Нестандартный урок–игра "Пойми меня" по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Содержание

Введение.
1 Нетрадиционные виды урока
2 Инновационная деятельность учителя.
3 Нестандартный урок–игра "Пойми меня" по русскому языку.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

педагокика курсовик 19.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение.

1 Нетрадиционные виды урока

2 Инновационная деятельность учителя.

3 Нестандартный урок–игра "Пойми меня" по русскому языку.

Заключение.

Список  использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение  
 

 Известно, что обучение - это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс  необходимо его организовать. Что  же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация  есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального  или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны  именно эти «значения понятия  организации, относящиеся как к  объектам природы, как и социальной деятельности и характеризующие  организацию как расположение и  взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)».

 Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие  в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.

 Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации  процесса обучения в современной  школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих  и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых  должны быть направлены усилия обучающих  и обучающихся. Если учитель правильно  подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики  будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Объектом исследования моей курсовой работы являются нетрадиционные формы  организации учебного процесса, а  предметом – конкретные их реализации.  
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Нетрадиционные  виды урока 
 
 

  Интегрированный урок

   Идея  интеграции стала в последнее  время предметом интенсивных  теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью  – разработкой и проведением  учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием  и совершенствованием интегрированных  курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых  предусмотрено учебными планами  общеобразовательных заведений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев  дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления  профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки  зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепления мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и.т.д. Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь имеет следующий вид:

   -конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; ·

  -конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим подготовку по соответствующим дисциплинам; Создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов

  Театрализованный  урок.

  Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов  и их элементов при изучении закреплении  и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические  будни атмосферу праздника, приподнятое  настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке  у них чувства взаимопомощи, коммуникативных  умений. Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д. При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функцию организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого необязательного возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что надобно запланировать достаточно времени для проведения заключительного этапа театрализованного урока, не подводить итоги в спешке, по возможности повторить и обобщить использованный в представлении материал, а также оценить знания учащихся. Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется, прежде всего, содержанием используемого материала и выбором соответствующего материала

  Урок-соревнование.

  Основу  урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы  и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это  поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных  игр: КВН, Брейн Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний. В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по учебному предмету на уроке.

  Для участия в соревнованиях класс  разбивается на две-три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы  число заданий было равно числу  участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд . Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания в бою.

  Дав время на обдумывание и поиск  решений, жюри, состоящее из учителя  и учащихся, не вошедших составы  команд, следят за соблюдением правил соревнования и подводят итоги состязаний. Открывается бой конкурсом капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан которой  победит, право осуществить вызов  или передать эту возможность  соперникам. В дальнейшем команды  вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызванная  команда выставляет участника, рассказывающего  решение, а ее противники оппонента, ищущего в этом решении ошибки и недочеты. Если вызов будет не принят, то уже, наоборот. Кто-то из членов вызывающей команды рассказывает решение, а оппонирует его член вызванной  команды. Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого  задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель ил член жюри. В конце  урока подводятся командные и  индивидуальные итоги. Исключительное значение в соревновании имеет объективность  оценки уровня знаний. В случае правильного  ответа, как отмечалось, участники  и команды получают определенное количество баллов. Заметим, что отказ  от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации  урока в целом.

    Урок с дидактической игрой

  В отличие от игр вообще дидактическая  игра обладает существенным признаком  – наличием четко поставленной цели обучения соответствующего ей педагогического  результата. Дидактическая игра имеет  устойчивую структуру, включающую следующие  основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой  замысел выражен, как правило, в  названии игры. Он заложен в той  дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении  знаний. Правилами определяется порядок  действия и поведения учащихся в  процессе игры, создается рабочая  обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и  возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия  для формирования умений учащихся управлять  своим поведением. Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить им способности, применить знания и умения для  достижения целей игры. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое  русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней. Основой дидактической игры, которая  пронизывает собой ее структурные  элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех  знаний и умений, которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая  игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает прежде в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны. И при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т. п. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщении дидактические игры. Дидактические игры становятся эффективных средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий

  Урок  – деловая игра

  В еловых играх на основе игрового замысла  моделируются жизненные ситуации и  отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения  рассматриваемой проблемы и имитируется  его реализация на практике. Деловые  игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

    моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

    поэтапное развитие игры, в результате  чего выполнение предшествующего  этапа влияет на ход следующего;

  наличие конфликтных ситуаций;

  обязательная  совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием  роли;

  использование описания объекта игрового имитационного  моделирования;

  контроль  игрового времени;

  элементы  состязательности;

  правила, системы оценок хода и результатов  игры.

  Методика  разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

  обоснование требований к проведению игры;

  составление плана ее разработки;

  написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

  подбор  необходимой информации, средств  обучения, создающих игровую обстановку;

  Уточнение целей проведения игры, составление  руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

  ·разработка способов оценки результатов игры в  целом и ее участников в отдельности.

    Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

  знакомство  с реальной ситуацией;

  построение  ее имитационной модели;

  постановка  главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

  создание  игровой проблемной ситуации;

Информация о работе Нестандартный урок–игра "Пойми меня" по русскому языку