Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:05, курсовая работа
Цели нашей работы:
Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы (проанализировать предложенные образцы).
На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.
Введение.
Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.
1.1 Специфика нетрадиционных уроков.
1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков
1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.
Глава 2. Урок – заочная экскурсия.
2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.
2.2 Примерный план урока - экскурсии.
Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.
Заключение.
Приложение 1.
Список использованной литературы.
С течением лет изменилась
не столько форма урока,
Такая форма урока как заочная экскурсия изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел урока. В настоящей курсовой работе мы попробуем собрать воедино и обобщить материал по этой теме.
Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке – заочной экскурсии – воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию.
Урок
типа заочной экскурсии может
быть проведен с разными
-
заочные экскурсии по местам
жизни писателя можно
-
углубления интереса к
-
углубление интереса к
Как
реализуется замысел урока? Совместная
деятельность учащихся и учителя
осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап.
Учитель создает мотивацию учащихся; просит их разбиться на группы для выполнения домашнего задания.
Одна часть класса готовит
устное сообщение об истории
того периода: какие процессы
происходили в политике, в социальной
среде, в культурной жизни
Вторую группу можно попросить найти в тексте и выразительно прочитать описание мест, где жил автор и герои его произведений.
Можно дать задание ученикам нарисовать, как они представляют себе героев произведений, их дома и место действия.
Другим
группам можно заранее
Учащиеся
знакомятся с программой; определяются
с той сферой деятельности, в которой
хотели бы себя развивать, реализовать.
Деятельный этап.
Учитель осуществляет при необходимости корректировку деятельности групп, организационное сопровождение.
Учащиеся
осуществляют деятельность по определенному,
разработанному ими плану.
Оценочно-
Учитель
в совместной с учащимися деятельности
осуществляет представление результата
деятельности [Лукьянова М.И., Разина Н.А.].
Что дает данный урок-экскурсия педагогу?
Результатом
данного урока-экскурсии
2.2 Примерный план урока-экскурсии.
При организации урока необходимо использовать следующее оборудование:
По ходу урока зачитываются доклады с описанием политической обстановки того времени, ярких исторических событий, сообщения о культурной жизни эпохи.
Можно попросить ребят закрыть глаза и представлять экскурсию молча. Учащиеся слушают голос учителя и в их сознании возникают образы тех мест, про которые им рассказывает учитель. Необходимо спросить, что им представляется в первую очередь, что им открывается потом.
Свой рассказ учитель должен начать с общей панорамы. У учащихся должно создаться ощущение, как будто они сами видят то место, о котором идет речь. Далее необходимо остановиться на вещах и предметах, вдохновлявших писателя при создании произведений. Объяснить историю возникновения такой тесной связи. Это может быть Нева, как у Ф. М. Достоевского, или старый дуб в парке, как у И. С. Тургенева.
Вслед за осмотром окрестностей следует описание дома писателя с подробным рассказом о предметах мебели и интерьера. Мы проходимся по всем комнатам, заглядываем в рабочий кабинет, именно он может многое рассказать о личности своего хозяина. Учитель говорит о знаменитых людях, посещавших этот дом, собраниях и кружках, имевших место быть в его стенах. Необходимо рассказать о нравах других жильцов, объяснить, как они повлияли на характер и мировоззрение писателя.
Важно
отметить все этапы становления писателя
как личности: описать его детство, рассказать
о том учебном заведении, где он обучался.
Нужно сообщить ученикам о порядках, царивших
там, о людях, посещавших занятия вместе
с изучаемым автором.
Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.
В Мценском районе Орловской
области, в 65 км от города
Орла и в 15 икм от города
Мценска, находится усадьба
Спасское – Лутовиново принадлежит к числу замечательных культурных памятников России. На протяжении долгих лет оно было тесно связано с жизнью и творчеством И. С. Тургенева (рис.2). Здесь он полюбил русскую природу, русский народ и возненавидел крепостнический гнет. Те глубокие впечатления, которые писатель получил в Спасском, послужили ему богатейшим материалом для творчества. В произведениях писателя художественно отразились окружавшие его реальные лица, реальная обстановка [Богданов Б.В.].
На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди.
С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце XVI века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову (рис.3). С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.
Устроителем спасской усадьбы,
связанной в нашем сознании
с памятью об Иване Сергеевиче
Тургеневе, стал его
Одной из самых трудоемких
работ было устройство парка.
Границу усадьбы обозначил
Организация и успешное
Наряду с роскошной павловской
мебелью карельской березы, залом
для представлений крепостного
театра и хорами для
После смерти И. И. Лутовинова, в 1813 году, Спасскую усадьбу и поместья в Орловской и соседних губерниях унаследовала его племянница Варвара Петровна Лутовинова, которая стала одной из самых богатых помещиц губернии (рис.5). Она вышла замуж уже не молодой за гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева. В автобиографической повести «Первая любовь» Иван Сергеевич рассказывает о своих родителях: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала, серилась – но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно… Я не видел человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».
Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в городе Орле. В 1821 году семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново [Богданов Б.В.].
Широкая аллея ведет от въезда к месту, где стоял дом Тургеневых (рис.6). Клумбу с лиственницей огибал большой усадебный дом в форме отлогой подковы.
Рядом с фундаментом бывшего
дома стоял под сенью вековых
лип небольшой деревянный
Там Тургенев продолжал
За «флигелем изгнанника»
У въезда на двор, со стороны села, И. С. Тургеневым была построена богадельня (рис.9), в которой доживали свой век престарелые дворовые его матери.
При Варваре Петровне весь двор заполняли различные хозяйственные постройки: кладовые, ледники, винные подвалы, кухни, псарни, кучерский флигелек.
Заднее крыльцо «флигеля
Информация о работе Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе