Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Цели нашей работы:

Обозначить место нетрадиционного урока в системе уроков литературы в современной средней школе.
Классифицировать нетрадиционные уроки, выделить возможные формы подобных уроков.
Выявить методику подготовки и проведения уроков нетрадиционной формы (проанализировать предложенные образцы).
На практике проанализировать возможности урока, проводимого в нетрадиционной форме, урока – заочной экскурсии.

Содержание

Введение.

Глава 1. Нетрадиционные уроки в системе занятий в современной средней школе.

1.1 Специфика нетрадиционных уроков.

1.2 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков

1.3 Классификация уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Глава 2. Урок – заочная экскурсия.

2.1 Проектная идея урока: урок – заочная экскурсия.

2.2 Примерный план урока - экскурсии.

Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.

Заключение.

Приложение 1.


Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по МПЛ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     С течением лет изменилась  не столько форма урока, сколько  степень самостоятельности учащихся.

    Такая форма урока как заочная экскурсия изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел урока. В настоящей курсовой работе мы попробуем собрать воедино и обобщить материал по этой теме.   

     Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке – заочной экскурсии – воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию.

     Урок  типа заочной экскурсии может  быть проведен с разными целями:

     - заочные экскурсии по местам  жизни писателя можно использовать  для                                        углубления интереса к фактической стороне биографии;

     - углубления интереса к личности  писателя;

     - углубление интереса к творческой  лаборатории писателя (как в творчестве  преображается природа родного  для писателя края, какие реалии  способствовали появлению определенных художественных образов).

    

       Как реализуется замысел урока? Совместная деятельность учащихся и учителя  осуществляется поэтапно. 

       Подготовительный  этап.

       Учитель создает мотивацию учащихся; просит их разбиться на группы для выполнения домашнего задания.

         Одна часть класса готовит  устное сообщение об истории  того периода: какие процессы  происходили в политике, в социальной  среде, в культурной жизни общества.

       Вторую  группу можно попросить найти в тексте и выразительно прочитать описание мест, где жил автор и герои его произведений.

       Можно дать задание ученикам нарисовать, как они представляют себе героев произведений, их дома и место действия.

       Другим  группам можно заранее предложить выписать на карточки имена героев, названия улиц, площадей, церквей, рек, дорог, связанных с темой урока – экскурсии; составить карту маршрута по местам произведений изучаемого автора, подготовить литературную страничку в школьной стенгазете и т. д. Ясно, что для активизации творческого воображения нужен материал. С этой целью надо внимательно прочитать произведения, указанные учителем; основательно изучить биографию автора; подготовить выразительное чтение фрагментов произведений изучаемого автора.

       Учащиеся  знакомятся с программой; определяются с той сферой деятельности, в которой хотели бы себя развивать, реализовать. 

       Деятельный  этап.

       Учитель осуществляет при необходимости  корректировку деятельности групп, организационное сопровождение.

       Учащиеся  осуществляют деятельность по определенному, разработанному ими плану. 

       Оценочно-прогностический этап.

       Учитель в совместной с учащимися деятельности осуществляет представление результата деятельности [Лукьянова М.И., Разина Н.А.]. 

       Что дает данный урок-экскурсия педагогу?

    1. Появляется возможность по-новому увидеть учащегося.
    2. Иметь более широкую возможность оценивания учащихся, выйдя за рамки привычного стереотипа оценивания.
    3. Возможность эмоционального удовлетворения; стимула к дальнейшей деятельности.

    Результатом данного урока-экскурсии является не количественные показатели, а создание творческого продукта. 

    2.2 Примерный план урока-экскурсии.

       При организации урока необходимо использовать следующее оборудование:

      1. Портрет изучаемого писателя, желательно выполненный в то время, когда он создавал свои произведения.
      2. Книги, написанные автором, его статьи. Оформить их можно в виде стенда с заглавием из произведений данного писателя.
      3. Стенд с использованием комплекта открыток, иллюстраций к произведениям автора, рисунков самих учащихся, фотографий и других материалов [Кодратьева Л.А.].
 

       По  ходу урока зачитываются доклады с описанием политической обстановки того времени, ярких исторических событий, сообщения о культурной жизни эпохи.

       Можно попросить ребят закрыть глаза  и представлять экскурсию молча. Учащиеся слушают голос учителя и в их сознании возникают образы тех мест, про которые им рассказывает учитель. Необходимо спросить, что им представляется в первую очередь, что им открывается потом.

       Свой  рассказ учитель должен начать с  общей панорамы. У учащихся должно создаться ощущение, как будто они сами видят то место, о котором идет речь. Далее необходимо остановиться на вещах и предметах, вдохновлявших писателя при создании произведений. Объяснить историю возникновения такой тесной связи. Это может быть Нева, как у Ф. М. Достоевского, или старый дуб в парке, как у И. С. Тургенева.

       Вслед за осмотром окрестностей следует описание дома писателя с подробным рассказом  о предметах мебели и интерьера. Мы проходимся по всем комнатам, заглядываем  в рабочий кабинет, именно он может  многое рассказать о личности своего хозяина. Учитель говорит о знаменитых людях, посещавших этот дом, собраниях и кружках, имевших место быть в его стенах. Необходимо рассказать о нравах других жильцов, объяснить, как они повлияли на характер и мировоззрение писателя.

       Важно отметить все этапы становления писателя как личности: описать его детство, рассказать о том учебном заведении, где он обучался. Нужно сообщить ученикам о порядках, царивших там, о людях, посещавших занятия вместе с изучаемым автором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Путешествие на родину И.С.Тургенева.

     В Мценском районе Орловской  области, в 65 км от города  Орла и в 15 икм от города  Мценска, находится усадьба великого  русского писателя Ивана Сергеевича  Тургенева – ныне Государственный  заповедник Спасское – Лутовеново (рис.1).

     Спасское – Лутовиново принадлежит к числу замечательных культурных памятников России. На протяжении долгих лет оно было тесно связано с жизнью и творчеством И. С. Тургенева (рис.2). Здесь он полюбил русскую природу, русский народ и возненавидел крепостнический гнет. Те глубокие впечатления, которые писатель получил в Спасском, послужили ему богатейшим материалом для творчества. В произведениях писателя художественно отразились окружавшие его реальные лица, реальная обстановка [Богданов Б.В.].

     На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди.

     С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце XVI века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову (рис.3). С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

     Устроителем спасской усадьбы,  связанной в нашем сознании  с памятью об Иване Сергеевиче  Тургеневе, стал его двоюродный  дед Иван Иванович Лутовинов. Центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом, дом с портиком, украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Даже в сухом перечне строений, оставшихся после смерти И. И. Лутовинова, можно почувствовать своеобразие быта обширной барской усадьбы XVII века, того быта, который еще застал в детстве писатель.

     Одной из самых трудоемких  работ было устройство парка.  Границу усадьбы обозначил глубокий  ров, выкопанный по всей ее  окружности. Работы по благоустройству  парка были начаты на самом  рубеже XVIII и XIX столетий. Временем окончания можно считать дату освящения вновь построенной каменной церкви – 1809-й год (рис. 4).

     Организация и успешное завершение  этих огромных, необычайно трудоемких  работ свидетельствуют не только  о незаурядной натуре И. И.  Лутовинове, но и о том, что  он принадлежал к высшему кругу просвещенного братства XVIII века, легенды о причудах и самодурстве которого дошли до наших дней.

     Наряду с роскошной павловской  мебелью карельской березы, залом  для представлений крепостного  театра и хорами для музыкантов  в доме почетное место занимали книги. В библиотеке, собранной И. И. Лутовиновым, в массивных кожаных переплетах с тиснеными инициалами «И. Л.» хранились сочинения Монтескье, Руссо, Дидро, Даламбера, тома знаменитой Французской энциклопедии [Еремина Т.К.].

     После смерти И. И. Лутовинова, в 1813 году, Спасскую усадьбу и поместья в Орловской и соседних губерниях унаследовала его племянница Варвара Петровна Лутовинова, которая стала одной из самых богатых помещиц губернии (рис.5). Она вышла замуж уже не молодой за гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева. В автобиографической повести «Первая любовь» Иван Сергеевич рассказывает  о своих родителях: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала, серилась – но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно… Я не видел человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».

     Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в городе Орле. В 1821 году семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново [Богданов Б.В.].

     Широкая аллея ведет от въезда к месту, где стоял дом Тургеневых (рис.6). Клумбу с лиственницей огибал большой усадебный дом в форме отлогой подковы.

     Рядом с фундаментом бывшего  дома стоял под сенью вековых  лип небольшой деревянный флигель,  построенный в начале XIX века. Позже его прозвали «флигелем изгнанника» (рис.7) в память о годах, прожитых в нем Тургеневым в период ссылки (1852-1853). История ссылки такова: Книга «Записки охотника», изданная в 1852 году, вызвала большое негодование в правительственных кругах. Цензор, пропустивший ее, был отстранен от должности, и правительство искало повода, чтобы наказать автора за его «зажигательную» книгу и запретить писать. В том же году Тургенев написал некролог на смерть Гоголя. Петербургская цензура запретила его печатать. Иван Сергеевич переслал некролог в Москву своим друзьям, которым удалось напечатать его в «Московских ведомостях» под заголовком «Письмо из Петербурга». Якобы за нарушение цензурных правил, было создано целое «дело». Автор «Записок охотника» по распоряжению Николая I был подвергнут месячному заключению на съезжей и затем выслан в Спасское под надзор полицейских агентов.

      Там Тургенев продолжал работать  над новыми произведениями. В  свободное время писатель охотился  в окрестностях Спасского (рис.8), много читал, посещал крестьян и записывал фольклор. Тургенев признавался, что безвылазное пребывание в деревне имело для него свою положительную сторону: «…пребывание под арестом, а потом в деревне принесло мне несомненную пользу: оно сблизило меня с такими сторонами русского быта, которые при обыкновенном ходе вещей, вероятно, ускользнули бы от моего внимания».

     За «флигелем изгнанника» расположен  хозяйственный двор.

     У въезда на двор, со стороны  села, И. С. Тургеневым была  построена богадельня (рис.9), в которой доживали свой век престарелые дворовые его матери.

     При Варваре Петровне весь двор заполняли различные хозяйственные постройки: кладовые, ледники, винные подвалы, кухни, псарни, кучерский флигелек.

     Заднее крыльцо «флигеля изгнанника»  выходило в парк, на старую, когда-то  сплошь березовую аллею, ведущую  к заглохшему пруду (рис.10). С течением времени погибавшие березы заменялись молодыми липами, только ниже поперечной аллеи сохранившиеся березы да посадки молодого березняка напоминают об этой белоствольной аллее парка.

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современной воспитательной системе