Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Цели нашей работы:

Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы (проанализировать предложенные образцы).
На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.

Содержание

Введение.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.

1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.

2.2 Примерный план урока - экскурсии.

Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.

Заключение.

Приложение 1.


Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по МПЛ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     Природа Спасского и его окрестностей  вдохновляла Тургенева на создание произведений, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы.

     На страницах многих его произведений  мы встречаем изумительные по  богатству красок и тонкому  лиризму изображения картин русской  природы.

     Описание старых «дворянских гнезд» в романах писателя во многом напоминают тургеневскую усадьбу с ее тенистым парком.

     В романе «Новь», по признанию  самого автора, описан парк Спасской  усадьбы (рис.11).  В 7-ой главе читаем: «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по эту сторону Москвы. Расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырех ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми клумбами; налево, минуя скотный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслоненной двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берез виднелась крутая крыша оранжереи».

     С нескрываемой нежностью и восторгом описывал свой парк Тургенев и в письмах к друзьям: «…я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов, и нигде на свете нет такого запаха… под чуть-чуть лепечущими липами, в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистою травкой и земляникой».

     «Сад мой великолепен, зелень  ослепительно яркая, - такая молодость,  такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья их еще слегка свернуты; они еще хранят форму тех почек, в которых они находились несколько дней тому назад; это придает им такой вид, точно они в праздник надели новые платья, на которых заметны еще все складки материи. В моем саду множество соловьев, иволг, кукушек и дроздов – прямо благодать».

     Вправо от березовой аллеи  пролегает липовая аллея посаженная самим Тургеневым во время ссылки. В память об этом она стала называться «аллеей ссыльного» (рис.12),.

      Свернув с «аллеи ссыльного»  вправо, легко пройти к липовой  беседке (рис.13). Она представляет собой небольшой круг из лип, внутри которого, вероятно, была устроена деревянная беседка. В тени старых лип проводил Иван Сергеевич много времени за шахматами, чтением и литературной работой.

     В юго-восточном углу парка,  возле церкви, есть еще она  беседка, в которой летом 1855 года И. С. Тургенев написал  роман «Рудин». Благодаря этому  за ней сохранилось издавна название «беседка Рудина» (рис.14).

     Беседку с центральным местом  парка соединяет короткая аллея.  Сюда сходится несколько аллей,  которые взаимно пересекаются, образуя  римскую цифру XIX, означавшую время основания усадьбы. Длинная липовая аллея (единица в цифре XIX) пересекает центр парка и упирается в берег высохшего пруда (рис.15). Поэт Я. П. Полонский, подолгу живший здесь, подробно описал в своих воспоминаниях парк: «Одна из аллей, самая длинная и прямая, как стрела, вела к пруду. Крутые берега высохшего пруда заросли орешником, дно поросло ежевикой и высокой травой. В густых зарослях обитает многоголосый пернатый мир, знатоком которого был Тургенев – охотник».

     Чтобы пройти к пруду, следует  повернуть вправо по береговой  аллее. Пруд этот назван Тургеневым Савинским в честь пребывания в 1881 году в Спасском знаменитой русской актрисы М. Г. Савиной.

     «Пруд был тоже длинный, - вспоминает  Я. П. Полонский, - хотя и не  очень широкий: он был глубок  и от изобилия ключей очень  холоден. Только около берега на мелких местах, в жаркие летние, вода его, несколько подогретая солнцем, давала возможность купаться не без удовольствия».

     К самой воде с береговой  аллеи спускаются две короткие  дорожки. Пруд устроен искусственно, посредством земляной плотины, перегородившей широкую лощину [Липеровская С.] .

     От пруда к центру парка ведет извилистая «аллея – змейка». Пройдя по ней вверх, потом повернув вправо, попадаете на еловую аллею.

     Старых елей сохранилось немного:  большая часть их погибла еще  в дореволюционные годы. Справа от аллеи находились две каменные оранжереи. Кроме цветов, в них выращивались абрикосы, ананасы и персики.

     По другую сторону еловой аллеи  лежит большая поляна, разделенная  надвое березовой аллеей (рис.16).

    Узкая дорожка пересекает поляну, на которой росли до самого «молодого» сада кусты смородины, крыжовника, малины разных сортов. Отдельно росли сливы и вишни. Большую площадь занимали парники.

     К правому концу березовой аллеи примыкает поперечная тенистая липовая аллея. Она пересечена несколькими аллеями, идущими из центра парка.

     Если мы пройдем вверх по  центральной аллее до поворота, то увидим могучий дуб в  три обхвата (рис.17). В настоящее время дереву насчитывается свыше сто лет. Тургенев, вероятно, об этом дубе писал в повести «Фауст»: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на нем лежал золотой свет, тусклый и мягкий; даже в тень проникал он… а что слышалось птиц!» [Понятовский А.]

         После смерти писателя его наследники вывезли из Спасского мебель, библиотеку, вещи. В январе 1906-го года опустевший дом сгорел, усадьба была заброшена. В октябре 1918 года все принадлежавшее писателю стало национальным достоянием. По инициативе поэта В. Я. Брюсова в ноябре в ознаменование столетия со дня рождения И. С. Тургенева в Орле был открыт музей, куда передали все сохранившееся после смерти писателя. Спасское – Лутовиново объявили государственным заповедником, тургеневский парк стал доступен для посещения (рис.18).

     Важнейшим этапом в истории  тургеневских мест стало воссоздание  главного дома усадьбы. На основе  подлинных вещей и мебели, принадлежавших  И. С. Тургеневу, в нем была  воспроизведена обстановка, которая была в 1881 году, когда писатель в последний раз приехал на родину.

     Прямо у входа в усадьбу  высятся могучие ясени с замшелой  корой у корней и грачиными  гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается  светло-лиловый деревянный дом.

     Осмотр его начинается с галереи.  Раньше здесь размешалась кухня  кладовые, чуланы. Сейчас это –  вводный зал музея, с мраморным  бюстом И. С. Тургенева работы  скульптора В. Н. Домогацкого  в центре.

     Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь в столовую (рис.19), и сразу же нас охватывает атмосфера старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам – потемневшие от времени фамильные портреты (рис.20). По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника XVIII века Ф. С. Рокотова. В углу столовой стоят большие английские часы в форме башни (рис.21).

     Многие помнят эти стены. В  воспоминаниях Я. П. Полонского есть интересный рассказ о последнем приезде в гости к Тургеневу Л. Н. Толстого в 1881 году.

     Беседуя с хозяином, Лев Николаевич  утверждал, что если сохранятся  неизменными существующие порядки,  то в России через 25 лет будет  революция. Непосредственно к столовой примыкает небольшая комната, которую в Спасском называли малой гостиной (рис.22). Это первая комната дома, куда через стеклянную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван в «турецком вкусе», который с давних лет получил прозвище «самосон» (рис.23). Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

     Над диваном висит выполненный  пастелью портрет Николая Сергеевича  Тургенева, старшего брата писателя.

     Непосредственно к малой гостиной  примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. Большая гостиная (рис.24), так же как и столовая, принадлежала к парадным комнатам дома. Она обставлена мебелью красного дерева: овальный стол с резной тумбой, оканчивающийся звериными лапами; диван, обтянутый зеленым плюшем, с подлокотниками в виде грифонов и фризом на античный сюжет на спинке; мягкие кресла с позолоченными спинками. Обстановку гостиной дополняют старинное трюмо и бюро-секретер (рис.25) с откидной доской и множеством маленьких ящичков внутри [Еремина Т.К].

     Из угловой гостиной входим  в кабинет Ивана Сергеевича (рис.26). Эта комната является центром, который как бы объединяет вест дом. Здесь писатель оставался наедине со своими творческими раздумьями, здесь создавались важнейшие творения.

     Напротив письменного стола в  «красном углу», по обычаю того  времени, висит старинная икона  в серебряном окладе (рис.27). Это фамильная реликвия Спасского дома. По семейному преданию, образ Спаса Нерукотворного был пожалован чуть ли не самим Иваном Грозным одному из предков писателя.

     Аккуратный во всем, Иван Сергеевич  лишь по отношению к творческой  работе не мог соблюдать определенного  режима. В Спасском зачастую он  работал запоем; писал, не разгибая  спины, по восемь часов подряд, зачастую засиживался за работой до третьего часа ночи. Поэтому рабочая комната служила писателю одновременно и спальней (рис.28).

     Угол кабинета отгорожен деревянными  ширмами. За ними находится  кровать Тургенева, возле нее  бельевой шкаф и ночной столик.

     Кабинетом оканчивается та часть  лутовиновского дома, которая уцелела  после пожара 1839-го года. Следующая  за ним комната расположена  в одной из сделанных позже  пристроек. В. П. Тургенева дала  ей название «казино» (рис.29), то есть комната для свободных занятий, где можно уединиться от остального общества, поиграть в карты и чувствовать себя более свободным от строгого регламента, соблюдавшегося в остальных комнатах дома.

     Сейчас, как и прежде, центральное  место в «казино» занимает  массивный овальный стол карельской  березы, предназначенный для игры в карты.

     Тургенев никогда не относился серьезно к карточным играм. Его любимым занятием были шахматы. Об увлечении писателя и сражениях, происходивших в Спасском, напоминает прекрасной работы столик с доской, набранной различными породами дерева (рис.30).

      У Тургенева было незаурядное  шахматное дарование. Если не  считать профессиональных мастеров, он был сильнейшим игроком своего времени.

     Библиотека Тургенева занимает  самую большую комнату дома (рис.31). Она расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты – тяжелый домодельный билльярд, крытый зеленым сукном.

     Библиотека, включающая книги на  нескольких языках и принадлежавшая  И. С. Тургеневу, представляет  собой исключительную научную  ценность. В ее составе сохранились  многие уникальные издания, книги  с автографами В.Г. Белинского, А. И. Герцена, самого И. С. Тургенева, «Немецко-французские ежегодники», изданные в 1844-ом году в Париже Карлом Маркса, а также сотни других томов, каждый из которых мог бы составить гордость любого книжного собрания [Афонин Л., Мищенко А.].

     Каждый год тысячи людей приезжают  в Спасское0Лутовиново, чтобы прикоснуться  к истории, проникнуться атмосферой  творчества, царящей там.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

   В своей работе мы пришли к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место.

   Мы проанализировали  имеющуюся литературу, представили  сделанные нами выводы.

   Мы предоставили, с нашей точки зрения, возможную  классификацию нетрадиционных уроков  и вариант урока в подобной форме, возможный для проведения в рамках программы.

   Мы считаем,  что проведенное нами исследование  актуально и имеет ценность  для дальнейшего развития данной  темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе