Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Введение
Глава I Формы обучения
1.1. Классификация организационных форм
1.2. Формы обучения
1.3. Требования к уроку
Глава II Типы и структуры уроков
Глава III Нестандартные уроки
3.1. Типы нестандартных уроков
3.2. Рекомендации по проведению нестандартных уроков
3.3. Примеры подготовки к нестандартным урокам: урок – зачет, дискуссия, семинар.
3.3.1. Урок – зачет
3.3.2. Урок – дискуссия
3.3.3. Урок – семинар
Глава IV Примера нестандартных уроков в школе
4.1. Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли»
4.2. Нестандартный вводный урок мировой художественной культуры по теме: «Искусство первой половины XX века в России».
Заключение
Список использованной литературы
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя
запланировать в деталях, прорепетировать,
разыграть по нотам, иначе она
лишится необходимой
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Задачи первого этапа
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную
группу по подготовке
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
Второй этап – это проведение дискуссии.
Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты
расположить к себе участников
дискуссии, настроить их на
полемический лад, создать
3. Не препятствовать желающим
выступать, но и не принуждать
к выступлению, стараться,
4. Стимулировать активность
участников. В этом поможет продуманная
система вопросов, которые представляют
интерес для учащихся и могут
вызвать их на откровенный
разговор. Помнить, что вопрос
– визитная карточка дискуссии.
вызов;
неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
8. Не спешить навязывать готовое решение.
9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться
в обсуждение без особой необходимости,
оказывать психологическое
Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.
Вот некоторые из них:
1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.
2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.
3. Помните, что лучшим
доказательством или способом
опровержения являются точные
и бесспорные факты. Если
4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.
5. Помните о культуре
общения. Умейте выслушать
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.
3.3.3. Урок-семинар.
Семинар – это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.
Задачи семинарских занятий:
1. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков,
умений проведения опытов
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной
информации из первоисточников,
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства
устного и письменного
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного
интереса к науке учебного
предмета и к методам
По своим педагогическим
возможностям уроки-семинары много
богаче по своим возможностям для
активизации самостоятельной
Методика подготовки учащихся к семинару
Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.
Алгоритм методики
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение списка литературы с комментарием.
5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для учащихся самое важное
– подготовка доклада, реферата ; для
учителя хорошо подготовить и
провести семинарские занятия. На одну
и ту же тему или вопрос может
быть предоставлен не один, а два-три
реферата, доклада. Один для заслушивания,
наиболее полно раскрывающий тему,
вопрос. А авторы других рефератов
по данному вопросу могут
Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Организация урока-семинара
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление учащихся.
4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово
учителя, проводившего семинар-
7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.
Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.
Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.
Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
Преподаватель должен в своем
заключительном слове отметить не только
положительное, но и недостатки реферата,
доклада, выступлений, еще важнее учителю
сделать обобщения, неопровержимость
научно-технических и
Глава IV Примеры нестандартных уроков
в школе.
4.1. Обобщающий
урок-сказка по химии в 8 классе
по теме: «Обобщение сведений
о важнейших классах
Цели урока:
1. Обобщить знания, полученные учащимися
2. Повторение ранее пройденного
материала и использование
Задачи урока:
1. Образовательная:
· Повторение основных понятия и химических реакций по данной теме;
· Углубление самостоятельного изучения отдельных тем;
· Учащиеся делают попытку самостоятельно составить цепочку реакций;
· Учащиеся самостоятельно проводят урок и сами делают вывод по пройденной теме;
· Выбор нужной информации учащимися, которая обобщит и закрепит полученные знания;
· Работа с реактивами, умение проводить опыты в соответствии с правилами техники безопасности.
2. Развивающая:
· Развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям;
· Умение выступать перед большим классом.
3. Воспитывающая:
· Формирование познавательного интереса к данной науке.
Методика подготовки учащихся:
В ходе изучения данной темы
в конце каждого занятия
Алгоритм методики:
1. За неделю до урока дать учащимся задание
2. Довести до учеников важность данного урока, ответственность
3. Организовать урок, то есть
· Выделить 4 группы учащихся по 2-3 человека, которые напишут сказки. В сказках главными героями выступают химические вещества. Учащиеся должны продемонстрировать, как они между собой взаимодействуют – «дружат» или «не дружат». Так же команда могут нарисовать на листе ватмана или цепочку реакций или каждую реакцию в отдельности. Рядом следует подписать названия веществ. Не обязательно, чтобы это были стандартные химические символы. Пусть ребята покажут, с чем у них ассоциируются данные вещества, например кислород можно обозначить пузырьком, а железо – роботом. Учащиеся могут подготовить презентацию, в которой отразят все реакции и кратко напишут о них.
· Еще 4 желающих должны будут продемонстрировать 1-2 опыта, которые покажут свойства оксидов, оснований, кислот и солей.