Нестандартные уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Содержание

Введение
Глава I Формы обучения
1.1. Классификация организационных форм
1.2. Формы обучения
1.3. Требования к уроку
Глава II Типы и структуры уроков
Глава III Нестандартные уроки
3.1. Типы нестандартных уроков
3.2. Рекомендации по проведению нестандартных уроков
3.3. Примеры подготовки к нестандартным урокам: урок – зачет, дискуссия, семинар.
3.3.1. Урок – зачет
3.3.2. Урок – дискуссия
3.3.3. Урок – семинар
Глава IV Примера нестандартных уроков в школе
4.1. Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли»
4.2. Нестандартный вводный урок мировой художественной культуры по теме: «Искусство первой половины XX века в России».
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

нестандартные уроки.docx

— 52.38 Кб (Скачать документ)

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит  советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему  группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие  типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом, 3) усвоение новых знаний, 4) применение полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный 8) смешанный, или комбинированный.

Наибольшую поддержку  среди теоретиков и практиков  получила классификация уроков по двум существенным признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные, или смешанные, уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков; 6) имеющие основной целью проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.

Уточненный перечень главных  типов уроков следующий:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых  знаний;

3) уроки формирования новых  умений;

4) уроки обобщения и  систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции  знаний, умений;

6) уроки практического  применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А.Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Введем понятие структуры урока, под которой будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Урок сегодня зачастую рассматривается не столько с  точки зрения формального сочетания  и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Однако отношение теоретиков и практиков к «бесструктурному» уроку неоднозначное: раскрепощение учителя, безусловно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие в условиях произвольного, необоснованного сочетания этапов урока, — крупный недостаток. Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных уроков.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

 

Организация работы

Повторение

изученного

(актуализация

знаний)

Изучение новых

знаний,

формирование

новых умений

Закрепление,

систематизация,

применение

Задание на дом

Этапы 

 

 

 

3

44

Нетрудно понять, почему такой  тип урока назван комбинированным — на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического  комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов  согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность несколько сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей: 1) организации работы (1—3 мин), 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин), 3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

 
 
 
 

Глава III Нестандартные уроки.

С середины 70-х гг. в отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

3.1. Типы нестандартных  уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много  методических приемов, новшеств, новаторских  подходов к проведению различных  форм занятий. По форме проведения можно  выделить следующие группы нестандартных  уроков:

1. Уроки в форме соревнования  и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН,  деловая игра, ролевая игра, кроссворд,  викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на  формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ  первоисточников, комментарии, мозговая  атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на  нетрадиционной организации учебного  материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает  действовать».

4. Уроки, напоминающие  публичные формы общения: пресс-конференция,  аукцион, бенефис, митинг, регламентированная  дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета»,  устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на  фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз,  урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на  имитации деятельности учреждений  и организаций: суд, следствие,  трибунал, цирк, патентное бюро, ученый  Совет.

7. Перенесенные в рамках  урока традиционные формы внеклассной  работы: КВН, «следствие ведут  знатоки», утренник, спектакль, концерт,  инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных  способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос,  урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра,  телеурок без телевидения.

3.2. Рекомендации  по проведению нестандартных  уроков.

1. Нестандартные уроки  следует использовать как итоговые  при обобщении и закреплении  знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение  к подобным формам организации  учебного процесса нецелесообразно,  так как это может привести  к потере устойчивого интереса  к учебному предмету и процессу  учения;

3. Нетрадиционному уроку  должна предшествовать тщательная  подготовка и в первую очередь  разработка системы конкретных  целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных  уроков преподавателю необходимо  учитывать особенности своего  характера и темперамента, уровень  подготовленности и специфические  особенности класса в целом  и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия  учителей при подготовке совместных  уроков, целесообразно не только  в рамках предметов естественно-математического  цикла, но и выходя на предметы  гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных  уроков руководствоваться принципом  «с детьми и для детей», ставя  одной из основных целей воспитание  учащихся в атмосфере добра,  творчества, радости.

3.3 Примеры подготовки  к нестандартным урокам:

урок-зачет, дискуссия, семинар.

3.3.1. Урок-зачет.

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать  и обобщать материал по теме или  разделу, уточнить знания по основным вопросам.

Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего  повторения или уроки контроля и  проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане  заранее предусмотреть темы, по которым  будет зачет (3-4 в год).

Этапы подготовки и проведения урока-зачета

1. Предварительная подготовка  к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и  внесение корректив.

1 этап – предварительная  подготовка

Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке  по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:

1. Понимание, запоминание,  воспроизведение материала,

2. Применение знаний и  умений в знакомой ситуации,

3. Применение знаний и  умений в новой ситуации.

Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место  и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые  будут предъявлены на зачете, с  вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания  по тем вопросам , в которых некоторые  ученики ранее не разбирались; знакомить  с материалами стенда «Готовься  к зачету», который вывешивается в кабинете.

На стенде

1. Перечень знаний, умений  и навыков.

2. Вопросы и задания.

3. Советы по организации  различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и  образцы ответов на наиболее  сложные вопросы (можно в кармашках).

4. Литература по теме

В ходе подготовки

1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.

2. Организация работы консультантов.

II этап – проведение зачета.

На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно  часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов  текущих проверок.

Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания  повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив  перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий  на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся (с учетом итогов текущей проверки). Можно использовать различные формы  проведения зачета (письменный опрос  по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д.) и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков  по теме.

III этап – подведение итогов работы.

Оценка труда учащихся.

3.3.2. Урок-дискуссия.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Поскольку дискуссия –  это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек  зрения, столкновение которых поможет  найти истину, что, несомненно, способствует  не только углублению званий, но и формирование мировоззрения  школьников;

2) воспитание у учащихся  культуры речевого общения во  время спора; формирование умения  дискутировать, просто и понятно  излагать свою точку зрения, убедительно  ее доказывать, спокойно выслушивать  доводы оппонента и т.д.

Информация о работе Нестандартные уроки