Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Цели нашей работы:

Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы (проанализировать предложенные образцы).
На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.

Содержание

Введение.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.

1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.

2.2 Примерный план урока - экскурсии.

Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.

Заключение.

Приложение 1.


Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по МПЛ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

    План.

    Введение.

    Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.

    1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

    1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

          1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

          Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

          2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.

         2.2 Примерный план урока - экскурсии.

         Глава 3. Путешествие на родину  И.С.Тургенева.

        Заключение.

         Приложение 1.

         Приложение 2.

         Список использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

    Современная  система образования развивается  очень быстро. В первую очередь  это обусловлено изменением отношения  к ученику как к объекту  образования. Современные программы придают большое значение деятельностному обучению. Соответственно, необходимо изменение в формах проведения самого образовательного процесса.  Программы требуют нового подхода не только к характеру отношений учитель-ученик, но и к характеру урока, на котором взаимодействуют учащиеся и учителя. Поэтому традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике преподавания литературы принято называть «нетрадиционными».

    Мы  считаем нашу работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а мы, в свою очередь, пытаемся проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.

   Хотим  отметить, что количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки не должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения. Мы склонны принимать позицию большинства в данном вопросе и утверждаем, что нетрадиционные уроки являются лишь одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, но они – требование времени, и отказаться от них невозможно.

   Цели  нашей работы:

  1. Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
  2. Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
  3. Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы  (проанализировать предложенные образцы).
  4. На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.

   Для реализации  поставленных нами целей мы  предполагаем использовать следующие  методы исследования: аналитическое изучение методических статей, содержащих описание подобных уроков; эмпирические: наблюдение, обобщение педагогического опыта и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

    Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.

  1.1Специфика нетрадиционных уроков.

     Человек, живущий в современном  мире, вынужден воспринимать и  перерабатывать огромный объем информации. Большую часть представлений о мире каждый из нас получает в школе, вот почему задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти эффективные средства преподавания, способные не только количественно увеличить объем предложенного учебного материала, но и обеспечить его качественное запоминание и усвоение.

     Одним из наиболее продуктивных  путей обучения в связи с  обозначенной проблемой может  быть использование межпредметных  связей, эффективной формой реализации  которых являются интегрированные уроки, для проведения которых привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Важно не прекращать поиск необычных форм деятельности учащихся на занятии, внедрение в процесс преподавания новых технологий. Современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

     Современный урок должен обладать следующими характеристиками:

     - адекватность современному уровню научных представлений о мире;

     - возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

     - высокий уровень самостоятельности, деятельности;

     - совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;

     - расширения «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;

     - стимул к поиску новых методических форм взаимодействия учителя и ученика;

     - объединение усилий различных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;

     - стремление избежать перегрузки в учебном процессе [Божко Н.М., Кирсанова М.И.]. 

     Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны. По нашему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

   При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

  1. нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;
  2. не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
  3. данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
  4. все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы [Смелкова З.С.].
 

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

   Выделяются три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

Подготовительный.

   В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.  

Собственно  урок.

   Первый этап. Он является предпосылкой  формирования и развития мотивационной  сферы учащихся: ставятся проблемы, выявляется степень готовности  к их решению, к нахождению  путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволить решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

   Развитие мотивационной сферы  осуществляется тем эффективнее,  чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

   Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

   Третий этап. Он посвящен формированию  умений и навыков. Контроль  обычно не выделяется во времени,  а растворяется в каждом из  предшествующих этапов.

  

Анализ.

   В период анализа данных уроков  целесообразно оценивать как  итоги обучения, воспитания, развития  учащихся, так и картину общения  – эмоциональный тонус урока:  не только в общении учителя  с учащимися, но и в общении  учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

  Очевидно, что рассмотренные в частности  – это только ориентиры, наметки  для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая  некоторые точки опоры [Ляудис В.Я.].

    

    Можно нетрадиционно освещать не весь материал на уроке, а только его часть, например личность писателя. Е.Ю.Полтавец в своей книге «Война и мир» Л.Н.Толстого на уроках литературы» показывает, как можно интересно рассказать о великом писателе, не погрязнув при этом в банальном перечислении фактов его биографии. Полтавец говорит о роде Толстовых вцелом, об истории их фамилии. Сообщает о семейных преданиях и о мечтах писателя, о мотивах создания различных произведений. 

    1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

     Классификация, то есть распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества материала, информации.

   Предложенные нами основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Это не исчерпывающая и окончательная информация (приложение 1).

   По нашему мнению, даже простое  представление таких сложных  понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются – с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого необходимо обратить внимание на две особенности классификации. Первая – все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая – некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они – разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.

   Понять главное в нетрадиционном  уроке помогают творческие принципы:

  1. отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2. максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  3. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. развитие функции общения на уроке как условие обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
  7. использование оценки в качестве формирующего (а не только результатирующего) инструмента [Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е.].

   Как первая, так и вторая группы  принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного и могут быть использованы при анализе нетрадиционных уроков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

2.1 Проектная  идея урока: урок – заочная  экскурсия. 

     Поиск нетрадиционных форм урока  ведется уже не первое десятилетие. 

     Урок в форме заочной экскурсии  был предложен в 1966 году В.  Г. Маранцманом (это урок, знакомящий учеников с жизнью и личностью А. П. Чехова). Позднее этим же методистом был предложен этот тип урока на другом материале.

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе