Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:05, курсовая работа
Цели нашей работы:
Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы (проанализировать предложенные образцы).
На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.
1.1 Специфика нетрадиционных уроков.
1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков
1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.
Глава 2. Урок – заочная экскурсия.
2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.
2.2 Примерный план урока - экскурсии.
Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.
Заключение.
Приложение 1.
Список использованной литературы.
План.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.
1.1 Специфика нетрадиционных уроков.
1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков
1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.
Глава 2. Урок – заочная экскурсия.
2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.
2.2 Примерный план урока - экскурсии.
Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.
Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список использованной литературы.
Введение.
Современная
система образования
Мы
считаем нашу работу
Хотим отметить, что количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки не должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения. Мы склонны принимать позицию большинства в данном вопросе и утверждаем, что нетрадиционные уроки являются лишь одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, но они – требование времени, и отказаться от них невозможно.
Цели нашей работы:
Для реализации
поставленных нами целей мы
предполагаем использовать
Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.
1.1Специфика нетрадиционных уроков.
Человек, живущий в
Одним из наиболее
Современный урок должен обладать следующими характеристиками:
- адекватность современному уровню научных представлений о мире;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
- высокий уровень самостоятельности, деятельности;
- совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;
- расширения «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
- стимул к поиску новых методических форм взаимодействия учителя и ученика;
- объединение усилий различных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;
- стремление избежать перегрузки в учебном
процессе [Божко Н.М., Кирсанова М.И.].
Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны. По нашему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.
При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:
1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
Выделяются три периода:
Подготовительный.
В нем активное участие
Собственно урок.
Первый этап. Он является предпосылкой
формирования и развития
Развитие мотивационной сферы
осуществляется тем
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Он посвящен формированию
умений и навыков. Контроль
обычно не выделяется во
Анализ.
В период анализа данных
Очевидно,
что рассмотренные в частности
– это только ориентиры,
Можно нетрадиционно освещать не весь
материал на уроке, а только его часть,
например личность писателя. Е.Ю.Полтавец
в своей книге «Война и мир» Л.Н.Толстого
на уроках литературы» показывает, как
можно интересно рассказать о великом
писателе, не погрязнув при этом в банальном
перечислении фактов его биографии. Полтавец
говорит о роде Толстовых вцелом, об истории
их фамилии. Сообщает о семейных преданиях
и о мечтах писателя, о мотивах создания
различных произведений.
1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.
Классификация, то есть распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходится выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества материала, информации.
Предложенные нами основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Это не исчерпывающая и окончательная информация (приложение 1).
По нашему мнению, даже простое представление таких сложных понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются – с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого необходимо обратить внимание на две особенности классификации. Первая – все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая – некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они – разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.
Понять главное в
Как первая, так и вторая группы
принципов задают общее
Глава 2. Урок – заочная экскурсия.
2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.
Поиск нетрадиционных форм
Урок в форме заочной
Информация о работе Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе