Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:59, реферат
Цель исследования: Проанализировать творческий путь, просветительскую деятельность В.Ф. Миллера, определить его личный вклад в развитие теории и практики образования, рассмотреть литературное наследие В.Ф. Миллера, охарактеризовать его научно-исследовательскую деятельность, обосновать принципы и условия использования его педагогического наследия в процессе современного воспитания и образования.
Объект исследования: школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв..
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность и педагогические воззрения В.Ф. Миллера.
Поэтому, занимаясь вопросами истории и происхождения осетинского языка, Вс.Ф. Миллер вплотную занялся вопросами происхождения и прошлых судеб осетинского народа, так что, по словам В.И. Абаева, «будучи историком языка, В.Миллер стал тем самым и историком народа»
К 1879 г. относится начало усиленных занятий В. Миллера осетинским языком, давшим исключительно богатые результаты. С большой широтой В. Миллер подошел к изучению небольшого кавказского народа. Язык, фольклор, религия. История, этнография – ничто не укрылось от его пытливого взора, в каждой области он оставил фундаментальные работы, сохраняющие свое значение до настоящего времени.
Первая поездка В. Миллера в Осетию состоялась летом 1879 г., когда исследователю был 31 год. Затем поездки повторились в 1880, 1881, 1883, 1886 гг.
Занятия В.Ф. Миллера осетинским языком в основном проходили в самой Осетии. Первую поездку в Осетию В.Ф. Миллер совершил в 1879 году.
В.Ф. Миллер уже в свою первую двухнедельную поездку в горы Осетии летом 1880 г. (его первое посещение Осетии состоялось летом 1879 г.), имевшей главной целью сбор лингвистических и этнографических материалов, уделил некоторое внимание и археологическим памятникам. Так, он отмечает известный могильник у с. Камунта, кратко сопоставляя его с могильниками у сс. Кобан и Казбеги. Большое внимание было им уделено осетинским надмогильным памятникам, отмечена крепость напротив с. Нузал, осмотрено святилище Реком. Весьма оперативно собранные в поездке сведения были опубликованы.
В 1881 г. В.Ф. Миллер совершает свою очередную поездку в Осетию. Исследователь собрал большой языковой материал, который составил первый том его известных «Осетинских этюдов». На Кавказе В.Ф. Миллер был и в следующем 1880 году, углубляя свои познания в осетинском языке и собирая новый языковой материал.
В 1881 году В.Ф. Миллер совершает третью поездку на Кавказ. В том же году он принимает активное участие на V археологическом съезде в г. Тифлисе, где выступает с обширным докладом по истории, археологии, этнографии, фольклору и языку осетин. Здесь же ученый предлагает программу по изучению осетинского языка и подчеркивает исключительную важ ность для осетиноведения изучения диалектов. Было указано также на необходимость начать составление осетинско-русско-иностранного словаря. Как мы убедимся далее, свою обширную программу В.Ф. Миллер не только наметил, но и осуществлял до конца своей жизни.
Поездку 1883г. он совершил в обществе известного социолога Максима Ковалевского, изучавшего обычное право осетин. «Интерес в Кавказу, - пишет П.С. Уварова, - в особенности к Осетии, ее народу, ее поверьям и языку, захватил Всеволода Федоровича совершенно, и он остался им верен до конца жизни».
В 1883 г. Всеволод Миллер вновь совершает экспедицию на Кавказ, но теперь совместно с М.М. Ковалевским, которого он с самого начала своего председательства (1881 г.) привлекает к работе в президиуме с первых же заседаний Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, созданном в 1863г.
Исследователи посещают Осетию,
а затем соседние ущелья Баксана
и Чегема. У с. Озоруково они
исследуют могильник подземных
каменных склепов, ведут небольшие
исследования на могильниках у р.
Кардан и на горе Донгат. В Гюлькарах
они раскапывают курган. Возле
слияния рр. Баксан и Гестенты ими
отмечается еще один крупный могильник.
Данная поездка открывает нам
новые стороны уже
В. Миллер приступил к работе с развернутой программой всестороннего изучения осетин. «…мы предполагаем издать ряд материалов и исследований, имеющих целью изучение языка осетин, их эпических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого… Какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какое воспоминание сохранили они о своем прошлом, какие сведения сохранились о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения, какое место занимает их язык в группе иранских языков, каков современный его строй, на какие наречия он распадается, каковы произведения осетинской поэзии – вот вопросы, которые нас занимали в наших занятиях и на которые мы по возможности старались дать ответ». Вся эта программа до последнего пункта будет выполнена.
Не довольствуясь пребыванием в областном центре – Владикавказе, В. Миллер предпринимает путешествия глубоко в горы и ущелья Осетии, неутомимо записывает тексты, собирает лексикографический и диалектологический материал, изучает быт, верования, фольклор народа. Он завязывает дружеские отношения с представителями осетинской интеллигенции, их которых многие, как С. Туккаев, С. Кокиев, И. Собиев, становятся ему верными и способными помощниками, много посодействовавшими успеху его огромного научного труда.
Следующие две поездки
на Кавказ состоялись в 1885–1886 гг. Первую
из них В.Ф. Миллер совершил с известным
кавказоведом М.М. Ковалевским. Они
побывали не только в Осетии, но и
в Кабарде, где производили
В 1886 г. В.Ф. Миллер ведет раскопки могильника в окрестностях Алушты в Крыму, где исследует погребения в каменных ящиках. Изученные материалы позволяют ему связать могильник с готами, которые соседили с аланами. В октябре 1886 г. зачитывает свой реферат «Раскопки в Алуште» на заседании Московского археологического общества, а затем там же делает сообщение о старинной церкви с. Демирджи. Было принято решение передать реферат в Редакционный комитет. Впоследствии материалы его исследования были полностью опубликованы.
Летом того же года он возглавляет
экспедицию на Кавказ, что само по себе
свидетельствует об огромном энтузиазме
исследователя и его
В Осетии обследуются церковь и два могильника с погребениями в каменных ящиках и пещерах у с. Дзивгис, дзуары у сс. Барзикау, Лац, Гули, а также каменные ящики и сводчатые подземные склепы у с. Лац, каменные ящики у с. Горная Саниба. Экспедиция, но уже без непосредственного участия В.Ф. Миллера, была продолжена в ущелье р. Черек-Балкарский в Балкарии под руководством З.П. Тулинцева и Н.Н. Харузина (на тот момент студент), с последним В.Ф. Миллер познакомился через М.М. Ковалевского, а впоследствии очень тесно с ним сотрудничал.
В своей последней поездке (1886 г.) В.Ф. Миллер посетил Горную Кабарду и Чечню. Результаты этой поездки опубликованы в первом выпуске «Материалов по археологии Кавказа». Тогда же записаны татские (горских евреев) тексты.
31 октября того же года
В.Ф. Миллер представил на
Во время своих пяти поездок на Кавказ В.Ф. Миллер изучал языки, этнографию, фольклор и историю различных народов. Много написано им работ по кавказским языкам. Однако основное внимание ученый уделял осетинскому языку. Среди многочисленных работ В.Ф. Миллера в этой области особое место занимают его «Осетинские этюды».
Первая часть «Осетинских этюдов» появилась в 1881 году. В ней В.Ф. Миллер дает образцы фольклорных записей на разных диалектах и говорах, которые тщательно прокомментированы, переведены на русский язык и сохраняют свое значение и сейчас как зафиксированный в определенный период фольклорный и языковый материал.
Через год (1882 г.) вышла из печати вторая часть «Этюдов». Она представляет книгу более чем в 300 страниц. После краткого авторского предисловия следует довольно подробная для своего времени библиография, в которой перечисляются книги текстов духовного содержания на осетинском языке, текстов по народной поэзии, сочинений об осетинском языке, путешествий, по этнографии, истории. Затем идут шесть глав грамматики осетинского языка.
Первая глава посвящается рассмотрению «Звуков осетинского языка и их выражения азбукой». Здесь дается довольно подробное описание звукового состава обоих диалектов. При этом автор все время исходит из положений своего предшественника А. Шегрена, дополняя и углубляя его исследования.
Дальнейшее развитие выводов «Осетинской грамматики» стало возможным кроме всего еще и потому, что за прошедшие после ее появления 40 лет далеко шагнула вперед и сама наука о языке, и в частности, учение о звуках речи.
Многие фонетические положения А. Шегрена были уточнены и существенно исправлены. Число согласных В.Ф. Миллер устанавливает в 31, вместо 37 шегреновских, а количество гласных в 7 (в диг. 6), вместо 10.
В отличие от А.М. Шегрена В.Ф. Миллер выявил также природу смычно-гортанных и указал на иноязычный источник их появления.
Во второй главе говорится о диалектах осетинского языка. Вначале автор называет три диалекта: иронский, дигорский, туальский (юго-осетинский). Однако затем заявляет, что между иронским и дигорским диалектами отличие значительно большее, нежели между туальским и иронским и правильнее называть туальский наречием иронского, указывая при этом на некоторые особенности юго-осетинских говоров.
Далее В.Ф. Миллер подробно рассматривает звуковые соответствия иронского и дигорского, устанавливает более архаичный характер дигорского диалекта. Но автор замечает и другое, что в некоторых случаях иронский сохранил более древние формы. Например, в конце слова иронскому -м в дигорском соответствует -н. Исторически, как правило, здесь было бы -м (скажем, диг. нон «имя» – ир. ном, древнеиранское нама). То же самое можно сказать об иронском элементе -дз, которому в дигорском соответствует -и. Иронский здесь также ближе к древнеиранскому -ти. Так, древнеиранское кути «собака», иронское куыдз, дигорское куй и т.д.
Глава третья посвящена изучению «отношений звуков осетинского языка к звукам иранского проязыка». Автор прослеживает становление осетинских звуков из древнеиранского. Раз и навсегда доказав иранский характер осетинского языка, он определил его место среди других индоевропейских языков. Кроме истории языка здесь автор исследовал также ряд фонетических явлений, как-то: появление протетических гласных, влияние гласных друг на друга при встрече, ослабление гласных, их опущение и др.
В четвертой главе рассматривается осетинское словообразование. Дается подробный обзор словообразовательных суффиксов. Притом, изучение ведется в историческом плане, т.е. там, где это возможно, восстанавливаются более древние формы суффиксов.
Информация о работе Научно-педагогическая деятельность и воззрения В.Ф. Миллера