Нестандартные уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Содержание

Введение
Глава I Формы обучения
1.1. Классификация организационных форм
1.2. Формы обучения
1.3. Требования к уроку
Глава II Типы и структуры уроков
Глава III Нестандартные уроки
3.1. Типы нестандартных уроков
3.2. Рекомендации по проведению нестандартных уроков
3.3. Примеры подготовки к нестандартным урокам: урок – зачет, дискуссия, семинар.
3.3.1. Урок – зачет
3.3.2. Урок – дискуссия
3.3.3. Урок – семинар
Глава IV Примера нестандартных уроков в школе
4.1. Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли»
4.2. Нестандартный вводный урок мировой художественной культуры по теме: «Искусство первой половины XX века в России».
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

нестандартные уроки.docx

— 52.38 Кб (Скачать документ)

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед  другими формами: она позволяет  организовать живое общение, вовлечь  всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает  в раздумьях, в столкновениях  различных точек зрения, стимулирует  речевую активность и самостоятельность  суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она  лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной  дискуссии необходима. Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

Задачи первого  этапа

1. Выбрать тему. Она может  быть предложена, но не навязана  учителем, подсказана жизненной  ситуацией или определена на  основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения  следует выбирать вопрос, который  бы был интересен учащимся, затрагивал  и волновал их.

2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

3. Создать инициативную  группу по подготовке дискуссии.

4. Подготовить объявление  о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить  помещение (афоризмы, правила ведения  спора, выставка книг и т.д.).

При подготовке помещения  к проведению дискуссии стулья лучше  расставить таким образом, чтобы  участники спора по возможности  видели друг друга.

Второй этап – это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия –  почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько  советов ведущему дискуссию:

1. Перед началом дискуссии  необходимо назвать тему, обосновать  ее выбор, ясно сформулировать  цель.

2. В первые же минуты  расположить к себе участников  дискуссии, настроить их на  полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик  не только не стеснялся бы  высказывать свое мнение, но и  стремился его отстаивать.

3. Не препятствовать желающим  выступать, но и не принуждать  к выступлению, стараться, чтобы  во время дискуссии царил дух  искренности и откровенности.

4. Стимулировать активность  участников. В этом поможет продуманная  система вопросов, которые представляют  интерес для учащихся и могут  вызвать их на откровенный  разговор. Помнить, что вопрос  – визитная карточка дискуссии.  Есть приемы, средства, располагающие  к дискуссии, о которой следует  помнить: парадокс – неожиданное,  своеобразное мнение, резко расходящееся  с общепринятым, даже противоречащее  на первый взгляд здравому  смыслу. В нем неизменно присутствует

вызов;

неожиданный вопрос;

реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает  на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить  вопрос, проверить свою точку зрения.

5. Умело сопоставить различные  точки зрения, обобщить их с  тем, чтобы позиции участников  дискуссии были представлены  как можно отчетливее, направлять  дискуссию в русло намеченной  цели.

6. Не торопиться исправлять  заблуждающихся, предоставлять такую  возможность слушателям.

7. Когда это целесообразно,  вопрос, адресованный ведущему, тут  же переадресовать слушателям.

8. Не спешить навязывать  готовое решение.

9. Выбрать подходящий момент  для окончания дискуссии, не  нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться  в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который  прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также  открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным  точкам зрения лучше высказать при  подведении итогов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии  забывают об этике спора. Поэтому  в начале дискуссии следует напомнить  учащимся правила спора.

Вот некоторые из них:

1. Прежде чем сказать,  спросите себя, есть ли необходимость  вступать в спор. Тщательно продумайте  то, о чем будете говорить.

2. По возможности кратко  и ясно изложите свою точку  зрения: ваша речь должна быть  весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим  доказательством или способом  опровержения являются точные  и бесспорные факты. Если доказана  ошибочность вашего мнения, имейте  мужество признать правоту своего  «противника».

4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.

5. Помните о культуре  общения. Умейте выслушать другого,  уловить его позицию, уважайте  мнение товарищей, не повышайте  голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся  личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов,  старайтесь понять точку зрения  собеседника и ход его мыслей  до конца. Не вступайте в  пререкания с ведущим по ходу  проведения дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

3.3.3. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного  кругозора;

- углубление самостоятельного  изучения учащимися отдельных,  основных или наиболее важных  тем курса;

- формирование навыков,  умений проведения опытов научного  исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой  конкретной науки;

- выбор нужной основной  информации из первоисточников,  словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

-умение отстаивать свои  мысли, доказательства, выводы, умение  интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств;

- развитие волевых усилий;

- развитие памяти;

- совершенствование искусства  устного и письменного изложения,  темы, вопроса, проблемы опыта  в соответствии с заданной  целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного  интереса к науке учебного  предмета и к методам исследования;

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много  богаче по своим возможностям для  активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный  урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся  в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов  обучения на предыдущих уроках. Если уроки  не глубоки по содержанию, не закладывают  научной основы, то проведение семинаров  практически становится невозможным.

Методика подготовки учащихся к семинару

Учитель сообщает первоначально  учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной  работы с разными источниками  получения информации, знаний, о  подходе к опытнической, научно-исследовательской  работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются  учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.

Алгоритм методики

1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.

2. Доведение до учеников  цели и задачи семинара.

3. План семинара.

4. Сообщение списка литературы  с комментарием.

5. Выделение рефератов,  докладчиков, содокладчиков и  иногда оппонентов.

6. Консультация учителя.

7. Прослушивание реферата  или доклада.

Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для  учителя хорошо подготовить и  провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может  быть предоставлен не один, а два-три  реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов  по данному вопросу могут выступить  с дополнением.

Желательно выступление  других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления  были довольно часты, что свидетельствует  об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в  устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и  научиться отстаивать свою точку  зрения, если он убежден в своей  правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.

Организация урока-семинара

1. Заслушивание реферата, доклада.

2. Вопросы участникам семинара.

3. Выступление учащихся.

4. Необходимые пояснения  преподавателя по ходу занятия.

5. Заключительное слово  автора реферата.

6. Заключительное слово  учителя, проводившего семинар-урок.

7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.

Внешне вмешательство  учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.

Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление  идей, концепций, на совместное искание  правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет  необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.

В заключительном слове учитель  вносит поправки, уточнения, оценивает  самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.

Рекомендуется после заключительного  слова учителя выступления с  оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое  мышление, ответственность за обобщение, выводы.

Одна из главных дидактических  задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Преподаватель должен в своем  заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю  сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами  из рефератов, докладов, выступлений. Это  расширяет познавательный интерес  к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно  объединить по двум, трем сложным учебным  предметам.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          

 

 
 
 
 

Глава IV Примеры нестандартных уроков

в школе.

4.1. Обобщающий  урок-сказка по химии в 8 классе  по теме: «Обобщение сведений  о важнейших классах неорганических  соединений: оксиды, основания, кислоты,  соли» (Учебник Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана по неорганической химии за 8 класс).

Цели урока:

1. Обобщить знания, полученные  учащимися

2. Повторение ранее пройденного  материала и использование полученных  знаний в данной теме.

Задачи урока:

1. Образовательная:

·   Повторение основных понятия и химических реакций по данной теме;

·   Углубление самостоятельного изучения отдельных тем;

·    Учащиеся делают попытку самостоятельно составить цепочку реакций;

·   Учащиеся самостоятельно проводят урок и сами делают вывод по пройденной теме;

·   Выбор нужной информации учащимися, которая обобщит и закрепит полученные знания;

·   Работа с реактивами, умение проводить опыты в соответствии с правилами техники безопасности.

2. Развивающая:

·    Развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям;

·     Умение выступать перед большим классом.

 

3. Воспитывающая:

·    Формирование познавательного интереса к данной науке.

Методика подготовки учащихся:

В ходе изучения данной темы в конце каждого занятия делается вывод об основных свойствах данного  класса веществ.  Учащимся объясняются цели данного урока. По желанию учащиеся выбирают то, что они будут подготавливать. Ученикам, которые не поняли данную тему или не успевают по данному предмету, учитель может помочь, составив цепочку реакций, на основе которой ребята подготовят урок.

Алгоритм методики:

1. За неделю до урока  дать учащимся задание

2.  Довести до учеников важность данного урока, ответственность

3. Организовать урок, то  есть

·   Выделить 4 группы учащихся по 2-3 человека, которые напишут сказки. В сказках главными героями выступают химические вещества. Учащиеся должны продемонстрировать, как они между собой взаимодействуют – «дружат» или «не дружат». Так же команда могут нарисовать на листе ватмана или цепочку реакций или каждую реакцию в отдельности. Рядом следует подписать названия веществ. Не обязательно, чтобы это были стандартные химические символы. Пусть ребята покажут, с чем у них ассоциируются данные вещества, например кислород можно обозначить пузырьком, а железо – роботом. Учащиеся могут подготовить презентацию, в которой отразят все реакции и кратко напишут о них.

·   Еще 4 желающих должны будут продемонстрировать 1-2 опыта, которые покажут свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

Информация о работе Нестандартные уроки