закономерно приводит его к иранским языкам народов России. Для сравнительного изучения среди них особый интерес представляет осетинский язык. Разрабатывая вопросы преемственной связи осетин с сарматами и скифами, ученый еще и поэтому углубленно изучает осетинский язык.
В 1884 г. Вс.Ф.Миллер стал профессором, а уже в 1897 г. возглавил Лазаревский институт восточных языков, это было в те времена единственное учебное заведение в Москве, где готовились востоковеды- арабисты, иранисты, тюркологи. В 1911 году Вс.Ф.Миллера избирают ординарным академиком Петербургской академии наук, в связи с чем он оставляет Москву и переезжает в Петербург. Ученый получает мировую известность, являясь почетным членом 10-ти научных обществ России, этого звания его удостаивают 12 зарубежных научных учреждений.
Свой особый интерес к Осетии Вс.Ф. Миллер ученый всячески подчеркивает: «Заинтересовавшись осетинами сначала только с историко-этнографической стороны, как потомками аланов и сарматов, я из личных отношений с ними во время моих поездок по Осетии вынес самые отрадные впечатления. Я увидел перед собой народ живой, способный, интеллигентный, бодрый, несмотря на часто тяжелые условия существования, стремящийся к просвещению... эти свойства вашей народности возбудили во мне к ней искреннее сочувствие, которое руководило моими дальнейшими занятиями, направлявшимися время от времени к Осетии»1.
В результате своей первой экспедиции на Кавказ, в 1879 г., Вс.Ф.Миллер углубленно занялся сравнительно-грамматическим исследованием иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Необходимо отметить, что в ходе каждой из пяти своих поездок на Кавказ (1879, 1880, 1881, 1883, 1886 гг.2) ученый работал в горах Осетии, посетив почти все осетинские села, беседуя со старейшинами на их родном языке, которым овладел уже во второй своей поездке, записывая фольклорные тексты и нартские сказания на обоих диалектах осетинского языка, занимаясь сбором этнографического материала и исследуя археологические памятники края. Яркие осетиноведческие работы ученого становились результатами этих поездок, он и сегодня вызывают широкое внимание глубиной исследовательского подхода, концептуальностью, широтой охвата материала, оригинальностью сопоставительных построений и незаурядным литературным мастерством.
Этот же труд ученого был удостоен большой золотой медали Русского географического общества.
Неоспоримое достоинство этого капитального труда Вс.Ф. Миллера заключается не только в широком перечне изложенных тем, но прежде всего в его научно-исследовательской направленности, что разительно отличает «Осетинские этюды» от прежних описательно-повествовательных работ, написанных до Миллера. Свою монографию ученый снабдил обширным библиографическим списком, куда наряду с сочинениями об осетинском языке и описаниями путешествий, этнографическими и историческими материалами вошли также фольклорные тексты на осетинском языке и произведения осетинской поэзии. При этом автор не только дает пространный обзор приведенных источников, но и критически оценивает их, скрупулезно классифицирует, определяет хронологические рамки и авторство. Именно потому аргументация исследователя твердо обоснована. Однако, будучи настоящим ученым, Вс.Ф. Миллер понимает всю ответственность за выводы относительно столь сложных для изучения вопросов, поэтому нередко его суждения достаточно осторожны или специально оговорены.
Информация о работе Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера