Нетрадиционные уроки в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационных форм обучения.
Следовательно, задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данной проблеме;
Рассмотреть нетрадиционные формы уроков;
Обозначить их специфику;
Проанализировать диагностику нетрадиционных уроков, их влияние на детей;
Описать опыт работы учителей историков по нетрадиционной форме уроков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных уроков…………………..6
Классификация уроков……………………………………………………6
Нетрадиционные уроки и требования к ним……………………………12
Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам.19
2.1. Урок-игра «Древний Рим»……………………………………………….19
2.2 Уроки-соревнования……………………………………………………….25
2.3 Уроки типа КВН……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список……………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Нетрадиционные уроки.docx

— 57.42 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа

 

Нетрадиционные уроки  в современном образовании

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных уроков…………………..6

    1. Классификация уроков……………………………………………………6
    2. Нетрадиционные уроки и требования к ним……………………………12

Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам.19

2.1. Урок-игра «Древний  Рим»……………………………………………….19

2.2 Уроки-соревнования……………………………………………………….25

2.3 Уроки типа КВН……………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………..27

Библиографический список……………………………………………………28

 

Введение 

 

С середины 70-х гг. в отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного  труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так  называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение  и удержание интереса учащихся к  учебному труду[2, с.12].

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру[2, с.45]. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных  работ, коллоквиумов и т.д.

Нужно так организовать учебный  процесс, так его проводить, чтобы  учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.

Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные способы к организации  процесса обучения в средней  школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих  и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Если учитель правильно  подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики  будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

В данной курсовой работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы Поташника  М.М., Студеникина М.Т., Степанищева А.Т., Подласого И.П. и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е. А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований[34, с. 34]. Е. А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е. А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей [34, C.25].

Цель обучения состоит  не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков. Но и подготовки школьника как субъекта своей  образовательной деятельности. Задачи в образовании остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Решаются эти задачи, как правило, на уроке и во внеурочное время.

 

Актуальность проблемы состоит в том, что правильно подобранные нетрадиционные уроки расширяют кругозор детей и учат их творчески подходить к изучению истории, но не стоит их ставить во главе обучения, они должны быть вспомогательным материалом.

Гипотеза: я предполагаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и  способствуют поддержанию стабильного  интереса к учебной работе и лучшему  усвоению программного материала.

Объектом исследования курсовой работы являются нетрадиционные формы  организации учебного процесса.

Предметом – конкретные их реализации.

Целью моей работы является рассмотрение инновационных форм обучения.

Следовательно, задачи курсовой работы:

  • Изучить литературу по данной проблеме;
  • Рассмотреть нетрадиционные формы уроков;
  • Обозначить их специфику;
  • Проанализировать диагностику нетрадиционных уроков, их влияние на детей;
  • Описать опыт работы учителей историков по нетрадиционной форме уроков.

Структура курсовой работы состоит из 2-х глав. 4-х параграфов, введения, заключения и библиографического списка.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы нетрадиционных уроков

 

    1. Классификация уроков

 

Исходя из разных целей  и задач, содержания деятельности, видов  учебных работ, применяемых методик  и технологий, особенностей учащихся и уровня творческих возможностей учителя, существуют в педагогике различные  классификации уроков. В любой классификации за основу берутся более выраженные признаки урока, в соответствии с которыми и выделяются типы уроков.

Классификации уроков посвящено  много исследовательских работ. Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н. Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов) [24, с.56]. По цели организации занятий уроки классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения и его результата. По цели организации занятий детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся все уроки можно делить на: уроки изучения нового материала (1-й тип), совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Практически целесообразной является классификация уроков не только по типам, но и по видам. Исходя из характера  деятельности учителя и учащихся, это деление совпадает, по мнению М.И. Махмутова, с делением по способам реализации методов обучения[19, с.67].

Среди теоретиков и практиков  значительную поддержку получила классификация  уроков по таким признакам, как дидактическая  цель и место урока в общей  системе. На основании этого положения  можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:

  1. уроки изучения новых знаний;
  2. уроки формирования новых умений;
  3. уроки обобщения и систематизации изученного;
  4. уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  5. уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
  6. комбинированные (смешанные).

Самым распространенным в  педагогической практике является тип  комбинированного урока. По мнению ряда теоретиков и практиков они составляют примерно 75-80 % от общего количества уроков. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.

Урок этого типа позволяет  одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов  урока и переход их друг в друга  обеспечивают гибкость и подвижность  его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени, когда на изучение нового материала  остается 15-20 минут, а остальное время  уходит на другие виды работ; увеличившийся  объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д. При правильной организации  возможно сведение этих недостатков  к минимуму. Но лучше всего они компенсируются другими типами уроков, ориентированных на конкретные виды деятельности.

Представим сущность некоторых  типов уроков.

1) Урок изучения новых  знаний.

Основное время отводится  на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Это может быть блочный способ его подачи и изучения. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т.д.

На уроке применяются  разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу  проблемного характера, включение  в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядности и технических  средств. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует  полученные знания учащихся.

Структура урока изучения новых знаний:

а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее  изученного с целью связи с  новым);

б) постановка целей и  задач урока;

в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в  самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);

г) выполнение практических работ как закрепление нового материала;

д) домашнее задание и его комментарий;

ж) подведение итогов урока  с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.

2) Урок совершенствования  (закрепления) новых знаний и  умений:

а) для систематизации и  обобщения знаний и более глубокого  их осмысления;

б) задачи уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной  и практической деятельности;

в) закрепление ранее усвоенных  знаний и органической связи с  новыми;

г) коррекция знаний и  умений.

Структура такого урока:

а) организация начала урока;

б) постановка целей и  задач;

в) упражнения разных видов  и уровней сложности по изученному материалу, практические и лабораторные работы и включение учащихся в  самостоятельную деятельность под  руководством учителя (наблюдения, консультации);

г) подведение итогов работы: показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение, уточнение  каких-либо особенностей, выставление  отметок учащимся;

д) обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определения тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса;

е) постановка и комментарий выполнения домашнего задания;

ж) коррекция знаний и  деятельности учащихся.

На таких уроках почти  не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения  делаются учащимися непосредственно  по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает  соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для  урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный  этап и логически вписывается  в содержание основных упражнений урока.

Достижение дидактических  целей урока связано и с  организацией контрольно-оценочной  функции. Разнообразие заданий и  видов работ предполагает оптимальное  сочетание индивидуального и  фронтального опроса (на материале  проблемных вопросов и ситуаций) с  переходом к устным и письменным практическим упражнениям. Варианты уроков предусматривают:

    • организацию работы по написанию диктантов, микросочинений, по решению задач, составлению схем, графиков, диаграмм;
    • обращению с приборами, механизмами, устройствами, проведению несложных опытов и экспериментов.

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современном образовании